Инновационная политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Работа состоит из  1 файл

Курсавая.docx

— 120.95 Кб (Скачать документ)

Экономический рост по всем подотраслям должен сопровождаться созданием и широким внедрением как ресурсоэнергосберегающих, так и экологически чистых и малоотходных технологий, разработкой новых видов экологичной продукции. Предстоит принять жесткие меры в сфере технического регулирования, сформировать систему санкций за нарушения, стимулировать внедрение энергоэффективных и экологичных технологий на производстве.

Необходимо проводить  постоянную  работу по снижению импортной  составляющей в национальном производстве, ориентируясь, прежде всего, на отечественное  сырье, материалы и комплектующие, а также по минимизации импорта  в целом.

В соответствии с опытом высокоразвитых стран мира при формировании инновационной экономики определяющая роль отводится формированию  национальных инновационных систем.

В процессе выполнения заданий  Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы выявлено несовершенство законодательства по инновационной деятельности. До настоящего момента законодательно не урегулированы такие важные вопросы как формирование института венчурного финансирования, организация процесса коммерциализации НИОК(Т)Р, развитие процедуры государственной научной и научно-технической экспертизы с привлечением независимых (в том числе зарубежных) экспертов, создание достаточных механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности, создание системы материальных стимулов для повышения качества и оптимизации сроков выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок, улучшение инвестиционного климата для привлечения в высокотехнологичный сектор страны иностранного капитала.

В этой связи необходимо доработать и принять ряд законодательных  актов, обеспечивающих ускоренное развитие инновационной деятельности в стране и охрану прав на объекты интеллектуальной собственности.

Имеются и другие проблемы, нерешенность которых негативно  влияет на развитие отечественного инновационного потенциала, в том числе:

  • ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, а также наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные результаты научно-технической деятельности, отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;
  • неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений;
  • низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются низкий инновационный потенциал, недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, экономические риски и длительные сроки окупаемости;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта;
  • отсутствие законодательной базы, позволяющей предусматривать прибыль (рентабельность) при осуществлении передачи результатов НИОК(Т)Р внедренческой организации;
  • низкий уровень наукоемкости значительного числа производственных предприятий республики.

Необходимо  продолжить создание эфективной вертикали  управления инновационной деятельностью  на всех уровнях власти и развитых горизонтальных связей в пределах самой  инновационной инфраструктуры с  целью интегрирования сектора исследований и разработок с отечественным промышленным сектором. Одной из конечных целей должно стать встраивание отечественной НИС в мировую инновационную систему.

В ближайшей перспективе  отраслевое руководство республики должно сосредоточиться на выработке  эффективных стратегий и приоритетов  инновационной политики, создании и  развитии инновационной инфраструктуры, утверждении соответствующих концепций  и программ (в том числе отраслевых программ инновационного развития) на следующее пятилетие, приступить к  разработке планов дальнейшего обновления производственной базы и продукции  на 2011–2015 годы.

Вало- и градообразующие  производственные предприятия и  структуры должны разработать реальные стратегии, направленные на решение  стоящих перед ними крупномасштабных проблем инновационного развития страны.

В целом необходимо значительно  увеличить расходы на внедрение  инноваций. Увеличение расходов должно осуществляться за счет разных источников финансирования, и в первую очередь  за счет внебюджетных. Бюджетные средства на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  должны выделяться с учетом конкурсной оценки бизнес-планов инновационных  проектов на основе подтверждения конкретным предприятием-заказчиком наличия достаточных  объемов собственных средств  и их увязки с обоснованными потребностями  рынка.

В 2011 – 2015 годах необходимо внести концептуальные изменения в стратегию государственной поддержки малого, среднего предпринимательства (включая законодательную дефиницию понятия среднее инновационное предпринимательство) и  придание приоритета развитию малого и среднего инновационного предпринимательства, а также инфраструктуры его поддержки. Конечная цель – создание системы государственной поддержки инновационного предпринимательства, включающей пересмотр всех актов законодательства, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и его инфраструктуры.

3.2. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы инновационного развития  Республики Беларусь на 2011–2015 годы

В результате выполнения  Государственной программы ожидается  достижение к 2015 году следующих основных показателей инновационного развития Республики Беларусь (Таблица 1):

  1. доля новой продукции в объеме промышленного производства – 25 процентов;
  2. доля инновационной продукции в объеме отгруженной промышленной продукции – 20,0 процентов;
  3. доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности – 30,5 процента;
  4. удельный вес накопленной амортизации активной части основных средств промышленных предприятий не более 53 процентов.
  5. создание и сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9001 (с нарастающим итогом) – 3000 производств;
  6. доля затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал – 50,0 процентов;
  7. численность работников, выполняющих научные исследования и разработки – 32,85 тыс. человек;
  8. расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность – 0,9 процента к ВВП.

    ГКНТ предлагает на стадии  формирования программы рассмотреть  вопрос о введении нового показателя  – удельный вес сертифицированной  продукции по международным стандартам (требованиям, регламентам) в общем  объеме промышленного производства.

Основные прогнозные показатели инновационного развития по республиканским  органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому Республики Беларусь на 2015 год представлены в приложении 2.

Учитывая многолетний  международный опыт оценки инновационности  экономик стран Европейского союза, при формировании мероприятий программы  и оценки их результативности целесообразно  сопоставлять степень инновационного развития республики со странами ЕС. В  этих целях предполагается использование  показателей инновационного развития экономики республики за счет внедрения  инноваций, разработанных во исполнение поручений Президента Республики Беларусь от 16 июня 2009 года №10/108 и Совета Министров  Республики Беларусь №05/102-272 и соответствующих 3 базовым критериям для оценки роли инноваций в развитии страны и в разрезе страны и регионов, в том числе:

  • затраты и ресурсы;
  • инновационная активность организаций;
  • результаты инновационной деятельности.

Использование критериев  даст возможность судить о степени  развития экономики за счет внедрения  инноваций и сопоставлять степень  инновационного развития Республики Беларусь со странами Европейского союза, а также  выявлять слабые стороны инновационного развития и проблемы (Приложение 3).

Предлагаемые критерии и  показатели наряду с такими критериями как импортозамещение, энерго- и  материалоемкость будут положены в  основу отбора проектов для их реализации в рамках Государственной программы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь в 2015 году (Таблица 2) ожидается увеличение  валового внутреннего продукта по сравнению  с показателем 2010 года в 1,45-1,5 раза, рост инвестиций в основной капитал – в 1,47 – 1,54 раза, рост производительности общественного труда –  в 1,45 – 1,48 раза и снижение энергоемкости – на  26,6 – 30,1 процента.

В 2015 году  предусматривается  выход Республики Беларусь  на положительное  торговое сальдо (товары и услуги) – 280 млн. долларов США.

В соответствии с концепцией Государственной программы и Пошаговой  стратегией до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта предусматривается увеличение  до 14 процентов экспорта высокотехнологичной продукции от общего объема экспорта (Таблица 3).

       Реализация пошаговой стратегии направлена на обеспечение роста производства и экспорта наукоемких и высокотехнологических товаров, адекватное ограничение или расширение импорта наукоемких и высокотехнологических товаров, соответствующим образом воздействующих на снижение или увеличение объемов национального экспорта вследствие межотраслевой диффузии; приоритетность развития отраслей и субъектов народного хозяйства, обеспечивающих разработку, ускоренное освоение высоких технологий и производство конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью; диверсификацию товарной структуры и расширение географии сбыта наукоемкой и высокотехнологической продукции.

 

3.3 Важнейшие задачи  инновационного развития в Могилёвской  области

Могилевская область является регионом с крупным промышленным потенциалом, производящим около 9 процентов республиканского объема производства промышленной продукции. 

Промышленный комплекс области  представляют 200 промышленных организаций, из которых 69 – государственной собственности (46 – республиканской, 23 – коммунальной), 131 – негосударственной собственности (частной – 125, иностранной – 6). 

Кроме этого, производят промышленную продукцию более 1700 малых предприятий  и производств непромышленных организаций.

Структура промышленности области  представлена одиннадцатью основными  отраслями промышленности: химической и нефтехимической, машиностроением  и металлообработкой, пищевой, промышленностью  строительных материалов, легкой,  лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, черной металлургией, топливной, мукомольно-крупяной и комбикормовой и полиграфической.

В области сосредоточены  наиболее значимые для страны и области  производства – весь республиканский  объем производства лифтов, шин автомобильных  и для сельскохозяйственных машин. Производится более 99 процентов общего объема производства в республике прицепов тракторных, 97 процентов – мягких кровельных материалов, около 79 процентов – косилок тракторных, более 77 процентов – стальных труб, 54 процента – цемента, более 48 процентов – шифера, около 41 процент – химических волокон и нитей.

На промышленных предприятиях трудятся более 112 тыс. работников.

Одним из приоритетных направлений  является развитие внешнеэкономических отношений области, наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет выпуска качественной, востребованной на мировых рынках, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции. Основываясь на принципе многовекторности, должное внимание уделяется вопросам развития товаропроводящей сети за рубежом организаций, подведомственных местным органам власти.

В настоящее время товаропроводящая сеть подведомственных организаций  представлена 23 субъектами товаропроводящей сети.

Это совместные предприятия  в г. Москве - ООО «Совместное предприятие  «Бабушкина крынка – Элан», ООО «Могилевские молочные продукты» и ООО «Совместное предприятие «Днепропродукт», в Московской области (г. Королев) - ООО «Торговый Дом «Могилев молоко», в г. Брянске – ООО «Мясомолпродукт», в г. Калуге – ООО «Беларусский продукт»; дилерские структуры ОАО «Могилевский желатиновый завод» в Московской области и городах Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Смоленске и т.д. 

Важным приоритетом инвестиционной и инновационной деятельности в 2011 – 2015 годах будет принцип параллельного привлечения инвестиций не только в валообразующие предприятия крупных городов, но и в малые и средние городские поселения области (далее – малые города), сельскую местность.

В 2011 – 2015 годах в Могилевской области сохранится повышенное внимание к инвестиционной и инновационной деятельности за счет расширенного воспроизводства основных фондов, обновления производственных мощностей на базе качественно нового оборудования с использованием передовых технологий, в первую очередь в машиностроении, в нефтехимическом комплексе, энергетике, деревообрабатывающей и перерабатывающей промышленности и других сферах области.

Информация о работе Инновационная политика Беларуси