Инновационная политика и стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание

Современный этап развития общества ознаменован значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ 6
1.1 СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 6
1.2 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 9
1.3 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 13
2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ НИОКР В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 17
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 17
2.2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 22
2.3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 25
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЯ СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

Курс работа Стратегический менеджмент.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Стратегический менеджмент»

Тема   

 

 

Инновационная политика и стратегия предприятия

 

 
 
 

 

 

Студент 

         Кальянова Юлия Сергеевна , гр.89 АУ        

       
   

Ф.И.О., № группы

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

Ст.преп..

Данилова Н.С.

       
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

Минск  2013  г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ  СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ 6

1.1 СУЩНОСТЬ  МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 6

1.2 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 9

1.3 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ  СТРАТЕГИИ 13

2. СИСТЕМА  ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ НИОКР  В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 17

2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 17

2.2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 22

2.3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 25

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЯ  СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития общества ознаменован значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных  глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

В новой экономике  особую значимость приобретают информация, коммуникации; стратегическое видение и организационная культура обуславливают конкурентное преимущество; возникают и активно действуют организации, занимающиеся исследованиями или научной деятельностью.

Глобализация  и ужесточение конкуренции способствовали изменению традиционных стратегических парадигм. Поскольку не только конкурентоспособность, но и само выживание компании в изменчивом мире зависит от ее способности к постоянному обновлению, особое значение приобретает инновационная стратегия. Становясь критически важным элементом общей организационной стратегии, она призвана связать приоритеты перспективного развития компании с уровнем ее потенциальной инновационности, сделать новое качество производства и управления главным инструментом достижения цели компании.

Стратегическое  управление является основой управления инновационной организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы:

- в каком  положении предприятие находится  в данное время;

- в каком  положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;

- каким способом  можно достичь желаемого положения;

- что для  этого необходимо предпринять?

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Он придает предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Важнейшая характеристика новой экономики – интенсификация инновационных процессов, превращение  их в фактор экономического роста. Его  параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями.

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что сегодня только те предприятия, которые ориентированы на постоянное технологическое, организационное  и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции.              

Основной целью  представленной курсовой работы является изучение формирования стратегии инновационной  деятельности предприятия на примере  предприятия СЗАО «Трубкомплект».

В ходе достижения поставленной в работе цели предстоит  решить следующие задачи:

- изучить сущность  инновационной стратегии и факторов, влияющих на ее реализацию;

- проанализировать  систему организации и планирования  НИОКР в СЗАО «Трубкомплект»;

- описать влияния инновационной деятельности на конкурентоспособность СЗАО «Трубкомплект».

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ

 

1.1 Сущность  механизма управления инновационной  деятельностью

Ускорение темпов научно-технического прогресса в последнее десятилетие, интернационализация и глобализация процессов в мировой экономике обусловили значительное повышение динамичности и изменчивости условий хозяйственной деятельности. Решающим фактором выживания и эффективного функционирования компаний стала способность работать в следующих условиях:

- быстрое  и резкое изменение социально-экономической,  политической, правовой среды;

- множественные  изменения рыночной конъюнктуры  и рыночной ситуации; высокая  неопределенность внешних и внутренних процессов;

- повышенный  коммерческий, финансовый, кредитный,  предпринимательский риск;

- потребность  в значительных объемах внешней  информации;

- высокая  изменчивость технологий производства;

- резкое  снижение детерминированности процессов  производства и управления;

- множественность  источников информации, альтернативность  решений и вариантов технологического  обновления;

- расширяющееся  разнообразие новых товаров и  услуг в сочетании с уникальностью  и малосерийностью;

- изменение  требований к квалификации и качеству труда работников;

- усиление  индивидуализма, повышение уровня  притязаний и нонконформизма  персонала [5, с. 117].

Изменение моделей экономического роста, вовлечение все большего числа стран, компаний и производств в инновационное  развитие значительно видоизменяют функции и методы менеджмента, соотношение между его составляющими. Так, общий инновационный менеджмент включает:

- нормативный  менеджмент, нацеленный на разработку  философии, инновационной политики  и общих стратегических намерений;

- стратегический  менеджмент, занятый выработкой  стратегий и их реализацией;

- оперативный  менеджмент, связанный с практическим  осуществлением мероприятий по  управлению инновационной деятельностью.

Соотношение между этими видами менеджмента  непостоянно и носит ситуационный характер.

Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие  сложности. Например, функции менеджера  направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей.

Задачи  менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры  управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами  с асинхронным уровнем распространения информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и пр. Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер [8, с. 91].

Качественные  сдвиги в современной экономике  демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Главными  компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы.

Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, я целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий [8, с. 96].

Будучи  многовариантным, альтернативным типом  деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений – от рождения научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими). В свою очередь это определяет особенности методологии и организации инновационного менеджмента.

В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента.

Возрастание роли инновационных процессов в  экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.

Информация о работе Инновационная политика и стратегия предприятия