Контрольная работа по «Инновации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:04, контрольная работа

Описание

Инновационная деятельность представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и классификация инноваций 5
2 Роль инноваций в развитии рыночных отношений 8
3 Инновации в процессе становления рыночной экономики в современной
России 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа состоит из  1 файл

Инновация как фактор развития рыночных отношений. ДВГТУ.01.2010г..docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

     В самом деле, конкуренция лишь создает  ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности  товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

     Что же касается преодоления кризиса  и выхода на траекторию роста, то эту  задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной  перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

     В стране наблюдается гигантское перепотребление  природных ресурсов, что создает  мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в  России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США  превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит  развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный  характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь  попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей[3.С.47].

     Совершенно  очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики  задач решающая роль принадлежит  предпринимательскому подходу, основанному  на поиске и реализации инноваций, ибо  все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

     Особое  значение для производства имеют  инновации с мощными преобразовательными  функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К  таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и  технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический  уровень, можно создавать главные  предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое  состояние.

     Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться  и новая продукция.

     Для решения проблемы внедрения инноваций  необходимо увеличить затраты на покупку машин и оборудования, прав на патенты, лицензии, а также  увеличить расходы в области  научных исследований. Необходимо разработать  законопроекты по защите в области  авторских прав и интеллектуальной собственности, ускорить процедуру  выдачи патентов на изобретения, для  того чтобы использовать интеллектуальную собственность в инвестиционных проектах. Также следует уделить  пристальное внимание подготовке высококвалифицированных  кадров в сфере менеджмента и  маркетинга, способных реорганизовать структуру управления на предприятиях.  
Главные этапы инновационного процесса определяются по его основным составляющим, первыми из которых является рынок новшеств или новаций. Основным товаром этого рынка является научный и научно — технический результат, т.е. продукт интеллектуальной деятельности, на которую распространяются авторские права, оформленные в соответствии с установленным законодательством.

     3 Инновации в процессе  становления рыночной  экономики в современной  России 

     Инновации - противоречивое явление, причем исходным является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью: первая отрицает вторую. Острый характер имеют противоречия внутри самой инновационной деятельности — между радикальными и совершенствующими ее видами. Ряд противоречий определяется разделением труда между участниками инновационного процесса — инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из таких инновационно-функциональных групп имеет свои интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов различное отношение их к инновациям — инициатива, содействие, бездействие либо противодействие.

     Особую  актуальность имеет задача интенсификации инновационных процессов, которая  требует широкого развития комплексных, в том числе социологических, исследований инноваций. Эти исследования предполагают выявление основных качеств инноваций[1.С.89].

     Для интенсификации инноваций необходимо проектировать не только технико-экономические, но и социально-организационные  и социокультурные параметры, развивать профессиональное управленческое консультирование относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала трудовых организаций восприимчивости к инновациям, развитию инновационных способностей. Это предполагает применение новейших методов исследования, проектирования и обучения, таких, как инновационные игры, диагностика реализуемости и эффективности инноваций, специализированные тренинги.

     От  понятия «инновация» неотделимы категории «инновационная деятельность»  и «инновационный процесс». Инновационная  деятельность представляет собой комплекс технологических, организационных, финансовых, маркетинговых мероприятий, направленных на создание, использование и коммерциализацию новаций. Инновационный процесс — процесс создания, распространения и использования новшества. Это преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (нововведений) в социальнокультурные нормы и образцы, обеспечивающие их институционное оформление, интеграцию и закрепление в культуре общества.

     Инновационные процессы выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Эти процессы носят  дискретный, обычно циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения[2.С.55]. Оно направлено не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество. Это одна из основных социокультурных предпосылок развития общественной практики, обогащения ее новыми формами человеческого опыта.

     Инновационный процесс определяется двойственной природой нововведения: как непосредственного  опыта, формирующегося в рамках конкретного вида деятельности (научно-исследовательской, производственной, бытовой и др.), с одной стороны, и как нового опыта, получившего общесоциальное и общекультурное значение в качестве устойчиво воспроизводимого элемента общественной практики, явления, факта культуры — с другой. Таким образом, инновационный процесс представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу опыта общественно-исторического.

     Инновационный процесс может выступать в  форме прагматизации новых продуктов  духовного производства, в результате которой они переводятся, переоформляются  в нормы практической деятельности. Новое знание, возникающее как  непосредственный опыт в рамках работы исследовательского характера, выводится  из сферы познавательного процесса и переоформляется в инновационный процесс в новых системах технологической деятельности.

     В свою очередь, наука выступает как  механизм инновационных процессов  по отношению к различным формам практической деятельности, тогда как  она делает своим объектом эмпирически  возникающие новшества, становящиеся впоследствии нововведениями, дает им рациональную интерпретацию, превращает их в формы теоретического знания.

     Наряду  с прагматизацией и идеализацией важной формой инновационных процессов выступает трансляция нововведений в систему культурных норм и образцов, подлежащих воспроизводству в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в инновационных процессах в современных условиях возрастает роль таких общественных институтов, как образование, средства массовой информации и коммуникации, которые обеспечивают динамику культуры, ускоренное использование нового опыта в различных сферах общественной практики [2.С.102].

     Особую  роль в инновационных процессах  играет инновационный образ мышления: активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный  с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. В условиях действия закона конкуренции инновационный образ  мышления становится необходимой предпосылкой выживания и развития индивидов  и социальных групп. Объективная  ограниченность доступных природных  ресурсов на фоне стремительно возрастающих общественных потребностей обусловливает инновационность современного мышления в качестве его неотъемлемой характеристики.

     Внешним проявлением инновационного образа мышления выступает тот или иной вид инновационного поведения. Оно  представляет собой инициативный тип  индивидуального или коллективного  поведения, связанный с систематическим  освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных  сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления социальных инноваций и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества.

     В условиях нормального функционирования социально-экономических законов  разделения труда и закона перемены труда, а также закона конкуренции  инновационное поведение становится естественным, востребованным, стратегическим типом поведения, который обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития. Когда же действие объективных социально-экономических механизмов подвергается жесткому искусственному ограничению со стороны управляющих надсистем (например, государства), то в этой ситуации существует опасность трансформации инновационного поведения в псевдоинновационное.

     Инновационный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных  тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных  и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного  социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального  выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем.

     Сегодня инновационные технологии определяют развитие экономики, непосредственно  влияют на решение социальных проблем, играют ведущую роль практически  во всех сферах жизнедеятельности общества. Без них невозможно решить задачу повышения качества жизни граждан[1.С.90].

     Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях и выражающихся в почти полной разрегулированности  и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях.

     Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей  логику и специфику осуществления  не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов к новым условиям жизнедеятельности.

     При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В  основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное  рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.

     В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно  выделить инновационную диагностику  и социологическое изучение нововведений. Их цель - распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучение динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования. Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет не только планировать осуществление данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия.

Информация о работе Контрольная работа по «Инновации»