Процесс изобретательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Процесс изобретательства требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению, разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче. ТРИЗ признана во всем мире и применяется для решения творческих задач во многих областях человеческой деятельности, начиная с конструирования и проектирования и заканчивая рекламой, PR, управлением.
Целью данной работы является анализ приемов теории решения изобретательских задач в исследованиях систем управления.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения теории решения изобретательских задач 5
1.1. ТРИЗ – понятие и сущность 5
1.2. Алгоритм решения изобретательских задач 10
1.3. Анализ теории решения изобретательских задач 11
2. Анализ системы управления на предприятии 17
2.1.Общая характеристика организации 17
2.2.Описание существующей системы управления 19
2.3.Описание структуры и характеристик элементов внешней среды 26
2.4. SWOT-анализ существующей организационной структуры 33
3.Проектирование новой системы управления с помощью теории решения изобретательских задач 39
3.1. Цель и назначение организации в целом 39
3.2. Проектирование новой системы управления 43
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МОпид.doc

— 478.50 Кб (Скачать документ)

При анализе социальных факторов учитывают обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.

Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию Организации. Анализ технологической внешней среды Должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, в применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменении в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

• анализ будущих целей конкурентов;

• оценка их текущей стратегии;

• оценка предпосылок  относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;

• изучение сильных и  слабых сторон конкурентов.

Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается политика правительств других стран, направление развития совместного предпринимательства и международных отношений, уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы: какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации; какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации; какие факторы представляют большие возможности для достижения обще фирменных целей.

К переменным внутренней среды организации относятся:

· структуры (производства, управления),

· цели и задачи управления,

· технологии,

· люди4.

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами, в  том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющиеся сильные стороны.

В любом случае нужны  коллективные мероприятия культурной направленности, в ходе которых с  определенной осторожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.

Выбор и разработка стратегии  организации начинается с анализа  ее внешней среды. Основное назначение такого анализа – выяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для организации в настоящем будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного его контроля и могут оказать влияние на его стратегию.

Внешняя среда организации  представляет собой совокупность активно  действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы  непосредственного ее контроля и могут оказать влияние на ее стратегию.

По степени воздействия  на организацию внешние факторы  делятся на две группы: отдаленного  воздействия (макросфера) и непосредственного  влияния ближнего окружения, или  отраслевые факторы (микросфера).

Стратегический анализ макросреды проводится с помощью PEST – метода (P – Political-legal (политико-правовые), E – Economic (экономические), S – Sociocultural (социально-культурные) и T – Technological forces (технологические факторы)).

Политико–правовой фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.

Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для предприятия это является важнейшим условием деловой активности.

Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни и мобильности и активности потребителей и др.

Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Таблица №2

PEST-анализ

Фактор

Оценка

Политическая ситуация (правовая среда) (P)

В России слишком много политических партий, течений, общественных движений и организаций, стремящихся к власти. В то же время нет правительства профессионалов. Законы, указы противоречат друг другу. Государственная политика непредсказуема, что представляет неблагоприятную среду для бизнеса.

Постепенное совершенствование  законодательства РФ благоприятным  образом влияет на деятельность хозяйствующих  субъектов

Экономика (E)

В настоящее время  происходит оживление экономики. Растет величина ВНП, снижается темп инфляции (по сравнению с предыдущими годами), налогообложение становится не таким обременительным; хотя очень медленными темпами, но растет общий уровень экономического развития, развиваются конкурентные отношения, формируется структура населения, растет уровень профессиональной подготовки рабочей силы

 

Все это, конечно, благоприятно влияет на деятельность российских предприятий, и в частности, ООО «Энком».

В разряде экономических  факторов необходимо также отметить специфичность уральского климата, не учитывать который «Энком» просто не может.

Социальная среда (S)

С 1991г. в России постоянно  ухудшается социальная ситуация. Социальная политика является малоэффективной, следовательно, социальная защищенность бедных слоев  населения очень слабая. Произошло  резкое расслоение населения по уровню жизни. Коррупция чиновничьего аппарата стала настоящим бедствием для России, препятствующая развитию предпринимательства

Технологическая среда (Т)

В России удельный вес  экстенсивных технологий значительно  больше, чем в странах с развитой рыночной системой. Средства производства изношены, кое-где они просто устарели. У нас есть прекрасные разработки – нет средств для реализации проектов


 

2.4. SWOT-анализ существующей организационной структуры

 

SWOT – анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании и внешнюю ситуацию.

Задачи SWOT-анализа:

  1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;
  2. Выявить возможности и угрозы внешней среды;
  3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;
  4. Сформулировать основные направления развития предприятия.

Элементами  внешней среды являются возможности  и угрозы. Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие использует для получения преимущества. Например, ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса на выпускаемую продукцию, появление новых технологий производства товара, рост уровня доходов населения и т.д. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать непосредственно компания.

Рыночные угрозы — это события, наступление которых  оказывает неблагоприятное воздействие  на предприятие. Пример, выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей и т.п.

Микровнешняя среда (среда  прямого воздействия) маркетинга включает в свой состав совокупность субъектов  и факторов, непосредственно воздействующих на возможность организации обслуживать  своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.). Когда сама организация рассматривается как фактор внешней среды маркетинга, то имеется в виду, что успешность управления маркетингом зависит и от деятельности остальных (кроме маркетинговых) подразделений организации, интересы и возможности которых следует принимать во внимание, а не только маркетинговых служб.

Таблица №3

Сильные, слабые стороны. Возможности и угрозы организации

Сильные стороны

  1. Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя;
  2. Умение избежать сильного давления со стороны конкурентов;
  3. Удобное месторасположение;

4. Долгосрочные отношения  с крупными клиентами;

5. Квалифицированный  персонал;

6.Накопленный  многолетний опыт работы на  рынке.

  1. Способность выхода на новые рынки;
  2. Способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции;
  3. Пути расширения ассортимента продукции.

Возможности

Слабые стороны

  1. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности;
  2. Стоимость изделий больше чем у конкурентов.
  1. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками;
  2. Высокая зависимость от снижения спроса;
  3. Растущая требовательность покупателей.

Угрозы


 

Для проведения SWOT-анализа требуется пройти следующие этапы:

1. Выбор объекта  исследования

В моей организации SWOT-анализ часто составляется для каждого  ведущего конкурента и для отдельных  рынков. Это раскрывает относительные  силы и слабости компании, ее способности  по борьбе с угрозами и использованию возможностей. Это упражнение полезно при определении привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы по их преследованию.

SWOT-анализ проводится, как комплекс структурированных  SWOT-анализов:

  • SWOT-анализ предприятия, как единого целого по сравнению со всеми конкурентами;
  • SWOT-анализ предприятия, как единого целого по сравнению с каждым важным конкурентом;
  • SWOT-анализ бизнесов предприятия по сравнению с основным конкурентом в данном виде бизнеса;
  • SWOT-анализ продуктов предприятия по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов или товаров-аналогов.

Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.

2. Сбор информации  для проведения SWOT-анализа

Сбор информации осуществляется из всех доступных источников. В  первую очередь, это – внутренняя информация, обзоры рынков. А также  вторичная информация: статьи в журналах, реклама конкурентов, Интернет, справочные данные.

Результатом сбора информации является чёткое и ясное представление  о возможностях и угрозах, сильных  и слабых сторонах предприятия.

3. Построение SWOT-анализа в общей форме

Для каждого из рассматриваемых  рынков или сегментов перечисляются  наиболее важные (имеющие наибольшее отношение или влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости.

Включаются в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой её видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И, наконец, сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что бывает сложно определить, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть про ранжированы в соответствии с их важностью в глазах потребителей.

Сильные и слабые стороны должны рассматриваться по отношению к конкурентам. Необходимо постоянно помнить, что сильные и слабые стороны — это внутренние аспекты, а возможности и угрозы — это внешние аспекты рыночной среды.

В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.

4. Раскрытие  матрицы SWOT-анализа для формирования  взаимосвязей

Раскрытие матрицы SWOT-анализа  заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.

Это достигается благодаря  использованию следующей матрицы (Таб. 4):

  1. Первичное формулирование фраз
  2. Анализ их осуществимости и значимости
  3. Ранжирование фраз по значимости в каждом квадранте
  4. Дополнение сильных и слабых сторон при необходимости
  5. Корректировка полученных фраз до уровня приемлемого для реализации

Таблица 4

Развёрнутая форма SWOT-анализа

 

Список сильных сторон:

1. Хорошее впечатление  сложившееся об организации у  потребителя;

2. Умение избежать сильного давления со стороны конкурентов;

3. Удобное месторасположение;

4. Долгосрочные отношения  с крупными клиентами;

5. Квалифицированный  персонал;

6. Накопленный многолетний  опыт работы на рынке.

Список слабых сторон:

1. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности;

2. Стоимость изделий  больше чем у конкурентов;

 

 

 

 

 

Список возможностей:

1. Способность выхода  на новые рынки;

2. Способность использовать  навыки и технологические ноу-хау  в выпуске новой продукции;

3. Пути расширения ассортимента продукции.

Диверсификация деятельности, увеличение объемов производства и  сбытов продукции.

Разработка маркетинговой  деятельности, снижение затрат на производство.

Список угроз:

1. Выход на рынок  иностранных конкурентов с более  низкими издержками;

2. Высокая зависимость  от снижения спроса;

3. Растущая требовательность  предприятия.

Диверсификация деятельности.

Если столкнутся слабые стороны и угрозы то произойдет крах фирмы.

Информация о работе Процесс изобретательства