Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Содержание

Информационно-коммуникационные технологии в современной школе……...………………………………………………………………… 4 стр.
Метод проекта на уроках русского языка и литературы………………………………………………………………….. 9 стр.
Использование тестовой технологии………................................................ 12стр.
ЦОРы в образовательном процессе, их преимущества………………….. 15 стр.
Применение интерактивной доски в процессе обучения….………….. 18 стр.
Перспективы дистанционного обучения…............................................... 22 стр.
Вывод………………………………………………………………………. 23 стр.
Список использованной литературы……………………………………… 24 стр.

Работа состоит из  1 файл

«Использование икт на уроках русского языка и литературы».doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

При этом можно  удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и  коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и последующее повторение.

В своей работе я использую тесты трех видов.                                             Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Этот вид теста я обычно создаю в программе Hot Potatoes.

Внимательный  анализ результатов теста позволяет  определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности  с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.

ЦОРы в образовательном процессе, их преимущества

В настоящее  время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим  электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЦОР.

С технической  точки зрения ЦОР – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения.

По  существу контент –  то, что мы видим и слышим. Соответственно, контент подразделяется на визуальный и звуковой ряды. Текст, строго говоря, нужно относить к визуальному ряду, но возможности описания абстракций и некоторые особенности хранения и воспроизведения символьной информации выделяют ее в отдельный компонент.

К основным инновационным качествам ЦОР относятся:

  1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
    • получение информации;
    • практические занятия;
    • аттестация (контроль учебных достижений).
  2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
  3. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию  новых педагогических инструментов:

  • интерактив;
  • мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира);
  • моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);
  • коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);
  • производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).

Пояснение понятий.

  1. В переводе с английского interactive – взаимодействие. Именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.
  2. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
  3. Моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.
  4. Коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль за состоянием процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
  5. Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Успешно решать многие проблемы в  обучении позволяет специальная архитектура ЦОР, определяемая как открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС).

Открытые образовательные  модульные мультимедиа системы (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения.

ОМС отрывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности  сетевых открытых систем и полноценных  мультимедиа продуктов.

ОМС обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения благодаря архитектурным решениям, предусматривающим включение в систему вариативных (по содержанию, методикам, технологиям исполнения) электронных учебных материалов.

ОМС является электронным  образовательным ресурсом с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений /изменений и автономности составляющих.

Открытая образовательная  модульная мультимедиа система  по каждому учебному предмету состоит  из автономных электронных учебных  модулей (ЭУМ). Каждому тематическому элементу предмета соответствует три типа ЭУМ:  
 
     И-тип – модуль получения информации,  
     П-тип – модуль практических занятий,  
     К-тип – модуль контроля усвоения     

При изучении определенного  тематического элемента преподаватель выбирает модули, исходя из собственных дидактических соображений. Совокупность тематических элементов составляет учебную программу по предмету, соответственно, совокупность учебных блоков (триад И, П, К-модулей), выстроенная в определенной последовательности, представляет собой учебный курс. Поскольку пользователь самостоятельно выбирает те или иные вариативы ЭУМ в массиве совокупного контента ОМС, он по существу становится соавтором предметного курса.

К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:

  • отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных;
  • возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;
  • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
  • Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.
  • С ЦОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Главная задача состоит в разумном использовании ЦОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика.

 

Применение  интерактивной доски в процессе обучения

В классно-урочной  системе занятий учитель использует, в частности, объяснительно-иллюстративный метод изложения нового материала. Наиболее удобным средством для педагога в этом случае по-прежнему является доска. Компромиссом между привычными для преподавателя методами и требованиями прогресса являются так называемые интерактивные доски.

Электронная интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором.

В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска  позволяет учителю писать конспект (как на традиционной доске), вызывать с компьютера различные приложения и делать поверх них свои пометки. При этом все записи сохраняются в памяти компьютера, и есть возможность возвращаться к заданному месту в конспекте сколько угодно раз. Более того, учитель может заранее подготовить необходимые материалы, а на уроке лишь добавлять и модифицировать их.

Интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства. Большинство людей запоминают 5% услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.

Устройство StarBoard выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая  в процесс восприятия «многосредовой»  информации не 1 человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения услышанного и увиденного, для последующей совместной работы в среде ЦОР.

Достоинства интерактивной  доски позволяют интенсифицировать  образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации

Применение  интерактивных досок в процессе обучения детей позволяет сделать  этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, наподобие телевизора, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее. По заданным программам интерактивная доска переключается на уроки, скажем, математики (с ее символами и набором линеек, транспортиров и так далее), географии (с географическими картами), правописания (показ правильной графики букв и цифр), биологии, химии и другие школьные предметы.

Рост увлеченности учащихся классной работой (особенно это  касается учеников с внешней мотивацией) приводит, в свою очередь, к общему улучшению посещаемости. Электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы выдержать конкуренцию с популярными среди учеников электронными устройствами (например, карманными играми, мобильными телефонами и MP3-плеерами). Они сосредотачивают учащегося на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков. Электронные интерактивные доски более успешно, чем любое другое отвлекающее устройство или игра популяризируют среди учеников навыки работы с компьютерами, столь необходимые в XXI веке.

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога.  Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости  учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика  в высшей степени способствует планомерное  ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование  в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:

  • уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока;
  • записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте.

Таким образом, у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.

Преимущества  использования ИД:

 

  1. незамедлительная обратная связь между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;
  2. визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).
  3. компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);
  4. автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.
  5. ИД соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
  6. Школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
  7. Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий.
  8. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
  9. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным.
  10. ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
  11. У учителя появилась возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске.
  12. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.
  13. Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
  14. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
  15. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

Информация о работе Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы