Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках

Автор работы: x******@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:09, доклад

Описание

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Работа состоит из  1 файл

Использование ИКТ .doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

          Здесь же мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное .Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

     При использовании на уроке в начальной  школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

     Структурная компоновка мультимедийной презентации  развивает системное, аналитическое  мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

     Мультимедийная  презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует  триединой дидактической цели урока:

     Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений  в объектах изучения.

     Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

     Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную  и групповую работу, воспитание чувства  товарищества, взаимопомощи.

     Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

     2.  Урок проходит с компьютерной поддержкой. Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися. Сейчас появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности. Использование различных тестов приобретет особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к  П Г К. С помощью компьютера проходит этап самопроверки .

     3.  Интегрированные  уроки (литература – ИЗО - окружающий мир - математика с использованием презентаций, учебных дисков, тренажеров, видео и аудио, игровых программ, компьютерных программ.) Процесс обучения  становится наиболее эффективным, когда наряду с устной и письменной речью используется потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал,  технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать  все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные  с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

     4.  Внеурочная деятельность. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Родители могут стать активными участниками образовательного процесса, готовить итоговый материал о жизни класса, помогать в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике. Дети, владея пользовательскими навыками, вместе с родителями могут принять участие в виртуальных викторинах и конкурсах.

     Во  всех этих вариантах применения ИКТ  используются следующие  медиасредства:

 Мультимедиа средства    и  способы их восприятия

ММС, применяемые в  обучении Формы представления Способы восприятия
Статичные

фотография, распечатки

Текст, картинка, графика Визуальные.

Пользователь  сам определяет длительность восприятия

Динамичные 

телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD.

Кино,  видео, звукозапись Визуальные, звуковые.

Длительность  восприятия определяет производитель (автор)

Интерактивные

интерактивное ТВ, компьютер, интернет

Кино,  видео, звук, текст, графика, анимация, моделирование Визуальные,  звуковые.

Пользователь имеет   право и возможность свободного доступа к информации и ее компоновки 

 

     Психолого-педагогические исследования в классе показали, что  использование возможностей ИКТ  в начальной школе способствует:

     -повышению  мотивации к учению,

     -повышению  эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

     -активизации  познавательной деятельности, повышению  качественной успеваемости школьников,

     -развитие  наглядно-образного, информационного  мышления,

     -развитию  навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

     -повышению  активности и инициативности  младших школьников на уроке,

     -повышению  уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении  качества работы учителя.  

        Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это  является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. 

Варианты  использования ИКТ на уроках в начальной школе:

Русский язык

Тема  урока: «Изменение имён прилагательных по числам и родам. Прилагательные синонимы и антонимы».

Цели  урока: ознакомление с изменением имён прилагательных по родам и числа; развитие умения определять род и число прилагательных;углубление представлений о синонимах и антонимах; воспитывать любознательность, аккуратность  при письме, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация. 

Предмет: математика

Тема: Тренажер «Устный счет»

Класс: 3

Цели:

  Образовательная:

Закрепление и  отработка навыка устного счета.

Воспитательная:

Формировать у учащихся потребность в использовании  и применении компьютерных программ в обучении.  
Развивающая:

Формировать умения и навыки самоконтроля при  работе над заданием на компьютере.

Формы работы: индивидуально и фронтально в формате тренажера (оценка не выводится)

Продолжительность использования: до 5-ти минут в формате  тренажера

Ссылки на источники графики:

http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/default.aspx

Примечание: При нажатии на правильный ответ, по ссылке переходим к следующему примеру. Если ответ выбран неверно, то с поля удаляется неправильный ответ, выбор ответа можно продолжить. 

              

  Мультимедийное пособие  «Мир природы»  

          Использование учебных модулей пособия «Мир природы» требует от учителя минимума компьютерной грамотности и позволяет сосредоточить свои усилия прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся.

Наглядно-дидактическое  пособие представляет собой 6 учебных  модулей, соответствующих важнейшим темам образовательного компонента «Познание мира». Внимание учителя и учеников привлекут также и интерактивные задания в разделе «Проверь себя», которые помогут закрепить и повторить некоторые темы, развить усидчивость, внимание и воображение ребенка.

Предлагаемые  в разделе «В помощь учителю» методические рекомендации призваны помочь в организации серии уроков с мультимедийной поддержкой по следующим темам:

  1. Живая и неживая природа.
  2. Форма Земли. Ориентирование на местности.
  3. Смена времен года. Смена дня и ночи.
  4. Размножение и распространение цветковых растений.
  5. Круговорот воды в природе.
  6. Круговорот веществ (жизни) в природе.

         Данное мультимедийное пособие ни в коем случае не подменяет имеющиеся учебно-методические комплекты. Оно является эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить более качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое использование большого экрана, разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.

Возможна также и самостоятельная работа ученика с предлагаемыми материалами с целью повторения, закрепления пройденного при подготовке к уроку, к контрольной работе, экзамену. 

Интерактивная  энциклопедия  « МОЕ ТЕЛО» 

Это пособие  по изучению тела  человека  предназначено  для учителей, учащихся и родителей.  Здесь можно найти ответы  на все вопросы о том, как устроено тело, как оно работает  и что  надо делать, чтобы всегда быть здоровым и сильным.

      Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.  Нам необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как  используем сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1.  Селевко  Г. К. Педагогические технологии  на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005

2.  Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. – 2007.

3. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005.

4. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - 

5. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006                            

6. Интернет ресурсы:  www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html 

7.  http://www.bestreferat.ru/archives/04/bestref-50404.zip

8. www.conf.muh.ru/010305/doc/vladimirova.doc

9. http://www.incd.info/getcont-693-1.html

10. http://www.rusedu.info/Article8.html

11. http://www.bytic.ru/cue99M/c7gzm8wp09.html   

12. http://s2.http://smajliki.ru/smilies-131.html?start=450

13. majliki.ru/smilies-131.html?start=450 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках