Разработка рекомендаций по совершенствованию рекреационного туризма в г-к Анапа, инновационное обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: Исследование, анализ и изучение рекреационного туризма города курорта Сочи.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать состояние рекреационного туризма на черноморском побережье Кавказа
Проанализировать состояние рекреационного туризма зарубежной Европы
Изучение структуры и динамики развития рекреационного туризма в г-к Сочи
SWOT анализ рекреационного туризма в г-к Сочи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Исследование и анализ состояния воспроизводства рекреационного туризма в России и за рубежом ………………………………………………….5
1.1 Анализ состояния рекреационного туризма на черноморском побережье Кавказа…………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ состояния рекреационного туризма зарубежной Европы………..8
2. Исследование и анализ состояния воспроизводства рекреационного туризма в г-к Сочи……………………………………………………………….15
2.1 Структура и динамика развития рекреационного туризма в г-к Сочи…..15
2.2 SWOT анализ рекреационного туризма в г-к Сочи……………………….22
2.3 Выявление основных проблем и определение основных направлений развития рекреационного туризма в г-к Сочи…………………………………24
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию рекреационного туризма в г-к Анапа, инновационное обоснование……………………………………..29
3.1 Анализ альтернатив решения основных проблем рекреационного туризма в г-к Сочи…………………………………………………………………………29
3.2 Разработка стратегической программы развития рекреационного туризма в г-к Сочи…………………………………………………………………………37
3.3. Оценка экономической эффективности рекреационного туризма в г-к Сочи (в руб)………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.43 Кб (Скачать документ)

        Во-первых, развитию международного туризма в регионе благоприятствуют природные факторы: богатые и разнообразные природно-рекреационные ресурсы, чрезвычайная изрезанность береговой линии и наличие большого числа бухт, заливов, внутренних морей, тысячи километров морских пляжей, густая речная сеть, мозаичность ландшафтов и сочетание по соседству территорий прибрежных и горных пейзажей.

       Во-вторых, очень благоприятны для Европы и культурно-исторические факторы: богатство разнообразных исторических и архитектурных памятников, высокий уровень духовной и материальной культуры, мозаичность национального и религиозного состава населения, высокий уровень образования, давние культурные и иные связи как в пределах региона, так и с другими крупными регионами мира.

        В-третьих, на развитие туризма в зарубежной Европе благоприятно воздействуют социально-экономические и экономико-географические факторы — высокий уровень общеэкономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизированность, наличие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, тесное соседство большинства стран региона, а также относительная (в условиях «транспортной революции») близость их к другим основным туристским регионам мира. Упомянем здесь и высокий уровень индустрии туризма, большой опыт его организации.

         Наконец, в-четвертых, нужно принимать во внимание и политические факторы. К ним относятся прежде всего длительный период мирного развития региона, углубление процессов не только экономической, но в известной мере и политической интеграции, упрощение или отмена пограничного паспортного режима, формирование «надстроечных» общеевропейских структур, особенно в рамках ЕС. Достаточно сказать, что в сфере туризма в зарубежной Европе заняты 35  млн человек; в ней создается около 8% ВВП стран Евросоюза. Но бывает и так, что политическая обстановка воздействует на развитие туризма крайне отрицательно. Ярким примером такого рода может служить бывшая СФРЮ, где сначала угроза гражданских войн, а затем и сами эти войны практически полностью парализовали развитие как внутреннего, так и международного туризма.

        В зарубежной Европе получили развитие почти все возможные виды туризма — познавательный, рекреационный, научный, деловой, религиозный, экологический. Лидирует «большая тройка» классических туристских стран: Франция, Испания и Италия, — где количество прибывающих превышает 25 млн в год. Во «втором эшелоне» (от 10 млн до 25 млн в год) оказываются Великобритания, Польша, Австрия, Германия, Венгрия, Португалия, Андорра, Греция, Швейцария. Остальные страны образуют «третий эшелон». В роли главных поставщиков иностранных туристов выступают страны Средней и Северной Европы, тогда как в странах Южной Европы приток туристов значительно превышает их отток. Именно в этих странах доходы от международного туризма особенно велики. Вот почему основные потоки туристов в регионе имеют направление север — юг.

За основу туристско-рекреационного районирования  зарубежной Европы обычно берется ее общепринятое четырехчленное районирование. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет в пределах этого региона  четыре крупных района — Западный, Южный, Центрально-Восточный и Северный; в таком порядке они следуют  и по размерам привлечения туристов. В основу туристско-рекреационного районирования зарубежной Европы может  быть положен и иной подход — с выделением районов и центров приморского, горного, озерного и речного туризма.

Более подробно рассмотрим характеристики приморских туристско-рекреационных районов как самых распространенных. Для этой цели используется значительная часть всего морского побережья региона. Но в первую очередь речь идет, конечно, о Средиземноморье.

Средиземноморье — главный район туристской специализации  не только в Европе, но и в мире. По развитию туризма и рекреации  он значительно опережает занимающий второе место Карибский бассейн. В конце 80-х годов численность  иностранных туристов, посещающих этот район, достигла уже 160 млн человек (по другим оценкам, даже 240 млн), причем бульшая  часть из них концентрировалась  в Европейском Средиземноморье. Специфические черты этого района морского туризма: преобладание линейной формы туристско-рекреационного освоения территории (вдоль морского побережья), большая роль островов, ярко выраженная сезонность туристских потоков с  многократным перевесом летнего (купального) сезона, создание преимущественно крупных  комплексов с сильной концентрацией  туристов и отдыхающих. Эта тенденция  только в 80-е годы сменилась переходом  к формированию небольших по размерам туристских центров, больше соответствующих  потребностям современного активного  туризма и лучше вписывающихся  в окружающую природную среду.

        Долгое время в средиземноморском туризме конкурировали Франция и Италия. Главный средиземноморский туристско-рекреационный район Франции называют французской Ривьерой, или Лазурным Берегом. Это участок побережья, протянувшийся на 230 км от Тулона на западе до Ментоны у франко-итальянской границы. Здесь, на защищенном от северных ветров Приморскими Альпами Лазурном Берегу, количество погожих дней в году достигает 300. Средняя годовая температура воздуха +20 °С, и даже зимой она не опускается ниже +8 °С. Соответственно, и купальный сезон здесь достаточно длительный. Столица французской Ривьеры — курортный город Ницца, в котором туризм дает работу половине населения. Другие курортные города — Канн (Канны), знаменитый своими ежегодными кинофестивалями, Антиб, Ментона, несколько более мелких.

В последнее  время в туристско-рекреационных  целях начато освоение западной части  средиземноморского побережья Франции, расположенной между устьем Роны и Пиренеями.

В Италии главный район средиземноморского туризма и рекреации — итальянская  Ривьера, являющаяся продолжением французской. Она также была освоена европейской  аристократией еще в XIX  в. Среди  ее курортных городов наиболее известны Сан-Ремо, Рапалло, Портофино. Но фактически специализацию на приморском туризме  имеет вся приморская полоса не только Лигурийского, но и Тирренского моря с такими центрами, как Неаполь, Сорренто и многими меньшими в Калабрии и Сицилии. А на Адриатическом  море это прежде всего венецианская Ривьера.

Третья  страна «большой тройки» — Испания  — в долгие годы правления генерала Франко была гораздо менее доступна для иностранных граждан. Но после  его смерти в 1975 г. она как бы открылась  остальному миру. Здесь тоже начался  туристский бум, да такой, который вскоре на довольно долгий срок вывел эту  страну на первое место не только в  Европе, но и во всем мире. Беспрецедентный  туристский бум в Испании объясняется  прежде всего наличием богатейших природно-рекреационных  ресурсов и историко-архитектурных  достопримечательностей, близостью  западноевропейского туристского  рынка, созданием первоклассной  материально-технической базы туризма  и относительной дешевизной туристских услуг. Но нужно принимать во внимание и изменение политической обстановки в стране после ухода в прошлое  режима Франко. О значении и уровне развития туризма (31 мллд долл. в 2000 г.) в Испании говорят следующие  цифры: по абсолютным доходам от туризма  Испания занимает второе место в  мире после США; в сфере туризма  занято 10% всего активного населения; в стране около 10 тыс. гостиниц, рассчитанных почти на 900 тыс. мест. Только в 1992 г. Испания стала местом проведения таких массовых мероприятий, как ЭКСПО-92 в Севилье и Олимпийские игры в Барселоне.

С течением времени сам туристский профиль  Испании также стал видоизменяться. На первом этапе туристского бума эта страна выступала в роли одного из наиболее известных в мире центров  массового, дешевого туризма, но после  вступления в Европейский союз она  все больше становится зоной отдыха для богатых европейцев. В результате средиземноморское побережье Испании  фактически превратилось в сплошную цепочку морских курортов с подразделением ее на Суровый берег, Золотой берег, Лазурный берег, Белый берег, Солнечный  берег. Популярным местом отдыха давно  уже стали и Балеарские острова, расположенные в 100 км от восточного побережья Пиренейского полуострова. Фредерик Шопен, побывавший на главном  из этих островов — Майорке —  еще полтора века назад, написал: «Жизнь здесь изумительна».

В один из важнейших туристско-рекреационных  районов Средиземноморья давно  уже превратилось и адриатическое  побережье Хорватии. Длина его  по прямой линии составляет 700 км, но вместе с многочисленными островами, которых здесь более 1200 (далматинский тип морского побережья), полуостровами, заливами и проливами она возрастает до 6000 км. Это увеличивает туристско-рекреационную  емкость территории района, который  до начала 90-х годов одновременно принимал около миллиона человек. Здесь  находятся такие известные морские  курорты, как Дубровник, Опатия, Сплит  и др.

В Греции, на побережье Эгейского моря, также  много морских курортов, в особенности  на островах. На западном побережье  Черного моря фактически их продолжением служат популярные морские курорты  Болгарии и Румынии. Здесь преобладают  крупные курортные комплексы: в  Румынии — Мамая, Эфория в окрестностях Констанцы, в Болгарии — Золотые  Пески, Дружба, Албена в окрестностях Варны, Солнечный Берег, Несебор  в окрестностях Бургаса. Однако курортный сезон здесь продолжается только в течение четырех-пяти теплых месяцев.

Курорты румынского и болгарского Причерноморья  предлагают отдыхающим гармоничное  сочетание теплого моря, богатой  лесной растительности и благоприятного климата, а иногда и бальнеологических  источников. Здесь преобладают приезжие из Германии, затем идут туристы  из стран СНГ, Скандинавских стран, Великобритании. Это преимущественно  зона семейного туризма, предусматривающая  размещение в 2—3-звездных гостиницах, кемпингах и мотелях.

          Но приморский туризм в зарубежной Европе не ограничивается Средиземноморьем. Он стал специализацией прибрежной зоны Атлантического океана, а также Северного и Балтийского морей. Здесь успешно функционируют десятки морских курортов — таких, как Байонна в Испании, Сен-Мало во Франции, Остенде в Бельгии, Брайтон и Борнемут в Великобритании, Сопот в Польше. Особую популярность в последнее время приобрели принадлежащие Испании Канарские острова, расположенные в Атлантике на расстоянии 1150 км от материка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Исследование  и анализ состояния воспроизводства рекреационного туризма в г. Сочи 

    2.1 Структура и динамика развития рекреационного туризма в  г. Сочи 

     Черноморский  курорт Сочи является крупнейшим туристическим  центром России.

     Ни  один другой курорт в Европе, а возможно, и в мире, не способен удовлетворить  такого разнообразия туристических  интересов.

     Сочи - давно и широко известный курорт, в котором имеются более 200 гостиниц, санаториев, домов отдыха и других туристических учреждений. Однако большинство  из них пока не соответствует принятым международным стандартам. Оборудование туристических предприятий нуждается  в реконструкции. Необходимость  в этом становится все более очевидной  по мере того, как возрастающее число  граждан России выезжает путешествовать за рубеж и получает возможность  оценить международные стандарты  обслуживания.

     Потенциал развития города Сочи огромен как  в направлении усиления его положения  на российском туристическом рынке  в качестве первого российского  курорта, так и в качестве вновь  формируемого международного туристического центра. Новые или реконструированные гостиницы, известные на всю страну санатории и оздоровительные  комплексы, рестораны и достопримечательности  города обладают прекрасными возможностями  для развития как в форме совместных предприятий с иностранным участием, так и в форме "зеленых" инвестиций.

     Особую  важность имеет тот факт, что городские  власти Сочи заинтересованы и приветствуют иностранные инвестиции на территории города. Сотрудники администрации работают с потенциальными инвесторами для  того, чтобы все бюрократические  процедуры, которые могут препятствовать или замедлять инвестиций, были проведены максимально быстро и безболезненно.

     Положение и климат г. Сочи.

     В Сочи постоянно проживает около 400 тысяч человек, а его площадь  составляет 3 796 кв.км. Город расположен на территории Краснодарского края Российской Федерации. Он вытянут вдоль восточного побережья Черного моря от Туапсе на северо-западе до грузинской границе  на юго-востоке, являясь самым длинным  городом не только в России, но и  во всей Европе.

     За  пределами береговой полосы большая  часть территории покрыта горами. Горы Западного Кавказа закрывают  курорт от проникновения холодного  воздуха с континента зимой и  создают один из самых живописных в мире ландшафтов. В горах также  расположен горнолыжный курорт Красная  Поляна, который находится примерно в 50 километрах от города.

     Благодаря выгодному географическому положению  в городе исключительно благоприятный  климат с теплым морем и пляжами, причем на близком расстоянии от снежных  вершин. На побережье средняя температура  с апреля по ноябрь 18˚ С. Самый  жаркие месяцы - июль и август. Даже зимой средняя температура составляет 7˚ С.

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию рекреационного туризма в г-к Анапа, инновационное обоснование