Процесс изобретательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Процесс изобретательства требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению, разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче. ТРИЗ признана во всем мире и применяется для решения творческих задач во многих областях человеческой деятельности, начиная с конструирования и проектирования и заканчивая рекламой, PR, управлением.
Целью данной работы является анализ приемов теории решения изобретательских задач в исследованиях систем управления.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения теории решения изобретательских задач 5
1.1. ТРИЗ – понятие и сущность 5
1.2. Алгоритм решения изобретательских задач 10
1.3. Анализ теории решения изобретательских задач 11
2. Анализ системы управления на предприятии 17
2.1.Общая характеристика организации 17
2.2.Описание существующей системы управления 19
2.3.Описание структуры и характеристик элементов внешней среды 26
2.4. SWOT-анализ существующей организационной структуры 33
3.Проектирование новой системы управления с помощью теории решения изобретательских задач 39
3.1. Цель и назначение организации в целом 39
3.2. Проектирование новой системы управления 43
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МОпид.doc

— 478.50 Кб (Скачать документ)

Недостатки  функциональной структуры:

  • усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);
  • сложность в координации работ отдельных бригад;
  • высокая квалификация и ответственность персонала;
  • высокие требования к коммуникациям.

Рассмотрим  структуру управления ООО «Энком».

Высшему уровню управления принадлежат: генеральный директор, директор по коммерции, директор по производству и главный бухгалтер. Средний уровень  составляют: главный  инженер, заведующий складом, начальник  отдела кадров, начальник сбыта, начальник производства. К нижнему уровню относятся все остальные работники. Основная задача верхнего уровня – развитие предприятия и координация действий его подразделений. Средний уровень занимается вопросами оперативного управления. Работники, которые относятся к нижнему уровню, являются исполнителями.

Анализ должностных  и производственных инструкций ООО «Энком» позволяет сделать следующие выводы.

Должностные обязанности генерального директора. Осуществляет руководство в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленной компетенции всеми видами деятельности организации. Организует работу и взаимодействие производственных единиц и других структурных подразделений. Обеспечивает выполнение задач и целей деятельности организации и всех ее обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками. Организует производственно-хозяйственную деятельность организации на основе обоснованного планирования ее материальных, финансовых и трудовых затрат с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке товаров и услуг. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами. Способствует наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства по охране труда. Решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам – своим заместителям, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений организации.

Должностные обязанности  директора по коммерции. Возглавляет работу коммерческого отдела. Обеспечивает выполнение работ, возложенных на отдел согласно Положению о нем. Способствует успешной работе основных подразделений организации. Разрабатывает необходимую документацию, предложения, рекомендации, инструкции и т.п. Обеспечивает рациональное использование материальных финансовых и технических средств. Проводит работу по защите информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну. Обеспечивает рациональное распределение нагрузки между работниками отдела. Создает условия для роста и повышения квалификации персонала. Контролирует соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности, состояние производственной и трудовой дисциплины. Вносит предложения о поощрении отличившихся работников, наложения взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины. Обеспечивает составление установленной отчетности.

Должностные обязанности  директора по производству. Возглавляет работу производственного отдела. Обеспечивает выполнение работ, возложенных на отдел согласно Положению о нем. Способствует успешной работе основных подразделений организации. Разрабатывает необходимую документацию, предложения, рекомендации, инструкции и т.п. Обеспечивает рациональное использование материальных финансовых и технических средств. Проводит работу по защите информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну. Обеспечивает рациональное распределение нагрузки между работниками отдела. Создает условия для роста и повышения квалификации персонала. Контролирует соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности, состояние производственной и трудовой дисциплины. Вносит предложения о поощрении отличившихся работников, наложения взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины. Обеспечивает составление установленной отчетности.

Должностные обязанности начальника отдела кадров. Выполняет  работу по обеспечению организации кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации, Изучает личный состав организации и ее подразделений, а также расстановку работников, их деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей руководителей. Производит оформление установленной документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников. Участвует в организации работы квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и в оформлении их решений. Анализирует движение кадров и принимает участие в разработке мероприятий по устранению их текучести. Организует профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации руководителей и специалистов. Участвует в работе по профессиональной ориентации, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп). Ведет учет работы по подготовке и повышению квалификации кадров, анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного состава работников), ведет установленную отчетность. Принимает меры по соблюдению трудовой дисциплины и правил трудового распорядка в организации, порядка установления льгот и назначения пенсий, оформления документов, необходимых для представления в соответствующие органы.

Должностные обязанности главного бухгалтера. Возглавляет работу бухгалтерского учет. Обеспечивает выполнение работ, возложенных на отдел согласно Положению о нем. Занимается оптимизацией налогообложения. Организация бухгалтерского учета на предприятии. Способствует успешной работе основных подразделений организации.

Основная  задача начальника отдела кадров – решение  кадровых вопросов: учет, контроль, подбор специалистов и т.д. Директор по производству решает производственные вопросы. Обязанности  директора по коммерции  заключаются в реализации продукции и товаров, а также решения вопросов с рекламациями.

В случае необходимости замены работника высшего  уровня (по болезни, командировке и т.д.), его обязанности  возлагаются на наиболее опытного работника  среднего уровня. Напротив, если требуется заменить работника среднего уровня, то его обязанности возлагаются на вышестоящего руководителя или работника среднего уровня.

Для того, чтобы определить организационный облик ООО «Энком», проанализируем крайние стили организационного поведения: производственный – стиль, ориентированный на минимизацию отклонений от традиционного поведения и предпринимательский – на непрерывное изменение достигнутого состояния (табл.1).

Таблица 1

Основные характеристики режимов управления ООО  «Энком»

Стиль Характеристики

Производственный

Уровень проявления

Предпринимательский

Уровень проявления

1

2

3

4

5

Цели

Оптимизация прибыльности

Значитель-ный

Оптимизация потенциала прибыльности

Слабый

Пути достижения цели

Экстраполяция

прошлых подходов

Значитель-ный

Взаимодействие воз-можностей  получения прибыли и качеств управления

Слабый

Ограничения

По окружающей среде  и внутренним возможностям

Значительный

По способности изменить окружающую среду, создать требуемые  специализации, воспринять способы  поведения

Средний

Система стимулирования

За стабильную эффективность и прошлую деятельность

Значительный

За творчество и инициативу

Слабый

Информация

Внутренняя: результаты деятельности.

Внешняя: глобальные возможности

Значительный

Внутренняя: возможности

Внешняя: долгосрочные возможности

Слабый

Стиль руководства

Популярность, обеспечение  единства подходов

Средний

Допущение риска, умение вдохновить на восприятие изменений

Слабый

Оргструктура

Стабильная или расши-ряющаяся, экономия на масштабах производства, слабая увязка разных видов деятельности

Значительный

Гибкая, по проблемам, жесткая  увязка видов деятельности

Слабый

Отношение к риску

Минимизация риска, соответствие прошлому опыту

Значительный

Сознательный риск, баланс совокупности рискованных вариантов

Слабый

Подходы к решению  управленческих проблем

Реакция на возникшую  проблему, использование прошлого опыта  с минимум отклонений от статус-кво, рассмотрение одной подходящей альтернативы

Значительный

Активный поиск воз-можностей, предвидение проблем, большие отклонения от статус-кво, поиск лучшей из многих альтернатив

Слабый


 

Анализ данных таблицы 1 позволяет утверждать, что организационный  стиль поведения компании – производственный, ориентированный на минимизацию  отклонений от традиционного поведения.

Таким образом, рассмотренное  выше позволяет утверждать, что для поиска новых возможностей в конкурентной борьбе и обеспечения на этой основе перспективной выживаемости, руководству ООО «Энком» необходимо пересмотреть управление фирмой с позиции стратегического управления, выдвигая на первый план проблему ее стремительного развития.

Это, в свою очередь, требует  изменения главных задач управления компании, а, следовательно, и изменения  ее организационной структуры.

2.3.Описание структуры и характеристик элементов внешней среды

 

В рамках проводимых исследований установлено, что ориентация ООО «Энком» на минимизацию затрат не соответствует требованиям сегодняшнего времени. В связи с этим в основу проектирования изменений структуры системы управления ООО «Энком» будет положена стратегия получения и максимизации дохода в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Принцип, который будет  взят за основу при формировании новой  структуры компании в целях оптимизации  ее системы управления – построение организационной структуры на основе бизнес-процессов.

Принципы работы ООО «Энком» заявлены руководством компании следующим образом: «Отношения с клиентом всерьез, надолго. Клиенту – достойную культуру обслуживания и полный сервис. Мы всегда готовы к сотрудничеству. Мы уважаем себя, своих клиентов и партнеров».

На основе сформированной миссии, по логике вещей, в компании должны разрабатываться цели как стратегического, так и оперативного характера. К сожалению, в ООО «Энком» общие цели компании не сформулированы, руководство, как и все сотрудники, сориентировано лишь на текущую деятельность. Для того, чтобы рассмотреть вариант оптимизации организационной структуры, считаем возможным предложить свое видение формирования основных (на текущий момент!) целей данной компании. На основе генеральной цели, закрепленной в миссии, сформулируем главные и общие цели проектируемой компании (рис. 3).

 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Цели компании для проектирования структуры системы управления

Любая организация, вне  зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряд параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация  имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования.

Решение многих проблем  современного предприятия зависит  от обеспеченности, как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем; компетентность и подготовка высшего руководства предприятия; система мотивации работников; соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.

Исследования в области  организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить  неформальную структуру организации; систему общения и поведения работников; последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей; положение предприятия по сравнению с другими организациями: способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации2. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Угрозы и возможности могут  проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу3.

При анализе экономических факторов рассматриваются темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий.

Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая: соглашения по тарифам и торговле между странами; протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитную политику властей и т.д.

Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографические условия деятельности предприятия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.

Информация о работе Процесс изобретательства