Понятие и сущность инновационного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 06:09, контрольная работа

Описание

Основными параметрами оценки инновационной деятельности компаний являются инновационный климат и инновационный потенциал, которые позволят определить готовность компании к внедрению инновации.
Целью контрольной работы является изучение инновационного климата.
Задачи контрольной работы:
- изучить понятие и сущность инновационного климата;
-рассмотреть способы оценки инновационного потенциала и инновационного климата.

Работа состоит из  1 файл

основная часть.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

          Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения.

          Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова:

- дается описание  системной нормативной модели  состояния инновационного потенциала  организации (ее внутренней среды), т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметров, которые обеспечивают достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей;

- устанавливается  фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам;

- анализируется  рассогласование нормативных и  фактических значений параметров  потенциала организации; выделяются  сильные (с запасом или точно  соответствующие нормативной модели) и слабые (значительно или незначительно несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала;

- составляется  примерный перечень работ по  инновационному преобразованию  организации (усиление сильных  сторон).4

          Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляет использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.

          Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике

состояния организации  по ограниченному и доступному как  для внутренних, так и для внешних  аналитиков кругу параметров.

          Обязательные условия качественного проведения диагностики анализа:

- должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;

- необходимо  знать взаимосвязь диагностических  параметров с другими важными  параметрами системы, чтобы по  состоянию какого-либо одного  диагностического параметра оценить состояние всей системы, либо ее частей;

- информация  о значениях отработанных диагностических  параметров должна быть достоверной,  так как при ограничении параметров  возникает риск потерь из-за  неточно определенного диагноза  состояния системы.

          Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, подсистем фирмы.

          Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.

          Внутреннее состояние системы описывается  структурными параметрами (не следует отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы). В свою очередь, структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные  параметры характеризуют износ (физический и моральный) материально-технических, информационных, финансовых и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов и организационного потенциала, управляющему воздействию.

          Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:

- ведение каталога  управляющих воздействий;

- ведение каталога  состояния внешней среды в  статике;

- ведение каталога  диагностических параметров, характеризующих внешние воздействия на организации;

- ведение каталога  структурных параметров, характеризующих  внутреннее состояние организации;

- установление  взаимосвязи структурных и диагностических  параметров организации;

- мониторинг  диагностических параметров и обработка статистических данных;

- оценка структурных  параметров;

- оценка состояния  частных параметров и определение  интегральной оценки потенциала  организации.5

          Для решения аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала  разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров.

          В первую очередь предлагается  использовать более общие анкеты блоковых оценок, в которых эксперты проставляют свои оценки по пятибалльной шкале:

- 5-очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной

модели достижения инновационной цели, - классифицируется как очень

сильная сторона  инновационного потенциала;

- 4-хорошее состояние,  удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения – сильная сторона;

- 3-среднее состояние,  требует некоторых ограниченных  изменений, чтобы довести до  требований нормативной модели;

- 2 - плохое состояние,  требует серьезных изменений  – классифицируется как слабая  сторона инновационного потенциала;

-1-очень плохое состояние, требует радикальных преобразований – очень слабая сторона. Оценку осуществляет экспертная группа из специалистов организации численностью не менее пяти человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, так называемого инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений.

          Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе.

          Инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.

          Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия.

          Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы: 1) Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам); 2) Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм); 3)Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов); 4) Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР).

          Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные зоны: 1) Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами; 2) Зона капиталовложений – инвестиции в развитие новых технологий; 3) Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов; 4) Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих.

          Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи.

          Любые мотивирующие системы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов и инновационного климата организации в целом. Нет систем поддержки – нет инноваторов, нет инноваторов – нет нововведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Балабанов И. Г. Инновационный менеджмент / И. Г. Балабанов - М.: Экзамен, 2009. - 416с.
  2. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин - М.: Юнити, 2008. - 575с.
  3. Суворова А.Л. Инновационный менеджмент / А. Л. Суворова - М.: Инфра-М, 2007. - 383с.
  4. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент / А. В. Сурин, О. П. Молчанова - М.: ННФРА-М, 2008. - 366с.
  5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов - СПб.: Питер, 2010. - 442с.

1 Балабанов И. Г. Инновационный менеджмент / И. Г. Балабанов - М.: Экзамен, 2009. – С. 211

2 Балабанов И. Г. Инновационный менеджмент / И. Г. Балабанов - М.: Экзамен, 2009. – С. 215

3 Балабанов И. Г. Инновационный менеджмент / И. Г. Балабанов - М.: Экзамен, 2009. – С. 221

4 Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов - СПб.: Питер, 2010. – С. 127

5 Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов - СПб.: Питер, 2010. – С. 131

 


Информация о работе Понятие и сущность инновационного климата