Рисование - линейная графика подготовка детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:33, методичка

Описание

Подготовка детей к обучению к школе – ответственный, этап завершающий дошкольное воспитание. От того, как он будет пройден, во многом зависит успешность начального обучения и формирования у ребенка нового для него социального статуса школьника. В это время важно правильно организовать образовательную деятельность (занятия) детей и наполнить ее содержанием, выбрав основные виды деятельности, соответствующие психофизиологическим возможностям и возрастным потребностям.

Работа состоит из  1 файл

роль рисования в подготовке к школе.docx

— 2.29 Мб (Скачать документ)

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО  - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИСОВАНИЕ – ЛИНЕЙНАЯ ГРАФИКА» В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

  (Подготовила Танаева Н.А., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Рябинушка» р.п. Сосновское Нижегородской области)

Подготовка детей к обучению к школе – ответственный, этап  завершающий дошкольное воспитание. От того, как он будет пройден, во многом зависит успешность начального обучения и формирования у ребенка нового для него социального  статуса школьника. В это время важно правильно организовать образовательную деятельность (занятия) детей и наполнить ее содержанием, выбрав основные виды деятельности, соответствующие психофизиологическим возможностям и возрастным потребностям.

      Чтение  и письмо – основа школьного  начального учебно - познаватель - ного процесса. Некоторые дети их легко осваивают и успешно учатся, для других загадочные палочки и закорючки становятся причиной многих бед, попреков в нерадивости со стороны учителей и родителей.

      Трудности  в освоении грамоты, как правило,  обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно – условные знаки с конкретными явлениями и предметами, и часто недостаточное развитие мышц руки и глазного контроля не позволяют ребенку красиво писать.

      Есть много  причин, затрудняющих обучение грамоте,  но неразвитость образного мышления  и несформированность  графического навыка, пожалуй,

 

 

главные. Особая роль в детском саду этим  вопросам отводится образовательной области «Художественное творчество»,  в частности, рисованию. В своей работе я применяю «Рисование – линейную графику». Особенностью этой педтехнологии является ее целенаправленность одновременного и поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией, и формирование технических навыков, при помощи которых ребенок фиксирует то, что он узнает об окружающем мире, таким образом, осуществляется комплексный подход в его подготовке к школе.


        Занятия  по «Линейной графике» рассматриваются  как своеобразный переходный  период от конкретно – предметного  рисования к пиктографии и  письменности. Это обусловило, во – первых, выбор формата рабочей плоскости – альбомный лист, во – вторых, использование таких графических материалов, как карандаши, фломастеры, шариковые и гелиевые ручки, тушь, перо и т.п.; применение в зависимости от образной задачи таких графических средств, как точки, линии, штриха или их сочетаний; в – третьих, использование в рисунках условно – схематической стилистики как наиболее соответствующей особенностям творчества 6 – летнего ребенка и близкой к пониманию им изображения окружающего мира.


Основным, хотя и не единственным, средством образного выражения в создаваемых детьми композициях является линия, систематическая работа с которой позволяет хорошо развить тонкую моторику кисти рук, освоить основные движения, необходимые в письме, и  подготовить ребенка к статическим нагрузкам. Разнообразие графических материалов дает возможность индивидуального подхода к ребенку с целью корректировки мышечного тонуса руки и позволяет в процессе рисования решить ряд проблем, на которые уже не придется отвлекаться при освоении письменности.

        Ребенок  знакомится с изобразительными  свойствами материалов, осваивает  различные техники работы с  ними, учится регулировать графическое  движение в соответствии с  задачами изображения и особенностями  материала (карандаш, фломастер,  ручка и т.д.). Это способствует  развитию у него произвольной  регуляции силы нажима на материал  в зависимости от его свойств;  произвольного изменения размаха  движения в процессе выполнения  графического задания. В процессе овладения данными навыками у ребенка происходит формирование сенсомоторных координаций на уровне глаз – рука.

        Правильное  удержание графических материалов, многократное повторение  одних  и тех же графических элементов  в разных композициях способствует  формированию двигательного стереотипа.

        Рисование  разных линий (волнистых, дугообразных, ломаных, спиралевидных)  чрезвычайно  важны для подготовки руки  ребенка к письму.

         Темы занятий объединены общей целью – дать ребенку представление об окружающем мире. Земля, люди, их труд, праздники и обычаи, природа, космос, произведения различных искусств – все является предметом для изучения. Научные факты и вымысел равно достойны изучения. Анализ и синтез, которые организуют впечатления в систему художественных образов, способствуют формированию у детей целостного взгляда  на мир, ведут к пониманию законов мироздания.

       Знакомя детей с какой – либо темой, в своей работе я использую прием театрализации, что помогает ребенку лучше понять новое явление. Кроме того, у детей раскрываются артистические способности, снимается внутренняя неуверенность. Ребенок психологически готовится к публичным выступлениям, что ограждает его от «комплекса школьной доски».

         Работа над темами не только снабжает ребенка большим объемом доступной информации, но и обогащает словарный запас терминами и понятиями, которые пригодятся в школьной жизни, побуждает ребенка к рассуждениям по тому или иному поводу, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи, умения делать выводы, прогнозировать будущее, т.е. развивает его интеллект.


         Теоретическая подготовка к школе тесным образом переплетается с практической. Ребенок на деле постигает законы мироздания, которые отражаются в законах искусства. Складывая лист бумаги в разных направлениях, ребенок еще до школы знакомится со сложением и делением.


          Членение плоскости на разные  фигуры закладывает в его зрительную  память информацию о многообразии и подобии геометрических форм, их соразмерности и подчиненности математическим правилам. Работая по линиям сгиба листа, ребенок приобретает навыки координации движений, что пригодится ему при освоении письма. Дети овладевают навыками сложения листа для получения опорных линий сгиба, учатся ориентироваться по линиям сложения и по клеточкам, составляют декоративные ритмичные, зеркально – и центрально – симметричные композиции в соответствии с полученными знаниями о центре, симметрии, асимметрии, размещают на листе предметное и сюжетное изображение. Деление листа на полосы, секторы, клетки складыванием позволяет ребенку освоить разные зоны пространства – центр, верх, низ, справа, слева, спереди, сзади, диагональ, сторона, средняя линия. В процессе обследования образца, рельефной линии и последующего рисования у ребенка развиваются способности выделять форму, местоположение различных элементов изображаемого объекта, фрагментов сложной линии, анализировать расположение предмета в пространстве. Все это способствует развитию зрительно – пространственной ориентации в микропространстве листа.

      Таким образом,  в течение работы с детьми  с применением педтехнологии «Рисование – линейная графика» ребенок приобретает основные двигательные навыки, достигшие стадии автоматизма, которые обеспечивают ему умение легко и свободно вести линию в разных направлениях, произвольно управлять своими движениями и контролировать точность их выполнения. На основе тренировки тонкой моторики кисти  тренируются психомоторные механизмы управления тонким движением, обогащается чувственно – эмоциональная сфера психики ребенка новыми представлениями о внешнем мире, развивается образное мышление, что способствует переходу к абстрактному мышлению и закладывает основу для творческого отражения внешнего мира. Идет бесстрессовая подготовка к школьной жизни.

 

      


Информация о работе Рисование - линейная графика подготовка детей к обучению в школе