Понятие и сущность инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы.
Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов.
Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность инновационных проектов……………………………...5
2. Функции инновации……………………………………………………………7
3. Виды инновационных проектов и их состав………………………………….9
4. Структуризация проекта……………………………………………………...17
5. Порядок разработки инновационного проекта……………………………...23
6. Оформление инновационных проектов……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

17 кр.docx

— 46.85 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  и сущность инновационных проектов……………………………...5

2. Функции  инновации……………………………………………………………7

3. Виды инновационных  проектов и их состав………………………………….9

4. Структуризация  проекта……………………………………………………...17

5. Порядок  разработки инновационного проекта……………………………...23

6. Оформление  инновационных проектов……………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы……………………………………………...32

 

 

Введение

 

В современном  обществе темпы экономического роста  и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической  конкуренции выигрывают страны, которые  обеспечивают благоприятные условия  для эффективной инновационной  деятельности.

В мировой  экономической литературе «инновация»  интерпретируется как превращение  потенциального научно-технического прогресса  в реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Инновационная  деятельность сводиться к разработке инновационных проектов и программ.

Инновационные проекты и программы реализуются  в виде крупных межотраслевых  проектов по созданию, освоению и распространению  технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных  исследований, научно-техническому обеспечению  социальных программ, международного сотрудничества.

Следовательно, инновационные проекты и программы  играют важную роль в государственной  научно-технической политике, имеют  существенное значение для развития многих областей науки и техники.

Инновации выполняют особую функцию в системе  воспроизводства – функцию порождения изменений, что позволяет оценить  их как источник саморазвития и самоорганизации  предпринимательских систем и как  важнейший внутренний процесс и  структурообразующий элемент.

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы.

Компании  подходят к инновациям в самом  широком смысле, используя как  новые технологии, так и новые  методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности  или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов.

Инновации могут проявляться в новом  дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе  к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников.

В своем  большинстве они оказываются  достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом  прорыве.

 

1. Понятие и сущность  инновационных проектов

 

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной  деятельности.

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического  освоения нового процесса, продукта или  услуги.

Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод  удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации  производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Процесс создания, освоения и распространения  инноваций называется инновационной  деятельностью или инновационным  процессом.

Результат инновационной деятельности можно  назвать также инновационным  продуктом.

Официальными  российскими терминами в области  инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение  инновации:

«Инновация (нововведение) — конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

Под открытием  подразумевают процесс получения  ранее неизвестных данных или  наблюдение ранее неизвестного явления  природы.

В отличие  от инновации, открытие делается, как  правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

В современной  экономике роль инноваций значительно  возросла.

Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

Таким образом, в рыночной экономике инновации  представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы, так  как ведут к созданию новых  потребностей, к снижению себестоимости  продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя  новых продуктов, к открытию и  захвату новых рынков, в том  числе и внешних.

Непременным свойством инновации является научно-техническая  новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах (изменения цвета, формы  и т.п.); незначительных технических  или внешних изменений продукта.

«Новизна» инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения.

 

 

2. Функции инновации

 

Инновация как экономическая категория  отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства  и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении  конкурентоспособности предприятий.

Можно сказать, что инновация выполняет следующие  три функции:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции  состоит в получении прибыли  от инновации и использовании  ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Этот капитал  может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли  от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует  основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя  для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать  спрос, совершенствовать организацию  маркетинговой деятельности, применять  современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители  продукции или услуг постоянно  вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки  сбыта. Поэтому предпринимательские  фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Инновация является реализованным на рынке  результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с  этим необходимо подчеркнуть, что при  всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

В силу своей  специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и  способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия  становятся первооткрывателями новых  продуктов и новых технологий в различных отраслях.

Как уже  было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что  особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация».

Денежные  средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и  продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых  инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

 

 

3. Виды инновационных проектов  и их состав

 

Инновационный проект представляет собой сложную  систему взаимообусловленных и  взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и  задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных  инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Идеи, замыслы  и технические решения, а также  реализующие их проекты имеют  различные уровни научно-технической  значимости:

- модернизационный (псевдоинновации), когда конструкция  прототипна или базовая технология  кардинально не изменяются. Например, расширение размерных рядов и  гаммы изделий, установка более  мощного двигателя, повышающая  производительность станка, автомобиля;

- новаторский  (улучшающие инновации), когда конструкция  нового изделия по виду своих  элементов существенным образом  отличается от прежнего. Например, добавление новых качеств, введение  средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях  данного типа изделий, но применявшихся  в других типах изделий;

- опережающий  (базисные инновации), когда конструкция  основана на опережающих технических  решениях. Например, введение герметических  кабин в самолетостроении, турбореактивных  двигателей, ранее нигде не применявшихся;

- пионерный  (базисные инновации), когда появляются  ранее не существовавшие материалы,  конструкции и технологии, выполняющие  прежние или даже новые функции.  Например, композитные материалы,  первые радиоприемники, электронные  часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.

Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения  результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды  инновационных проектов по основным типам:

1. По  периоду реализации проекта: краткосрочные  (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет)  и долгосрочные (более 5 лет);

2. По виду удовлетворяемых потребностей ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

3. По характеру целей проекта: конечные и промежуточные;

4. По  типу инноваций, могут быть  введение нового или усовершенствованного  продукта, создание нового рынка,  освоение нового источника сырья  или полуфабрикатов, реорганизация  структуры управления;

5. По  уровню принимаемых решений, могут  носить международный федеральный,  региональный, отраслевой и фирменный  характер;

6. С точки  зрения масштабности решаемых  задач инновационные проекты  подразделяются следующим образом:

а) монопроекты - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним  подразделением; отличаются постановкой  однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных  и финансовых рамках, требуется координатор  или руководитель проекта;

б) мультипроекты - представляются в виде комплексных  программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной  инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение  крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или  группы предприятий военно-промышленного  комплекса; требуются координационные  подразделения;

Информация о работе Понятие и сущность инновационных проектов