Национальная инновационная система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:14, реферат

Описание

Под национальной инновационной системой в контрольной понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Работа состоит из  1 файл

Нициональная инновационная система Германии.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Национальная  инновационная система Германии. 

     Под национальной инновационной системой в контрольной понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.  

     Основные  черты инновационной системы  Германии.  

     Доля  Германии на мировом рынке высокотехнологичных  товаров в 1997г. составляла 14,4%, она  занимала по этому показателю 3-е  место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после Японии и США. Также Германия играет значительную роль во внутренней торговле между странами ЕС. Основными торговыми партнерами в области высоких технологий являются США, Япония, Южная Корея.

     Германия  занимает выгодное положение в мировой  гонке технологий по многим показателям. Она обладает мощным научным потенциалом, а ее затраты на НИОКР - одни из самых  высоких в мире. ФРГ также является одним из мировых лидеров в получении патентов на душу населения. Однако вопреки всем этим достижениям, экономическое развитие страны на протяжении 90-х годов XX столетия было по сравнению с другими индустриальными державами относительно медленным. Уровень безработицы остается еще очень высоким. А затраты на НИОКР и профессиональное обучение кажутся не столь впечатляющими, принимая во внимание опыт таких стран как Швеция, Финляндия или США. Все большее число исследователей выражает свое сомнение по поводу способности Германии ответить на вызовы современной экономики.

     Традиционно сила германской экономики основывалась на быстром распространении новых  технологий. Однако по мере того, как  инновационные циклы становятся все короче, это преимущество Германии ставится под вопрос. Кроме того, многочисленные конкуренты из развивающихся стран, главным образом Юго-восточной Азии, представляют угрозу позициям немецких предприятий. Их технологический уровень уже позволяет успешно вести борьбу за германские рынки сбыта.

     ФРГ имеет достаточно возможностей для активизации инновационной деятельности по испытанным траекториям в машиностроении и, в частности, в автомобилестроении. Что же касается новых технологических направлений, например, сферы информации, коммуникации или биологических исследований, то здесь Германия существенно уступает США, Японии, Великобритании и даже Скандинавским странам.

       Средства, выделяемые на НИОКР  составляют примерно 2,4% от ВВП.  Тем не менее, разрыв между  ФРГ и другими развитыми странами  увеличивается и по этому показателю. По доле расходов на НИОКР она занимает седьмое место после Швеции, Финляндии, Кореи, США, Японии и Швейцарии. Специалистами прогнозируется дальнейшее увеличение финансовых вливаний в НИОКР в сфере автомобилестроения и сопутствующих ему отраслях, однако, например, в фармацевтической промышленности будет проходить обратный процесс.

     В ФРГ организация НИОКР имеет  свою особенность: в ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных исследований и определяющего  приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так и за счет регионального. Законы ФРГ ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех или иных вопросов. При этом усиливается ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведений с экономикой, в особенности со средними по размеру предприятиями.

     Большое участие в организации обмена технологий принимают местные органы власти, в первую очередь, правительства  земель. В частности, они вносят большой  вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития.

     В последние годы расходы немецких предприятий на НИОКР, проводимые за рубежом, росли гораздо быстрее, чем те, которые осуществлялись внутри страны. Это связано не с более плохими условиями в Германии, как зачастую считают, а с расширением деятельности немецких компаний и приобретением ими предприятий за границей. Привлекательность Германии как центра НИОКР демонстрирует тот факт, что зарубежные филиалы американских фирм именно здесь реализуют большую часть своих НИОКР. А в рейтинге предпочтений японских дочерних предприятий она стоит на втором месте после Великобритании. Не стоит забывать и тот факт, что около 70% всех НИОКР в Германии финансируется частными компаниями и только 30% - государством и местными властями.

     Отрасли, где активно внедрялись НИОКР, гораздо  меньше пострадали во время экономического спада в Германии начала 90-х годов. Особенно заметен этот факт на примере  информационной и коммуникационной отраслей, которые, в отличие от остальных секторов экономики, не пострадали от ценовой конкуренции стран с более низкой стоимостью рабочей силы.

     В Германии инновационные меры государства  ориентированы преимущественно  на малые и средние предприятия. Наряду с организационной и технологической подвижностью этих предприятий, позволяющей более оперативно реагировать на изменения рыночной обстановки, повышенное внимание к ним со стороны правительства объясняется соображениями социальной политики. Дело в том, что в сфере малых и средних предприятий занято 24 млн. человек, что составляет почти 60% всех работающих, причем большинство их непосредственно связано с высокими технологиями. В малых и средних предприятиях сосредоточена значительная часть инновационного потенциала экономики Германии. Причем, если крупные фирмы концентрируют свои усилия в традиционных отраслях - машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, то малый и средний бизнес склонны концентрировать свои усилия на "технологиях будущего" ("cutting-edge technologies"). В землях бывшей ГДР малый и средний бизнес играет ведущую роль в инновационном процессе.

     Вместе  с США и Японией Германия входит в тройку лидеров по получению  патентов на душу населения. Спад патентной  активности, наблюдавшийся в начале 90-х годов, к настоящему времени практически преодолен. Патентная специализация Германии проявляется, главным образом, в большой пропорции патентов по защите окружающей среды (утилизация полимеров, биологическая очистка воды и т.д.) и относительно малой - в информационных и телекоммуникационных технологиях, что отличает ее от США и Японии.

     Инновационная политика на федеральном уровне основывается на следующих принципах:

      1. Содействие инновационной активности  фирм путем создания благоприятных условий для этого (налоговые льготы, обязательные для исполнения инструкции и т.д.) и прямой поддержки (финансирование исследований и инноваций).

      2. Усиление позиций Германии в  области новых информационных  и коммуникационных технологий, включая инициативы по реформированию профессионального образования и приглашению высококвалифицированных иностранных специалистов.

      3. Увеличение сотрудничества и  технологического обмена между  исследовательскими центрами и  промышленностью.

      4. Оптимизация средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.

      5. Стимулирование развития "технологий  будущего", таких как биотехнология  и мультимедиа.

      6. Развитие рынка венчурных капиталов. 

     Есть  несколько особенностей инновационной  системы ФРГ, которые необходимо учитывать. В Германии существует четкое разделение полномочий между федеральным  правительством и 16 землями в финансировании НИОКР, профессионального образования и инновационных проектов. В компетенцию земель входит финансирование профессионального образования и фундаментальных исследований в ВУЗах, а также региональных инновационных программ. Федеральное правительство отвечает за стратегическое курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке на необходимом уровне инновационной активности предприятий, проводимой посредством государственных банков (KfW и DtA), особо важные направления технологической политики (энергетика, транспорт, защита окружающей среды и здравоохранение), создание общенациональной законодательной базы по внедрению инноваций.

     Внутри  федерального правительства полномочия по проведению инновационной политики распределены главным образом между  федеральным Министерством образования, науки, исследований и технологии (BMBF) и федеральным Министерством экономики и технологии (BMWi). BMBF, в основном, финансирует НИОКР по различным тематическим программам, а также инновационные проекты в ВУЗах, обмен технологий. Инновационная политика BMWi сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса, помощи при образовании новых фирм (через ссуды и венчурный капитал).

     Финансирование  инноваций в Германии основывается на следующих подходах:

      1. Министерство образования, науки,  исследований и технологии обычно выделяет свои гранты на совместные проекты малых, средних и крупных предприятий и общественных исследовательских организаций. В целом министерство берет на себя около 50% расходов на их осуществление. Средства выделяются предприятиям исходя из результатов тематических тендеров. Фундаментальные исследования проводятся по отдельной схеме Германским исследовательским обществом.

      2. Что касается непосредственно  инновационного финансирования  малого и среднего бизнеса,  то здесь тендеры не используются. Каждое предприятие может обратиться за помощью в любое время и добиться получения низкопроцентной ссуды, рефинансирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Этим занимаются два государственных банка (KfW и DtA), которые официально объединились в 2000 г. Ссуды и венчурный капитал распределяются среди предприятий через их местные филиалы.

      3. BMBF и BMWi расходуют средства почти  всегда под конкретные проекты,  а управление ими берет на  себя так называемый "Projekttrager", неправительственная организация (обычно частные или полугосударственные институты, исследовательские организации, предприятия). Служащие министерств, как правило, не задействованы в реализации какого-либо проекта.

      4. Местные органы власти применяют  различные методы инновационного финансирования, однако принцип выделения денег под конкретный проект соблюдается всегда.  

     Развитие  инновационной культуры.  

       Основной проблемой германской  инновационной политики как на  федеральном, так и на региональном  уровне является создание особой инновационной культуры населения. Политические и общественные деятели едины во мнении, что существует острая нехватка осведомленности и готовности внедрять инновации в экономику и общественную жизнь. Таким образом, все заинтересованные стороны придают этому вопросу особую важность и он становится излюбленной темой для риторики всех политических партий ФРГ, профсоюзов, промышленных объединений. Несмотря на то, что политическая риторика порой преобладает над конкретными мерами, осуществляется ряд крупных и малых инициатив по взращиванию инновационной и антрепренерской культуры в Германии, особенно в области образования; всячески стимулируется сотрудничество участников инновационного процесса.  

     Образование, профессиональная подготовка и переквалификация.  

     Долгое  время государственные расходы  на образование не росли. Однако с 2000 г. ситуация резко меняется. Несколько  крупных программ, нацеленных на развитие образования и профессиональной подготовки, были модифицированы и  расширены.

       С 2000 г. Министерством образования и науки при финансовом содействии Европейских социальных фондов стала осуществляться новая программа - "Обучающиеся регионы". Она призвана поддержать развитие региональной сети образовательных инновационных институтов, которые бы проводили обучение и профессиональную подготовку в соответствии с идеей "долговременного обучения". Общая сумма, выделенная на нее на весь период проведения (2001-2004 гг.) составила 70,6 млн. евро. Согласно федеральной программе "Инвестиции в будущее" 10 млн. евро выделены на создание новых курсов профессиональной подготовки и инновации в этой области.

Информация о работе Национальная инновационная система Германии