Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Цель работы - раскрытие темы Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций как элемент стратегии разработки товара .
Задачи исследования:
1. Решить полностью и обозначить теоретическую часть Планирование и прогнозирование инновационного цикла;
2. Определить проблематику планирования и прогнозирования жизненного цикла инноваций как элемент стратегии разработки товара с опорой на сегодняшний день;
3. Сделать выводы и предложения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 191.73 Кб (Скачать документ)

     - выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;

     - распределения и потребления,  которые при полном использовании  ограниченных производственных  ресурсов могут привести к  достижению прогнозируемых в  будущем качественных и количественных  результатов [3, С.123].

       Систематическая подготовка принятия  решений о целях, средствах  и действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса. 

     Внутрифирменное планирование - это создание системы  долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:

     - стратегию и тактику деятельности  фирмы;

     - прогноз развития внешнего окружения; 

     - цели функционирования;

     - другие системообразующие факторы. [2, С.16.]

     Если  долгосрочное планирование  призвано  определить  общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач,  то  разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы  на  фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие  планы  дополняют, развивают и корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной  обстановки.

     Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

     Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

     Практическое  значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

     В процессе планирования, принимаются  решения:

     - о миссии и целях организации;

     - о состоянии внешней среды  и ее влиянии на будущее  организации;

     - о стратегии и тактике достижения  поставленных целей;

     - о бюджете организации;

     - о выборе инвестиционных проектов;

     -о  целевых рыночных сегментах и  позиционировании товаров или  услуг на целевых рынках;

     - о стратегии ценообразования;

     - о каналах сбыта и распределения  продукции;

     - о разработке новых видов товаров  и услуг;

     - о способах проведения рекламных  кампаний.

     Планирование  как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной  альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

     - всегда представляет собой предварительное  принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

     - должно быть гибким и способным  адаптироваться к постоянным  изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования – процесс итерационный;

     - направлено на достижение желаемого  состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей;

     - роль заключается не в предсказании  будущего состояния объекта и  не в пассивном приспособлении  к изменениям, а в активном  преобразовании объекта планирования.

    Основными инструментами процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные  планы, предоставляемые каждым структурным  подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в  итоге составляющие единый план развития всего предприятия. 
 

    2.2 Программа разработки новых товаров  как инструмент планирования  инновационных циклов 

    В связи с быстро изменяющимися  потребностями и запросами потребителей, фирма в условиях конкуренции должна иметь свою программу разработки новых товаров. Фирма может заполучить новинки двумя способами:

     - приобретением со стороны, например, купив патент, лицензию или другую  фирму; 

     - созданием у себя отдела исследований и разработок.

    Перед фирмой, занимающейся разработкой новых  товаров, стоит дилемма: с одной стороны, надо разрабатывать новые товары, а с другой, не так уже и много шансов на успех. Основными причинами неудач являются:

     - «проталкивание» своих идей высокопоставленными руководителями;

     - переоценка объема рынка для  нового товара;

     - неудачная конструкция нового  товара;

     - неправильное позиционирование и рекламирование.

    Перед создателями новых товаров стоит  задача тщательно проработать каждый этап разработки, показанный на рисунке 2:

    Рисунок 2 - Основные этапы разработки товара-новинки.

    Процесс от идеи до готового продукта (рисунок 2) включает в себя пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская разработка, включая создание опытного образца; пробный выход на рынок; коммерциализация.

    На  первом этапе производится первичная  оценка предложений по разработке новых товаров и услуг с целью выбрать из них более эффективные.

    Идеи, прошедшие первоначальную оценку, подвергаются концептуальной проработке, где они уточняются с учетом запросов потенциальных потребителей. На этой стадии составляется первый(рабочий) вариант бизнес- плана, в котором описываются основные характеристики товара и предполагаемая стратегия его сбыта с учетом, по возможности , мнения потенциальных покупателей.

    После одобрения концепции начинается этап опытно-конструкторской проработки, на котором решаются все схемно-конструкторские, технологические, производственно-технические и инженерные вопросы.

    Этап  разработки завершается созданием  опытного образца для отработки конструкторской документации, отладки всего технологического процесса производства, проведения испытаний и презентации покупателям для изучения их мнения о конкурентоспособности.

    Перед окончанием ОКР должна быть собрана  вся информация, необходимая для составления окончательного варианта плана маркетинга.

    Этап  пробного выхода на рынок предусматривает  изготовление пробной партии, ее реализацию, по результатам которой можно  судить о том, примет ли рынок новый  товар.

    Если  реализация пробной партии пройдет  успешно, то вероятность конкурентоспособности товара велика [9, 74-78]. 
 
 
 

    2.3 Сквозное планирование инновационного  цикла 

    Выполнение  доводимых до предприятий основных показателей социально-экономического развития в условиях динамичных внешних и внутренних изменений их деятельности подводит к необходимости создания системы интегрированного планирования на предприятии. Сегодня такая система должна быть гибкой и приспосабливаться к любым изменениям рынка, введению новых продуктов. Поэтому все ее блоки должны быть взаимосвязаны. На практике такую систему можно развить на базе экономической модели предприятия, оперативного планирования производственной программы в двух направлениях.

    Первое - от ежемесячного расчета оптимальной  производственной программы к годовому плану. Второе - от внутренних взаимосвязей между объемами продаж, затратами и прибылью до налаживания «внешних связей» и интеграции между отдельными планами и созданию сквозной системы планирования, включающей планирование сбыта, снабжения, производства, персонала, экономики и финансов. Причем акцент следует сместить с производства на экономику сбыта, позиционирование каждого отдельного продукта на рынках, оптимизацию производственной программы и ее рациональное обеспечение необходимыми ресурсами. А это связано с преодолением слоившихся стереотипов поведения, например, приспосабливать производство под возможности снабжения, продавать то, то произвели, а не производить, что требует рынок.

    Существует  основной подход к планированию, который основан на детальной разработке программы производства и сбыта и системе взаимосвязанных планов сбыта, производства, снабжения, экономики и финансирования текущей деятельности, обеспечивающих выполнение заданной программы.

    Система и процесс планирования начинается с плана сбыта. Его составляют и рассчитывают не только в денежном измерении, но и в объеме выпуска всего ассортимента выпускаемой и продаваемой продукции.

    Ядром в этом подходе является формирование эффективной себестоимости продукции и ее оптимизация. Технология планирования основана на постепенном сборе затрат на производство единицы продукции и всего выпуска. Последовательность расчетов позволяет проследить, как она складывается, делает процесс ее формирования и влияния на нее основных служб прозрачным и наглядным (рисунок 3).

    

    Рисунок 3  - Технология сквозного планирования

    Неизбежность  снижения издержек ориентирует на поиск  определенных ограничений, в том  числе бюджетных в работе службы снабжения. Речь идет о ценах на основное сырье и материалы и условиях их поставки (транспортно-заготовительные расходы). Одним из ограничителей могут служить устанавливаемые на предприятии индикативные цены на закупаемые сырье и материалы.

    При составлении плана снабжения  расходы и затраты на сырье  и материалы необходимо скорректировать на изменение их остатков на складе. Сезонность производства и продаж данной продукции влияет на формирование складов готовой продукции и сырья и материалов, диктует необходимость планирования запасов на складе и контроля их оборачиваемости.

    Данные  о структуре и составе основного  сырья при сложившемся уровне цен ориентирует на тщательный подход к планированию отдельных компонентов сырьевой составляющей, от которой зависит качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и всего предприятия и уровень затрат на производство. Структура затрат позволяет оценить экономику предприятия и понять, в каком направлении изменять, оптимизировать ее для сохранения конкурентоспособности продукта и предприятия.

    Регулярность  планирования позволяет отслеживать  динамику изменения цен, объемов  выпуска во времени и использовать информацию о прошлых периодах для  планирования. Сложившаяся структура  полной себестоимости может служить  в качестве нормативных данных для  последующих периодов планирования при условии сохранения оптимальной  структуры затрат.

    Представленный  подход к созданию системы планирования отражает технологию планирования, а  также логику сбора всех затрат и  их распределения по продуктам. Она построена по сквозному вертикальному принципу. Процесс планирования представляет собой интеграцию отдельных планов: сбыта, производства, всех затрат, снабжения, прибыли. Затем рассчитывается финансовый план, или потребность в финансовых средствах (собственных и/или заемных) для реализации других планов. В такой системе взаимосвязанных планов часть из них может оказаться «узким местом». С ними в первую очередь увязывают все остальные планы и по мере необходимости вносят изменения.

    Преимущества  данного подхода:

Информация о работе Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций