Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:33, реферат

Описание

На стадии появления идеи об инновации большее значение имеет внешняя информация. Источники такой информации находятся, как правило, вне предприятий. Для инноваций типа "новая продукция", особенно в пищевой и легкой промышленности, источниками информации являются результаты маркетинговых исследований. Для технологических и технических инноваций большинство обследованных предприятий называют в качестве наиболее эффективного источника различные выставки, семинары и др.

Работа состоит из  1 файл

инф обеспечение инноваций.docx

— 24.59 Кб (Скачать документ)

Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций

 

 На стадии появления  идеи об инновации большее  значение имеет внешняя информация. Источники такой информации находятся,  как правило, вне предприятий.  Для инноваций типа "новая продукция", особенно в пищевой и легкой  промышленности, источниками информации  являются результаты маркетинговых  исследований. Для технологических  и технических инноваций большинство  обследованных предприятий называют  в качестве наиболее эффективного  источника различные выставки, семинары  и др.

 

Информация становится таким  же товаром, как и сама продукция  предприятий. Многие предприятия отмечают в качестве основного источника  информации об инновациях связи с  зарубежными фирмами, участие в  выставках за рубежом, контакты с  иностранными специалистами, стажировки на крупных фирмах, заграничные командировки. Но такие возможности доступны далеко не всем предприятиям и они отмечают информационный голод. Еще одним  источником информации указывается  Internet, но как следует из материалов исследований, Internet используется больше для рекламы своей продукции. Многие руководители предприятий отмечают случайный характер инноваций, так как информацию об инновациях получили от своих знакомых, друзей, партнеров по бизнесу в ходе каких-то контактов. В некоторых случаях информация "сама приходит" на предприятие от заказчиков новой продукции. С разрушением отраслевых министерств, также осуществлявших ранее информационное обеспечение предприятий, создаются ассоциации производителей определенных видов продукции. Ассоциации осуществляют централизованно связи с потребителями продукции и информируют своих членов о нововведениях в отрасли, поддерживают связи с зарубежными учеными, осуществляют выход на европейские и мировые источники информации.

 Таким образом, в  условиях информационного бума  с одной стороны, и с другой  – информационного голода предприятий  в области новой техники и  технологий, информация об инновациях  приходит на предприятия разными,  порой неожиданными путями. Отсутствует  система информирования предприятий  о достижениях в конкретных  областях науки и техники, не  сформирован рынок информационных  услуг такого вида.

 На стадии принятия  решения об инновации роль  информационной поддержки этого  процесса возрастает. Качество принимаемого  решения во многом зависит  от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты  и других качеств информации, используемой при принятии решения.  На этой стадии внешняя информация  об инновации должна быть увязана  с внутренней. Желаемые параметры нововведения должны быть соизмерены с возможностями предприятия, его готовностью к инновации. Возможности предприятия – это его производственный потенциал, кадровый потенциал, положение на рынке, финансовое состояние и др.

 В материалах исследований  имеются примеры инноваций, когда  недостаток информации внешнего  характера и трудности ее получения  (Деталь) привели к принятию необоснованного  решения, так как не были  учтены особенности технологии  литья для нового вида продукции.  В результате от инновации  пришлось отказаться. В связи  с неполной информацией о нововведении  в процессе разработки выявляются  побочные эффекты, которые приводят  к дополнительным затратам или  к изменениям технологии (Огни). Можно  привести и другие примеры.

 Внутренняя информация, связанная с оценкой собственных  возможностей предприятий, на  стадии принятия решения также  имеет большое значение. Предприятия,  на которых внедрены компьютеризированные  системы управления, в этом смысле  оказываются в более выгодном  положении. Действующие информационные  технологии позволяют в короткий  срок получить полную и достоверную  информацию о состоянии производства, поставщиках, потребителях, наличии ресурсов и др. Из обследованных предприятий настоящая компьютеризация управления внедрена на немногих предприятиях. Ярким примером может служить "Полотно", где последовательно внедряется комплексная автоматизированная система. На большинстве предприятий автоматизированы отдельные функциональные области управления, то есть компьютеризация носит прикладной характер (от слова приложение – задача). Как правило, отдельные приложения информационно между собой не связаны, часто информация, поступающая из разных приложений, противоречива. Внутренняя информация служит для оценки затрат предприятия на инновации, источников и способов финансирования нововведения, расчетов сроков окупаемости и эффективности проектов.

 На стадии внедрения  инноваций также возникают проблемы  с недостатком информации. Для  технологических и технических  инноваций при освоении новой  техники и технологии возникает  много проблем при наладке  оборудования и доведением технологии. Как отмечается в некоторых  случаях, раньше можно было  съездить на другие предприятия,  поделиться опытом, позаимствовать  идеи, узнать технологические параметры,  режимы обработки и т.п. Сейчас  это стало практически невозможно, или вообще не пускают на  предприятие, или "будут косо  смотреть". В некоторых случаях  привлекаются специалисты НИИ  на договорной основе. Например, завод ЗАП заключил договор с НИИ об информационном обслуживании. Но, как правило, приходится "вариться в собственном соку". Такие проблемы связаны с тем, что некоторые инновации направлены на освоение производства продукции взамен импортного аналога. При этом не покупается лицензия, патент и другая документация, так как в этом случае инновация теряла бы всякий смысл. Основной целью таких нововведений является удешевление продукта, повышение конкурентоспособности за счет низкой цены. Здесь неформальные каналы указываются в качестве одного из основных источников информации.

 Предприятия заинтересованы  в распространении информации  о своей продукции, возможностях  производства. Для этого используются  многие информационные каналы. Выпускается  рекламная продукция (буклеты,  каталоги и др.), даются рекламные  объявления в газеты, журналы  и на телевидение. Некоторые  предприятия имеют доступ в  Internet и размещают там свою информацию. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.

 Обеспечение информационной  поддержки инновационной деятельности  включает:

 создание и пополнение  банков данных научно-технических  результатов и потенциальных  возможностей исполнителей научно-технических  программ и проектов по приоритетным  направлениям;

 осуществление связи  с удаленными информационными  центрами и базами данных, в  том числе зарубежными, с использованием  украинских и иностранных телекоммуникационных  систем;

 обеспечение доступа  заинтересованных организаций и  лиц к информационным базам  данных (ИБД) и информационным  ресурсам Интернет в области  инновационной деятельности;

 поиск и отбор инновационных  проектов, предложений по производству  наукоемкой продукции для организаций  и физических лиц, заинтересованных  в их финансировании;

 создание и пополнение  банков данных о потребительских  свойствах товаров ведущих фирм  и т.п.

 В ходе разработки и реализации инновационных проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих в их реализации, а также отдельным физические лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (научно-технической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной и др.).

 При этом необходимо  обеспечить:

- возможности для каждого  из участников инновационного  процесса получать как общую,  так и специальную (соответствующую  решаемым им задачам) информацию;

- возможность наращивания  сведений о научно-технической  разработке (создание и хранение  истории разработки начиная от  получения полезной идеи до  осуществления выпуска новой  продукции и сфер ее применения);

- обеспечение доступа  к различным источникам информации, необходимым для принятия решения,  а при ее отсутствии – к  потенциальным контрагентам, которые  могут располагать или подготовить  данную информацию;

- наличие сведений о  потенциальных партнерах по осуществлению  инновационного процесса на всех  этапах его осуществления в  разрезе основных функций (от  инновационного менеджмента до  оказания содействия использованию  новой продукции/услуги конечным  потребителем);

- выполнение некоторых  “интеллектуальных” функций.

 Последнее предполагает, что при отсутствии в базах  данных объектов с параметрами,  необходимых участнику инновационного  процесса, выдавать не только  отрицательный ответ, но давать  также:

 перечни объектов частично  соответствующих запросу (по отдельным  параметрам или их сочетаниям);

 разработки с близкими  к запрашиваемым значениями параметров объектов;

 адреса субъектов,  которые могут осуществить разработку  подобных объектов.

 

2. Кому необходима информация  в инновационной деятельности?

Информацией должны обеспечиваться, прежде всего, лица, принимающие ключевые решения в ходе реализации инновационного процесса:

- научный руководитель  инновационного проекта (автор  полезной идеи или основанной  на ней научно-технической разработки);

- инновационный менеджер (исполнительный директор или  технический руководитель проекта);

- исследователь (исполнитель  прикладных НИР, отрабатывающих  концепцию и основные способы  реализации полезной идеи в  определенных видах новой продукции/услуг  и технологий);

- конструктор (разработчик  конструктивных решений и структуры  конфигураций новой продукции  и модификаций новых услуг);

- технолог (разработчик  технологических процессов производства  новой продукции и предоставления  новых услуг);

- проектировщик (разработчик  проектов инновационных предприятий  и встраивания (“привязки”) технологий  производства новой продукции  (предоставления новых) услуг  в производственную систему действующего  предприятия);

- маркетолог (специалист по определению структуры потенциальных рынков новых товаров и их ключевых параметров, позиционированию новой продукции/услуг на них, по определению структуры их потенциальных пользователей и возможных конкурентов и т. п.);

- рекламист (специалист  по способам ознакомления с  новыми товарами потенциальных  покупателей/пользователей);

- правовед (специалист по  интеллектуальной собственности,  в т. ч. патентам, по хозяйственно-договорным  отношениям и т. п.);

- метролог (специалист по  проблемам качества продукции  и производства, сертификации и  метрологии);

- финансист (потенциальный  инвестор проекта на различных  его стадиях, финансовый директор  проекта и т. п.);

- экономист (специалист  по технико-экономическим обоснованиям  инновационного проекта);

- логистик (специалист по  снабжению и сбыту новых товаров);

- руководители инновационного  предприятия и предприятия –  конечного потребителя новой  продукции/услуг.

 

3. Состав информации, которой  должны быть обеспечены участники  инновационного процесса

 Состав внешней (не  формируемой в рамках самого  инновационного процесса) информации, которой должны быть обеспечены  эти участники инновационного  процесса , определяется несколькими группами факторов.

 Во-первых, это типы  задач, решаемых участниками инновационного  процесса. В составе задач, решаемых  участниками инновационных процессов,  могут быть многократно решаемые  и разовые задачи. Информационная  система должна быть способной  непосредственно обеспечивать внешней  информацией задачи, многократно  (постоянно) решаемые участниками  инновационных процессов и обращение  к иным источникам информации  для решения разовых (специальных)  задач.

 Во-вторых, это характер  вырабатываемых участниками решений.  Решаться могут как “рутинные”, присущие большинству инновационных  процессов задачи, так и уникальные  задачи. Для первого типа задач,  как правило, отработаны процедуры  принятия решений, определен перечень  условий и состав параметров, необходимых для принятия соответствующих  решений. Соответственно в рамках  информационной системы для обеспечения  решения данных задач могут  формироваться и поддерживаться  соответствующие базы данных  и “прецедентов” решения подобных  задач, создаваться алгоритмы  и программные комплексы, формализующие  процедуры получения необходимых  данных.

 Для решения второго  типа задач могут быть использованы  специальные методы, и каждый  раз требуется уникальный набор  показателей, обеспечивающий принятие  обоснованных решений.

Информация о работе Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций