Эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы АПК (на примере Республики Чувашии)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

В Республике Чувашия роль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемым элементом которого является развитая система информационно-консультационного обслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохранения экологического и культурного своеобразия региона.
Цель написания данной курсовой работы – эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы Республики Чувашия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы создания и деятельности информационно-консультационных служб……………………………………………………….5
2. Современное состояние АПК Республики Чувашии
2.1. Основные показатели деятельности АПК……………………………12
2.2. Характеристика ИКС Республики Чувашии…………………………19
3. Эффективность ИКС АПК Республики Чувашии
3.1 Проект развития ИКС Республики Чувашии……………………..….24
3.2 Проект развития с/х предприятия……………………………………..34
Заключение………………...…………………………………………………46
Список использованной литературы………………………...……………..48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 120.19 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  аграрный университет» 
 

Экономический факультет 

      Кафедра организации технологических процессов 
 

      Курсовой  проект на тему:

      Эффективность организации и  функционирования информационно-консультационной службы АПК 

      (на  примере Республики  Чувашии) 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка экономического факультета

                  51 группы

                  Чикризова Ю.Ю.

                  Проверил:

                  доцент, к.э.н.  Дмитриев А. В. 
                   

Оренбург- 2011 

Содержание 

    Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретические  основы создания и деятельности  информационно-консультационных служб……………………………………………………….5

2. Современное состояние АПК Республики Чувашии

    2.1. Основные показатели деятельности  АПК……………………………12

    2.2. Характеристика ИКС Республики  Чувашии…………………………19

3. Эффективность ИКС АПК Республики Чувашии

    3.1 Проект развития ИКС Республики  Чувашии……………………..….24

    3.2 Проект развития с/х предприятия……………………………………..34

   Заключение………………...…………………………………………………46

   Список  использованной литературы………………………...……………..48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        В условиях реформирования экономики России в целом и ее аграрного сектора в частности особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Достижения науки и техники, правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемов производства и специализации. Своевременное информирование сельхозпроизводителя по широкому кругу вопросов позволяет ему обеспечить устойчивое ведение производства.

       Потребность сельских товаропроизводителей и предпринимателей в разного рода информации и необходимость обеспечения функционирования информационной инфраструктуры привели к началу создания системы информационно-консультационного обслуживания, прообраз которой – служба общественной агрономии – успешно функционировал в ХIХ в. в России.

      На сегодняшний день о системе информационно-консультационного обслуживания в России можно говорить как о состоявшейся, востребованной сельскими товаропроизводителями, развивающейся системе. Региональные информационно-консультационные службы зарегистрированы в 65 регионах, в том числе и в Республике Чувашия.

       В Республике Чувашия роль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемым элементом которого является развитая система информационно-консультационного обслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохранения экологического и культурного своеобразия региона.

       Цель написания данной курсовой работы – эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы Республики Чувашия.

Объектом  исследования данной курсовой работы является Республика Чувашия.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили мнения таких авторов  как Денисова Е.Н., Кувшинов А.И., Алексанов  Д.С., Кошелев В.М., Хофман Ф.    

        При исследовании применялись  следующие приемы и методы: таблично-аналитический, экономико-статистический, метод сравнительного анализа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  создания и деятельности  информационно-консультационных  служб

 
       Информационно-консультационная служба является организацией, оказывающей информационные и консультационные услуги товаропроизводителям всех форм собственности в сфере АПК с целью повышения эффективности системы распространения технологических и научно-технических знаний, усиления службы информатизации и консультирования товаропроизводителей, ускорения их адаптации к рыночным отношениям [8].

     Организации, занимающиеся предоставлением консультационных услуг, специализируются на одном или  нескольких направлениях консультирования, ориентируются на отдельные отрасли. Под сельскохозяйственным консультированием  сегодня понимают консультирование в области сельского хозяйства (все аспекты финансово-хозяйственной  деятельности сельских товаропроизводителей и предпринимателей) и социального  развития сельской местности.

       В большинстве стран мира к  созданию информационно-консультационных  служб приступили в период  общей депрессии экономики и  упадка сельского хозяйства, когда  власти предпринимали энергичные усилия по реформированию отрасли и введению в действие новых механизмов, обеспечивающих выход из кризисного положения. В аналогичном положении находится и агропромышленный комплекс России.

     В целом современная социально-экономическая  обстановка в агропромышленном  комплексе характеризуется ситуацией,  когда прежние экономические  механизмы, обеспечивающие относительно  высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции, практически полностью разрушены, а новые механизмы, соответствующие требованиям рыночной экономики, еще до конца не сформированы. Это затрудняет создание единого рыночного пространства, приводит к существованию негативных последствий для сельского хозяйства.[5]

     Поэтому задачей общества и  государства является создание  таких инструментов аграрной  политики, которые позволили бы  товаропроизводителю своевременно  находить рациональные решения  по всему спектру стоящих перед  ним проблем, максимально используя  при это широкий арсенал доступных  средств и генерированных человечеством  в течении многих столетий аграрных знаний и достижений.

     Одним из инструментов повышения  эффективности развития сельского  хозяйства может стать распространение знаний через систему информационно-консультациооной службы. [1]

     Основной задачей сельскохозяйственной  службы консультирования является  помощь в решении проблем, формирование  у клиентов службы более глубокого  понимания проблемы и ее причины,  достаточных для принятия рационального,  обоснованного решения для ее  устранения. Сельские товаропроизводители  в условиях рыночной конкуренции  нуждаются в разнообразной информации: рыночной, правовой, технологической,  экономической, научно-технической  и пр. Важную роль играет информация  об инновациях, так как нововведения  часто являются конкурентными  преимуществами. Научно-технический  прогресс, совершенствование технологий, развитие экономической системы  требуют постоянного повышения  уровня компетентности товаропроизводителей. Клиенты консультационной службы  получают информацию и знания, затрачивая при этом значительно  меньше времени и средств, чем если бы они осуществляли поиск самостоятельно. [1]

      При переходе  от административно-командной  системы управления к рыночной  экономике информационно-консультационная  служба играет очень важную  роль. Ведь перед работниками  сельского хозяйства встают задачи, отличные от тех, которые они  должны были выполнять, как  отданные им приказы. Теперь  они должны научиться самостоятельно принимать решения в тех сферах, где раньше решали другие. Таким образом, важная функция ИКС состоит в том, чтобы сделать товаропроизводителей самостоятельными.

     Именно поэтому интерес российских  ученых к информационно-консультационному  направлению аграрной науки вновь проявился на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия. В начале 90-х годов под влиянием научной общественности Минсельхозпрод России приняло ряд важнейших решений, направленных на создание информационно-консультационой службы.

     Параллельно в нескольких регионах  страны начал осуществляться  целый ряд пилотных проектов по формированию ИКС, которые финансируются из различных источников: местные бюджеты, зарубежные гранты, кредиты международных финансовых организаций и т.д.

     Большой вклад в создание информационно-консультационной  службы для сельских товаропроизводителей  России внесли проекты Всемирного  банка (АРИС – проет поддержки сельскохозяйственной реформы), Европейского союза (Тасис, Темпус-Тасис), Британского Ноу-Хау фонда и др. [1]

       Основной целью развития информационно-консультационной  службы АПК является содействие  ускорению реформ в АПК, направленных  на повышение устойчивости и  эффективности производства, улучшение  социально-экономических и экологических  условий жизни на селе, обеспечение  продовольственной безопасности  страны, на базе освоения достижений  отечественной и мировой науки  и техники, использования современных  информационных технологий.

       Товаропроизводители, взаимодействующие с ИКС, получают ощутимые преимущества, благодаря тому, что ИКС выполняет четыре основные функции.

      Функция обучения. Выполняя данную функцию, служба стремится повысить уровень компетенции сельских товаропроизводителей для того, чтобы подготовить их к грамотному принятию собственных управленческих решений.

     Функция консультирования. Данная функция тесно связана с функцией обучения. Консультант в ходе подготовки возможных вариантов решения проблемы должен не только хорошо владеть современными научными знаниями и актуальной информацией по изучаемому вопросу, но и учитывать местные условия, специфические особенности объекта консультирования.

    Поскольку процесс консультирования, как правило, происходит при  непосредственном контакте клиента  и консультанта, то последний  должен быть коммуникабельным, знать  психологию общения.

      Продуктом консультирования является  совет, рекомендация, часто с альтернативными  вариантами возможных решений,  благодаря которым у клиента  формируется объективная картина  возможных действий и их последствий,  но ни в коем случае не  директива для исполнения. Клиент  вправе принимать этот совет  или отказаться от него, при  этом вся ответственность за  принятие решений лежит на  нем.

     Исследовательская функция. Эта функция реализуется службой либо самостоятельно, либо с привлечением третьей стороны. В большинстве консультационных служб помимо полевых консультантов существует институт специалистов (исследователей) узкого профиля, которые осуществляют консультирование по специфическим проблемам сложного характера, требующим глубоких специальных знаний и дополнительных исследований.

    Если возникающая проблема выходит  за рамки исследовательских возможностей  самой службы, то с согласия  клиента к работе привлекают  научно-исследовательские институты,  лаборатории, экспериментальные  станции, университеты, колледжи, внешних  экспертов.

    В процессе оказания исследовательских  услуг служба выступает в качестве  посредника между наукой и  производством, осуществляя прямые  и обратные связи.

     Распространение  знаний. Это одна из главных функций информационно-консультационной службы. Она позволяет использовать положительный опыт, полезную научно-техническую информацию, инновации, результаты исследований, экспериментов и пилотных проектов.

     Разнообразие функций, выполняемых  сотрудниками службы в процессе  своей деятельности, обеспечивает  многоканальность передачи информации, что, в конечном итоге, способствует  более эффективному ее использованию  клиентами службы. [1]

     Научные достижения, практический  опыт, новые рыночные условия  требуют от товаропроизводителей  повышения эффективности работы  за счет увеличения выручки  без увеличения издержек или  уменьшения издержек без снижения  объема производства.

Информация о работе Эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы АПК (на примере Республики Чувашии)