Критерии и методы оценки эффективности инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание

Задачами исследования курсовой работы являются сущность инновационного проекта, критерии и методы оценки эффективности, а также расчет условного примера инновационного проекта ОАО «Балтийский завод» технологии CALS.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 5
1.1.Этапы и элементы инновационного проекта 7
1.2 Основные участники, виды, содержание и принципы управления
инновационными проектами 11
2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 19
3.МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО
ПРОЕКТА 25
3.1 Классификация методов оценки эффективности 25
3.2 Пример использования аналитических коэффициентов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 75.44 Кб (Скачать документ)

     Создание  и реализация проекта включают следующие  этапы: формирование инвестиционного замысла (идеи), исследование инвестиционных возможностей, технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), подготовка контрактной документации, подготовка проектной документации, строительно-монтажные работы, эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.

     К основным элементам инновационного процесса относятся: сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта, комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей, организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества, основные показатели проекта, в том числе, характеризующие его эффективность.

     Основными участниками проекта выступают: заказчик, инвестор, проектировщик, поставщик, НТС, руководитель проекта.

     Управление  инновационным проектом – это  процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и  контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной  идеи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ  ПРОЕКТОВ 
 

     На  этапе диагностики проблемы и  формулировки критериев и ограничений  могут применяться методы ситуационного  анализа, моделирования, многокритериальной оценки альтернатив и экспертной оценки альтернатив.

     При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми  со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы  на конечные социально-экономические  результаты. В «Приложении 3» приведен рекомендуемый перечень критериев  инновационных проектов.

     Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления  - это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для  оценки и контроля на всех последующих  более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические  приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные  научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем  уровне ключевых проблем (например, обеспечение  теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.

     В результате формируется система  критериев, которая дает возможность  оценить вклад инновационного проекта  любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту  информацию для соответствующего распределения  ресурсов на реализацию таких проектов.

     Полная  оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных  критериев и основных элементов  реализации проекта. Для того чтобы  свести полученные результаты в единое целое для получения общей  оценки, можно использовать критерии, перечисленные в таблице 1.

                                                                                                           Таблица 1.

    Система критериев.  

Критерии Оценка
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6
Цели, стратегия, политика и ценности предприятия          
1. Совместимость проекта с текущей  стратегией          
2. Согласованность проекта с представителями  потребителей о предприятии          
4. Временный аспект риска          
Маркетинг          
1. Соответствие проекта определенным  потребностям рынка          
2. Оценка общей емкости рынка          
3. Оценка доли рынка          
4. Вероятность коммерческого успеха          
5. Возможный объем продаж          
 
6. Оценка конкурентов          
7. Согласованность с существующими  каналами сбыта          
8. Общественное мнение о новом  продукте          
Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы          
1. Соответствие проекта инновационной  стратегии предприятия           
2. Вероятность технического успеха          
3. Стоимость и время разработки  проекта          
4. Отсутствие патентных нарушений          
5. Наличие научно-технических ресурсов          
6. Возможность будущих разработок  продукта и дальнейшее применение  внедряемой технологии          
 
                                                                                     Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6
 
7. Согласованность с другими инновационными  проектами предприятия
         
8. Наличие вредных воздействий  продукта и процесса его производства  на окружающую среду          
9. Соответствие проекта текущему  и перспективному законодательству  об охране окружающей среды          
Финансы          
1. Стоимость НИОКР          
2. Затраты на производство          
3. Стоимость маркетинговых исследований           
4. Наличие финансовых средств и  необходимые сроки          
5. Согласованность с финансированием  других проектов предприятия          
6. Ожидаемая  норма прибыли          
7. Соответствие  проекта критериям эффективности  финансовых вложений, принятых на  предприятии          
Производство           
1. Соответствие  численности и квалификации научно-производственного  персонала предприятия для реализации  инновационного проекта          
2. Согласованность  проекта с имеющимися мощностями  предприятия          
3. Стоимость  и наличие необходимого сырья,  материалов, комплектующих изделий          
4. Издержки  производства          
5. уровень  безопасности производства          
 
 

     Информация  является необходимым элементом  в принятии решений, которые имеют ряд характерных особенностей для инновационной деятельности, а именно: разработки планов и программ инновационной деятельности, организации и мониторинга и наблюдения за ходом разработки инновации и ее внедрения, рассмотрение проектов инноваций, проведение единой инновационной политики, создание целевых групп и т.п.

     Примечание: 5 – очень высокая оценка, 4- высокая  оценка, 3- удовлетворительная оценка, 2- низкая оценка, 1 – очень низкая оценка.

     Для получения полной оценки инновационного проекта экспертам необходимо оценить  каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение  об эффективности анализируемого проекта.

     Для оценки качественных характеристик  требуется содержательная информация, состав которой регламентируется соответствующими формами документов (вклад в крупные  структурные сдвиги, повышение экономической  эффективности, конкурентоспособность  на внутреннем рынке, перспективность  и др.).

     «После  выбора приоритетов следует определить стратегические направления развития инновационной деятельности и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства. Стратегия начального этапа может включать более эффективное  использование ресурсов в таких  отраслях, как телекоммуникации, пищевая  и легкая промышленность, строительство  и лесопереработка, малый бизнес. На втором этапе возможна стратегия  концентраций усилий в отраслях, где  Россия имеет определенные конкретные преимущества (биотехнологии, информационные технологии, авиакосмическая и оборонная  промышленность). На третьем этапе  появляется возможность реализовать  стратегии создания новых технологий в отраслях, где Россия имеет позиции  на рынке, с последующим выходом  на новые рынки.

     Все три стратегии предполагают соответствующую  поддержку государства, создание как  внешних, так и внутренних условий. К внешним условиям можно отнести  меры государственного регулирования (налоги, пошлины, тарифы), направленные на стимулирование инновационной деятельности и обеспечение конкурентоспособности.

     К внутренним условиям следует отнести  реструктуризацию и реформирование существующих инновационных предприятий  и организаций с целью повышения  эффективности менеджмента. В результате восстанавливается платежеспособность инновационных предприятий, создается  потенциал роста их стоимости, инвестиционной привлекательности.

     В составе внешних условий особое место занимают федеральные программы (в том числе для инновационных  предприятий), а также гранты, безвозмездные  субсидии для научных организаций». [11, с. 120]

     Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ.

  1. Проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу. Основой их маркетинга является активизация спроса на результаты инноваций и продвижение их на рынок, создание благоприятного инвестиционного климата. В основном используются косвенные методы управления (через предоставление льгот и т.п.). Прямые методы и бюджетные ассигнования используются через федеральные и межгосударственные программы решения важнейших проблем развития.
  2. Приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, являются основой государственной, научно-технических программ, направленных на решение среднесрочных (3-7 лет) ключевых проблем.
  3. Фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития. Основой их выполнения является базовое финансирование с мониторингом (оценка и выявление прорывных направлений, критических технологий для включения в тип 2).

     Приоритетным  типом разработок, требующим прямой государственной поддержки, является тип 2. Главным принципом отбора научных достижений в качестве приоритетов НТП должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей.  

     Подводя итоги главы, отметим, что при  реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми  со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы  на конечные социально-экономические  результаты.

     Полная  оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных  критериев и основных элементов  реализации проекта. Для того чтобы  свести полученные результаты в единое целое.

     Информация  является необходимым элементом  в принятии решений, которые имеют  ряд характерных особенностей для  инновационной деятельности, а именно: разработки планов и программ инновационной  деятельности, организации и мониторинга  и наблюдения за ходом разработки инновации и ее внедрения, рассмотрение проектов инноваций, проведение единой инновационной политики, создание целевых  групп и т.п.

     Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ: проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу, приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.МЕТОДЫ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО  ПРОЕКТА 
 

     3.1 Классификация методов оценки  эффективности 

     В основе оценки эффективности проекта  лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам и поэтому наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сравнивания доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования (приведения в сопоставимый вид) могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.

     Все методы оценки эффективности проекта  подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках.

     Методами, основанными на учетных ставках (без дисконтирования) являются период окупаемости (pay back period, PP), коэффициент эффективности инвестиций (average rate of return, ARR) и коэффициент покрытия долга (debt cover ratio, DCR).

     Методы  оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно  более точны, так как учитывают  различные виды инфляции, изменения  процентной ставки, нормы доходности и др. Это показатели метод индекса  рентабельности (profitability index, PI), чистую стоимость (чистый дисконтированный доход, net present value, NPV), и внутренняя норма доходности (internal rate of return, IRR). Все названные методы оценки  проекта представлены на рис. 3.

       
 

Рис. 3 Методы оценки проекта. 

     Многие  традиционные методы оценки проекта  широко применяются в финансовой практике, например, метод окупаемости  капиталовложений весьма распространен, но его существенный недостаток –  игнорирование будущей стоимости  денег с учетом дохода будущего периода  и вследствие этого неприменимость дисконтирования. Для реалий российской экономики (инфляция, резкие колебания ставки процента и низкая норма внутренних накоплений) этот метод недостаточно точен.

Информация о работе Критерии и методы оценки эффективности инновационного проекта