Национальная инновационная система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:14, реферат

Описание

Под национальной инновационной системой в контрольной понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Работа состоит из  1 файл

Нициональная инновационная система Германии.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

     В 2000 г. начали реализовывать две федеральные  программы, чтобы увеличить использование  новых средств информации в образовании  и профессиональной подготовке. Программа Министерства образования и науки "Новые средства информации в образовательном процессе" призвана оптимизировать применение образовательных компьютерных программ с тем, чтобы к 2005 г. страна стала мировым лидером в их использовании. Она является частью правительственной инициативы "Инновации и рабочие места в информационном обществе XXI века". В декабре 2000 г. на тендере для финансирования было отобрано около 100 проектов из предложенных 460. А общая сумма, выделенная на проведение программы с 2001 по 2003 г., составила 200 млн. евро.

     Политика  государства в отношении профессионального  образования в Германии характеризуется  значительной степенью социальной направленности. Правительство поддерживает в высших учебных заведениях программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий.  

     Защита  прав интеллектуальной собственности.  

     В ФРГ действуют программы по защите интеллектуальных прав отраслей промышленности, университетов и общественных исследовательских организаций. Частные изобретатели и малые предприятия имеют право на финансовую поддержку государства при патентовании своих изобретений. Научное общество им. Фраунгофера предлагает государственные ссуды для изобретателей, а Патентное управление помогает выставить изобретение на рынок и продать новый продукт.

     Ассоциация INSTI-Network, которую финансирует Министерство образования, включает в себя сеть многочисленных патентных агентств, информационных брокеров, фирм по управленческому консультированию, управлений по технологическому обмену Вузов и исследовательских институтов. INSTI-Network позволяет малым и средним предприятиям получать квалифицированную информацию, по интересующим их технологическим инновациям. В Германии также развита сеть патентных информационных центров, которые предоставляют предприятиям доступ к научной и технологической информации, необходимой для инновационного менеджмента.  

     Создание  законодательной базы для инновационной  деятельности.  

       Законодательные ограничения и  противоречивая система инструкций  рассматриваются многими немецкими  исследователями как один из  главных факторов, препятствующих  инновационной активности. В 1998 г. 10% инновационных предприятий считали  многие положения законодательства препонами для инноваций. В Германии действуют 1928 законов, 900 инструкций, регламентирующих создание нового предприятия с новейшими технологиями. На оформление и прохождение документов по различным инстанциям требуется во много раз больше времени и средств, чем в США. До недавнего времени некоторые обязательные для исполнения инструкции накладывали ограничения на выполнение отдельных видов НИОКР (например, на генные исследования).  

     Финансирование  инновационной деятельности.  

     Экономическая политика Германии направлена на улучшение финансовых условий для инноваций, особенно в малом и среднем бизнесе. Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровеня отечественную науку и технику в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, сопряженным со значительным риском, требующим серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.

     Другой, не менее важной среди приоритетных направлений научно-технической  политики федерального правительства  Германии является поддержка исследований, направленных на обеспечение устойчивого  развития государства в условиях ограничений по энергетике, по воздействию на окружающую среду и рациональное использование на территории страны. Это - наиболее типичный для западноевропейской страны блок приоритетов.

     Базовые принципы программно-целевого финансирования НИОКР следующие:

      - содержание программы должно  быть точно определено;

      - финансовая поддержка оказывается  однократно;

      - результаты должны носить открытый  характер.

     В последние годы были проведены мероприятия, связанные со стимулированием рынка  венчурного капитала. Так, например, федеральная программа "Венчурный капитал для малых технологичных фирм" проводится с целью содействия фондам венчурного капитала, фирмам и банкам, готовым участвовать в создании и развитии малых технологичных фирм. "Программа венчурного капитала" банка KfW защищает вложения венчурных инвесторов в малые и средние предприятия. Инвестиционные компании и других инвесторов Министерство экономики поощряет в случае их участия в малых технологичных предприятиях с первых этапов их развития. В частности, им выдается ссуда на рефинансирование средств, уже вложенных в малое технологичное предприятие (программа "Рефинансирование").  

     Академический сектор инновационной системы Германии.  

     Вопрос  о сохранении страной ведущего положения  в мире технологий рассматривается в Германии значительно шире, нежели простая поддержка перспективных исследований и разработок. Исходя из тезиса, что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны - как одно из следствий, ее место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также входит в систему государственных приоритетов Германии.

     Академический сектор в ФРГ представлен, в основном, университетами, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. По сравнению с США и Японией, университеты в ФРГ играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКР персонала. Кроме того, университеты Германии имеют высокую степень автономии и свободы в принятии решений по финансированию и проведению тех или иных научно-исследовательских программ, самостоятельном выборе приоритетных направлений научного поиска, что практически невозможно в университетах США и Японии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательским программам.

     Научные общества в Германии выполняют функции  технологических посредников между  лабораториями и промышленными компаниями. В Германии насчитывается четыре научных общества: Объединение немецких исследовательских центров им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения "Голубого списка".

       Ведущая организационная роль  принадлежит Фраунгоферовскому  обществу, в которое входят 45 исследовательских  институтов. Их деятельность финансируется  за счет субсидий федерального  правительства и доходов от  выполнения контрактных исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Чтобы облегчить малым фирмам доступ к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.

     Общество  им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в  более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах  при университетах Германии. Оно  оказывает университетам поддержку в проведении сложных и дорогостоящих экспериментов, требующих специального оборудования. Обеспечение высокого уровня подготовки специалистов в ключевых областях науки также претворяется в жизнь через деятельность Общества Макса Планка. В практике его деятельности широко реализуется провозглашенный правительством страны принцип открытости. Примерно 1800 самостоятельных (не взаимосвязанных) проектов выполняются в сотрудничестве с учеными из 50 стран мира. Ежегодно в институтах Общества работают (по шесть месяцев) более 2400 иностранных ученых и около 3000 ученых совершают заграничные поездки. Значительную часть директоров институтов и руководителей отделений (45 из 240), а также более 20% членов научно-консультативных советов институтов Общества составляют иностранные ученые.

     Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными  и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных наук, а также проводят исследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ не допускает дублирования научных исследований. Координационными центрами, согласующими их деятельность, являются Комиссия федерации и земель по планированию образования и содействия научно-исследовательской деятельности, а также Научный Совет.  

     Прогнозирование инновационной деятельности.  

     В материалах федерального Министерства образования, науки, исследований и  технологии наступающая эпоха характеризуется  как переход от века индустрии  к веку информации. Однако на практике правительство Германии руководствуется более конкретной системой приоритетов, опирающейся на текущее положение и оценку тенденций мирового развития на обозримое будущее (10-30 лет).

     Расстановка приоритетов одного из секторов государственной  научно-технической политики с целью сохранения ведущего положения на мировом рынке технологий основана на рекомендациях, полученных в результате таких исследований, как "Технологии 21 столетия" (Институт системных и инновационных исследований Общества Фраунгофера) и "Критические технологии века информации" (разработка федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии), а также на выводах ежегодного анализа конкурентоспособности Германии на мировом рынке технологий, проводимого по поручению федерального Министерства экономики.

     Состав  целевых программ, финансируемых  из бюджета федерального Министерства образования, науки, исследований и  технологии, во многом соответствует  оценке сравнительной актуальности работ в различных областях, полученной в результате проводившихся в стране исследований по методике Дельфи. Важным вкладом форсайтных исследований в разработку стратегии развития науки и технологии в Германии явился анализ научно-технического потенциала страны и его реальных возможностей для удовлетворения запросов будущего. Создание технологий данной категории и их скорейшее внедрение определяются как важнейшая цель государственной политики в области научных исследований и технологического развития.  

     Инновационная активность в регионах.  

     Инновационная деятельность в регионах поддерживается Министерством экономики преимущественно в форме субсидий и поощрения венчурных капиталовложений, включая их подстраховку.

     Деятельность  региональных организаций, реализующих  на местах научно-техническую и инновационную политику, можно рассмотреть на примере земель Баден-Вюртембер, Саар а также территории бывшей ГДР.

     Проводником инновационной политики в земле  Баден-Вюртемберг (Германия) является достаточно своеобразное учреждение - Фонд Штайнбайса или Организация развития экономики земли Баден-Вюртемберг. Фонд был создан в общеполезных целях путем одноразового вложения 30 млн. марок и в дальнейшем ему предоставлена полная самостоятельность. Финансовым учреждением Фонд Штайнбайса не является и непосредственное финансирование в число его функций не входит. Фонд действует преимущественно как посредник - между фирмой и владельцем технологии, между фирмой и Министерством экономики, формирующим очередную программу, между фирмой и банком, который может кредитовать инновационный проект.

     Для российской стороны представляет интерес  организационная концепция фонда. Учитывая наличие в Баден-Вюртемберге  разветвленной инфраструктуры, содержание которой оплачивается государством: сети лабораторий и других научно-исследовательские подразделения многочисленных высших учебных заведений, создание каких-либо новых центров было признано нецелесообразным. Вместо этого фондом практикуется привлечение на договорных началах руководства местных вузов и необходимых научных сотрудников.

     В результате создана децентрализованная организация с максимально упрощенной структурой управления, включающая центральное  бюро в г. Штутгарте и около 300 центров трансфера технологии как  в Баден-Вюртемберге, так и в  других германских землях, и за рубежом. Сеть центров трансфера не жесткая. Ее состав ежегодно пересматривается. Центры, профиль которых больше не соответствует рыночной конъюнктуре, ликвидируются. По мере необходимости формируются новые центры.

     Механизм  взаимодействия регионального руководства с различными субъектами инновационного процесса наилучшим образом представлен в федеральной земле Саарланд. Ввиду компактности местной научно-технической инфраструктуры (два высших учебных заведения - классический и технический университеты) вопросами научно-технической и инновационной политики ведает лично Министр финансов и экономики Саара.

     Система поддержки со стороны правительства  и промышленности (через Торгово-промышленную палату) инновационного развития Саара  включает три элемента:

Информация о работе Национальная инновационная система Германии