Особенности инновационной стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:22, реферат

Описание

Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.

Работа состоит из  1 файл

инновац мен-т.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

- усиление противоречий  в руководстве организации. Выбор  и реализация инновационных стратегий  неизбежно вызывает противоречие  интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

При самостоятельной  разработке и внедрении в достаточной  степени радикальных инноваций  предприятие сталкивается с такими  существенными специфическими рисками: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый. 

Инновационный риск. Разработка радикального нововведения является вероятностным процессом, осуществляемым в условиях фундаментальной неопределенности. При всех отмеченных нами выше чертах нововведения (управляемость, планируемость, интенсивность, ценовая измеримость), отличающих его от революционной научной или, скажем, художественной идеи, на каждом из этапов исследовательской стадии его разработка может привести к отрицательным результатам, что, понятно, приведет к потере средств, выделенных на его финансирование.

В.Г.Медынский выделяет    риски ошибочного выбора инновационного проекта как один из видов рисков инновационной деятельности. Одной из причин возникновения рисков ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать.

Следующей причиной возникновения  риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться  ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными. Следует отметить, что именно «авторские» инновационные проекты являются наиболее рисковыми, так как они, как правило, выполняются не под конкретного заказчика, поэтому результат не всегда находит покупателей, а расходы по реализации проекта могут стать для разработчиков невосполнимыми затратами.

Технологический риск. Более  частым проявлением этой формы риска  является длительный по сравнению с предварительно оцениваемым период адаптации технологии (лаг освоения).  При сокращенных сроках жизненного цикла новшества это может быть решающим моментом с точки зрения его эффективности. А также риск финансовой неадекватности. Несоответствие содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации возникает по следующим причинам повышенные по сравнению с выполненными оценками текущие издержки. Первая состоит в том, что авторы технологии, как правило, плохо знакомы со спецификой калькулирования затрат на освоение технологии и производство конечной продукции, вследствие чего склонны переоценивать собственный вклад и недооценивать другие расходы. Другая группа причин отражает уже отечественную специфику и состоит в умышленной тактике - «завлечения» инвестора, которая предполагает сознательное занижение или исключение ряда статей расходов в расчете на то, что проект станет более привлекательным для инвестора и он начнет вкладывать деньги. И будет вынужден впоследствии смириться с неизбежным удорожанием сметы проекта. Однако на практике часто случается иное.

Другая форма проявления технологического риска (для случая технико-технологических инноваций) — вероятность быстрого воспроизведения достижений инноватора конкурентами либо, что еще хуже, разработка ими более эффективного новшества. Итогом в обоих случаях будет моральное обесценивание результата инновационной деятельности предприятия. Нововведение даже после успешных опытно-промышленных опробований может оказаться неработоспособным непосредственно в сфере производства.

Коммерческий риск  (маркетинговый и деловой). Например ,   маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта. Маркетинговые риски, связанные со снабжением ресурсами, в первую очередь обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации необходимы уникальное оборудование, высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств.

Маркетинговые риски  сбыта результатов инновационного проекта:

- риск недостаточной  сегментации рынка, который чаще  всего возникает при разработке  и внедрении новых товаров  и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а следовательно, влияет на объемы реализации новых изделий;

- риск ошибочного выбора  целевого сегмента рынка;

- риск ошибочного выбора  стратегии продаж новшества  из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества ;

- риск проведения неэффективной  рекламы новых товаров и услуг  либо с усовершенствованными  характеристиками.

В случае принципиального  товарного нововведения фирма сталкивается не только со значительной неопределенностью принятия его рынком и с фундаментальной рыночной неопределенностью, но и с необходимостью повышенного по сравнению с традиционными товарами финансирования маркетинга (инвестиционного характера) — и тоже с вероятностным результатом. Существенным фактором риска является конкуренция, добросовестная и не добросовестная, связанная с монополизмом, дискредитацией новшества, использованием институциональных рычагов. Серьезную опасность представляют модифицирующие или простые имитации товарно-продуктовых новшеств.

Финансовый риск. Осуществляя  инновационную стратегию как  за счет внутренних, так и за счет внешних источников финансирования, фирма соотносит свои фактические единовременные затраты с проблематичными будущими доходами. В связи с этим ее финансовый риск аккумулирует все вышеперечисленные виды рисков, связанные с инновацией, а также комплекс регулярных макроэкономических рисков (экономический, политический, страновой и др.) пропорционально времени разработки и внедрения. Снижение текущей доходности или финансовой устойчивости при реализации инновационной стратегии, за немногими, хотя и показательными исключениями, негативно отражается на текущей доходности и, следовательно, на курсе акций компании, независимо от успешности самого нововведения. Это, в свою очередь, приводит к удорожанию привлекаемых кредитных ресурсов, увеличивая стоимость инновационно-инвестиционного проекта или даже ставя под вопрос его осуществимость.

Таким образом, при инновационной стратегии длительность получения и вероятностный характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.

4. Достоинства и недостатки инноваций

Первая реакция на предложения об изменениях обычно является отрицательной. Большинство людей отвергают перспективу инновационного развития. Почему же к новшествам настороженное отношение? Перечислю некоторые причины отрицательного отношения к инновациям.

1. Иногда новшества  приносят явный вред.

Пример 1. Экономические реформы в России, проводящиеся с 1987 г., привели к падению всех макроэкономических характеристик (валового внутреннего продукта, объема промышленного производства и - особенно - капиталовложений в основные фонды) и уровня жизни

2. Новшества обычно требуют от потребителей значительных материальных, финансовых, кадровых вложений для своего освоения. Особенно это заметно для инноваций в быстро развивающихся областях, например, информационных технологий. Приходится постоянно менять компьютеры и программное обеспечение на вновь появляющиеся варианты, тратить время на их освоение. Как говорил один из героев Льюиса Кэрролла, «чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил». Кроме бега на месте из-за внешнего инновационного давления, хочется продвигаться в своем деле, но на это остается мало времени и сил.

Хорошо известно, что  любая управленческая инновация, прежде всего реорганизация (реструктуризация), на некоторое время резко снижает  эффективность работы подразделения  или фирмы. Недаром древнее китайское проклятие звучит так: «Чтоб тебе жить во время перемен!»

Пример 2. Эту книгу  автор писал, сидя за компьютером. А  первая книга тридцать лет назад  была набита на пишущей машинке. Пушкин писал от руки. Прогресс техники  очевиден. Чем дальше, тем дороже. А результат? Общий объем и качество написанного человеком за жизнь не растет. Скорее, наоборот, сокращается.

3. Новшества вытесняют  то, что было раньше. Оптимисты  говорят: «Лучшее - враг хорошего».  Но дело в том, что уходит  не только само «хорошее», но  и многое, с ним связанное.

Пример 3. Смена поколений  компьютеров и программного обеспечения  привела к невозможности использования  диалоговых систем по статистическим методам управления качеством, разработанных лет 15 назад . Чтобы их можно было широко применять, коллективу разработчиков необходимо постоянно переносить программный продукт на новую аппаратную и программную базу. Персонаж древнегреческих мифов Сизиф втаскивал камень на вершину горы, откуда он срывался вниз, и начинался новый цикл работы. Сизифов труд - адаптировать систему для нового поколения компьютеров и программ, а по окончании практически сразу же переходить к следующему поколению. Ясно, что не всех специалистов привлекают перспективы Сизифа. В результате с рынка ушли многие интересные и полезные разработки. В начале XXI в. российский рынок прикладных программных продуктов гораздо беднее, чем он был в конце 80-х и начале 90-х годов ХХ в.

Пример 4. Можно приводить  и не столь специальные примеры. Распространение телевидения и  Интернета уменьшило использование книг для работы и отдыха. Теперь уже встречаются лица, которые не понимают, что информацию можно искать не только в Интернете, но и в библиотеках. Потери очевидны: основные накопленные человечеством знания находятся пока еще не в Интернете, а в книгах. К тому же в Интернете много мусора. Разнообразные невежды беспрепятственно засоряют информационное поле безграмотными текстами, вместо того, чтобы читать и учиться.

Пример 5. Распространение  телефонной связи привело к уменьшению роли писем. Будущие поколения уже не смогут получить о нашем времени столь богатой информации, какой мы располагаем о жизни деятелей XIX в.

Оценивая суммарный  результат инноваций, во все времена  многие философы считали, что общемировая  ситуация с течением времени ухудшается. «Золотой век» человечества всегда находился в прошлом. Оптимистическая вера в «светлое будущее» обычно связывалась с недостаточной информированностью. И в начале XXI в. пессимистические оценки преобладают. Человечество настолько ухудшило и продолжает ухудшать окружающую среду, что это ставит под угрозу само существование человечества.

Хотя вред от инноваций  очевиден, тем не менее поток изменений  нарастает. Почему же общество поддается  напору новаторов? Укажем несколько  причин.

1. С помощью подготовки  и внедрения изменений новаторы добиваются своих целей - денег, власти, признания в обществе. Большое значение имеют реклама и другие методы воздействия на рынок. Разжигается недовольство старым. Воспитывается привычка смотреть на использование инновационного товара как на престижное занятие. Вспомним пример 1 выше: критика недостатков СССР казалась вполне обоснованной - пока не проявились результаты реформ.

2. Стремление к новому  присуще человеку как биологическому  виду. Отказаться от инноваций  - значит перестать быть человеком.

3. Инновации обычно  приносят непосредственную пользу - позволяют повысить эффективность  производства и управления, улучшают  быт людей. Вред от инноваций  связан, как правило, с непредвиденными  побочными последствиями. 

Заключение

 

Содержание инновационной  стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями  между основными элементами единой организационной стратегии.

Специфика инновационной  стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

В зависимости от условий  микро- и макросреды организация  может выбрать один из основных видов  инновационной стратегии:

-  адаптационный, оборонительный, пассивный

-  творческий, наступательный, активный.

Формирование инновационной  стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она  разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления.

Для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

 

 

Информация о работе Особенности инновационной стратегии развития предприятия