Инновационный менеджмент: сущность, история возникновения, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:30, реферат

Описание

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы и их воплощение является основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Содержание

Введение

1.История возникновения инновационного менеджмента

2.Сущность инновационного менеджмента

3.Современное состояние инновационного менеджмента

4.Пример нововведения в конкретной организации

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реф по иннов.docx

— 58.53 Кб (Скачать документ)
 

                   Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Российский  экономический университет  имени Г. В. Плеханова» 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

«Инновационный  менеджмент: сущность, история возникновения, современное состояние» 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Выполнила:

                студентка 4 курса, группы 9406,ОЭФ

                                    Сконникова Е.В. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Москва

2011 

Содержание:

    Введение

1.История возникновения  инновационного менеджмента

2.Сущность инновационного  менеджмента

3.Современное  состояние инновационного менеджмента

4.Пример нововведения  в конкретной организации

    Заключение

    Список  литературы

 

 
 

Введение 

Появление в  учебных планах российских вузов  дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные  процессы и  их воплощение является основой экономического развития.  

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления  инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение  во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в  новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет  циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.  

Современные инновационные  процессы достаточно сложны и требуют  проведения анализа закономерностей  их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами  нововведений – инновационные менеджеры.  

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические  знания.  

Инновационные менеджеры способствуют продвижению  инновационного процесса, стараются  прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.  

Для рыночной экономики  характерна конкуренция самостоятельных  фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому  существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные  менеджеры.  

Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных  структурах (академии наук, вузы, научные  общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.  

1.История  возникновения инновационного  менеджмента 

Понятие «инновации»  возникло в самом начале XX в., так  было положено начало изучению инновационных  процессов Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших  циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они  представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания  и неравномерное распределение  инноваций в пространстве и времени. 

Й. Шумпетер на основании выводов А. Афтальо-на, М.Ленуара, М.Туган-Барановского, В.Парето, открывших существование коротких и средних волн, и Кондратьева сформулировал теорию инноваций. Он определил роль предпринимателя в процессе инноваций, т. е. предприниматель связывает изобретение и новацию. По мнению Й. Шумпетера, техническая новация – это экономическое средство для получения высокой прибыли. 

Русский экономист  С. Ю. Глазьев ввел понятие технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого  фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Им были выделены пять технологических укладов с жизненным циклом в три фазы и периодом 100 лет. 

1– я фаза  – возникновение в экономике  предыдущего уклада. 

2– я фаза  – преобладание нового уклада. 

3– я фаза  – устранение предыдущего уклада  и возникновение другого. 

Между 1-й и 2-й  фазами – период монополии. 

Инновации имеют  волнообразное развитие, это учитывается  при разработке и выборе инновационной  стратегии. 

Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнк-нехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции. 

Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» – изобретение и инновация. 

В наше время  длина цикла сокращается до 35–40 лет вследствие научно-технического прогресса. 

В работах российских экономистов П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента. 

Изучая опыт стран с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история экономического развития, она  обусловливает отличительные черты  системы инновационного менеджмента. 

2.Сущность  инновационного менеджмента 

2.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

Инновационный менеджмент определяют как систему  управления инновациями, инновационным  процессом и отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения  инноваций. 

Сущность инновационного менеджмента заключается в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие  хозяйственный механизм. Хозяйственный  механизм воздействует и на порядок  создания, реализации, продвижения  инноваций (нововведений), и на экономические отношения, происходящие между всеми участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций. 

Влияние хозяйственного процесса на инновации происходит на основе и при помощи определенных приемов и особой стратегии управления. Вместе эти приемы и стратегия  создают своеобразный механизм управления инновациями – инновационный  менеджмент. 

Управление инновациями  – это довольно новая отрасль  в управленческой деятельности в  таких сферах, как научно-техническая, производственно-технологическая и  административная. Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах: 

1) поиске идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Отправными источниками инновационных идей являются потребители; ученые (разработки); конкуренты (изучение потребительского спроса); торговые агенты; дилеры; работники предприятия; 

2) способе организации инновационного процесса для определенной инновации; 

3) процессе продвижения и реализации нововведений на рынке. 

Инновационный менеджмент содержит стратегию и  тактику управления. 

Стратегия дает возможность выбрать общую направленность и метод применения средств для достижения поставленной конечной цели. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, на ее смену приходит тактика. 

Тактика – это  определенные методы и приемы для  претворения в жизнь намеченной цели уже в определенных конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента можно назвать искусство  выбора оптимального решения и приемов  достижения этого решения, наиболее выгодных в данной ситуации. 

Инновационный менеджмент – это система управления предприятием. В этом ракурсе система  инновационного менеджмента включает в себя две подсистемы: управляющую  подсистему (субъект управления) и  управляемую подсистему (объект управления). 

Субъектом управления могут быть один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления. Объектами управления в данном случае будут инновации, инновационный  процесс и экономические отношения  между участниками рынка инноваций. 

Связь субъекта управления с объектом будет происходить  посредством передачи информации. Именно эта передача информации является процессом управления.

2.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые  предопределяют формирование структуры  системы управления предприятием при  осуществлении инновационного процесса. 

Существуют два  типа функций менеджмента инноваций: 

1) функции субъекта  управления, т. е. субъектом управления  будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление  функционированием объекта управления; 

2) функции объекта  управления, т. е. объектом управления  в этом конкретном случае будут  и инновации, и инновационный  процесс, и экономические отношения  между всеми задействованными  участниками рынка инноваций.  Функции субъекта управления: 

1) функция прогнозирования  – предполагает разработку на  длительную перспективу кардинальных  изменений технико-технологического  и экономического состояния объекта  управления в целом и всех  его различных систем и подсистем; 

2) функция планирования  – предполагает объединить в  себе весь комплекс работ по  выработке плановых заданий в  инновационном процессе и по  воплощению их в жизнь; 

3) функция организации  – предполагает объединить людей,  совместно внедряющих инновационную  и инвестиционную программы на  базе каких-либо правил и процедур; 

4) функция регулирования  – воздействие на объект управления  для получения состояния стабильности  технико-технологической и экономической  систем; 

5) функция координации  – предполагает координацию согласованности  работ всех участков системы  управления, аппарата управления  и отдельных специалистов; 

6) функция стимулирования  – предполагает побуждение и  стимуляцию работников; 

7) функция контроля  – предполагает проверку организации  в момент внедрения процесса  инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций  и т. п. 

Функции объекта  управления: 

1) рисковое вложение  капитала в инновационный проект; 

2) организация  инновационного процесса при  внедрении инновационного проекта; 

3) организация  продвижения инноваций на рынке  и ее диффузии. 

Функция рискового  вложения капитала отчетливо проявляется  в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или  в новую операцию всегда связано  с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных  фондов. Содержанием функции организации  инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению  нового продукта или новой услуги. 
 

Информация о работе Инновационный менеджмент: сущность, история возникновения, современное состояние