Формирование инновационной системы в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование процесса формирования инновационной сферы в КНР. В качестве задач выделяются следующие вопросы: определение периодов проведения государственной инновационной политики в КНР, исследование программ научных исследований и развития высоких технологий, исследование современного состояния инновационной сферы КНР.

Работа состоит из  1 файл

чистовой вариант.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

          17-й съезд КПК  подчеркнул актуальность и важность  активизации в КНР процесса  формирования национальной инновационной  системы, как нового, адекватного  глобализации механизма саморазвития  экономики, в рамках и посредством которого в обществе постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются нововведения.

    Как  было отмечено на съезде, успешное функционирование национальной инновационной системы требует наличия не только сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий:

  • Наличие конкурентоспособного предпринимательского сектора как основного генератора нововведений;
  • Интеграция в глобальную инновационную сферу как важнейшее условие развития национальных отраслей высоких технологий;
  • Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста; 27

    Поставленная на 17-м съезде цель создания национальной инновационной системы направлена, в первую очередь, на создание высоко эффективной, качественной экономики.

    Кроме того на съезде поставлена задача повышения  способностей к созданию собственных  инноваций, так как именно они  являются ядром стратегии государственного развития, ключом к повышению совокупной мощи страны. Нужно продолжать идти по пути создания собственных инноваций, не забывая про китайскую специфику.28 Кроме того, в докладе Ху Цзиньтао отмечена важность увеличения капиталовложений в собственные инновации, совершения прорыва в сфере ключевых технологий, отсутствие которых тормозит социально-экономическое развитие.

    Как отмечено в докладе, система технических  инноваций, ведущую роль в которой  играют предприятия, должна ориентироваться на рынок и объединять в себе производственные организации, вузы и НИИ. Нужно обеспечивать трансформацию научно-технических достижений в реальные производительные силы, оптимизировать размещение научно-технических ресурсов, совершенствовать правовые гарантии, систему поощрения  создания технических инноваций и внедрения научно-технических достижений в сферу производства, также необходимо обеспечить рыночную среду. Так же в докладе подчеркнута важность подготовки собственных первоклассных ученых, лидеров в научно-технической сфере, специалистов-новаторов. 29

    Во  многом все эти цели изложены в «Основах государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 – 2020 годы», принятых в 2006 году Госсоветом КНР. Именно тогда впервые был поставлен курс на строительство инновационной экономики.

    Объявление  о плане нетерпеливо ожидалось  и внутри Китая, и за его пределами  по нескольким причинам. Объявление отмечает не только тот факт, что это первый долгосрочный план Китая в новом столетии, но также и то, что это первый план Китая, представленный после вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) и после прихода к власти в 2003 году президента Ху Цзиньтао и премьер-министра Вэнь  Цзябао. Для международного сообщества, план указывает на то, как Пекин стремится усиливать будущий экономический и научно-технический потенциал Китая, что несомненно оказывает глубокое влияние на остальные страны  мира.30

    Стратегический  план 2006 – 2020 является попыткой правительства  сделать китайскую модель роста  более жизнеспособной, сделать инновации  проводником будущего экономического роста. Данный план отражает намерения Китая преодолеть внутренние социальные и экологические проблемы посредством технологии и стать мировым лидером в инновациях.

    Ключевые  стратегические цели Плана 2020 можно  выделить в три пункта:

  • Построение инновационной экономики через создание собственных инноваций и уменьшение зависимости от иностранных технологий;
  • Превращение предприятий и делового сектора в центральную движущую силу процесса построения национальной инновационной системы;
  • Достижение прорыва в стратегических областях технологического развития;31

    Повышение собственных инновационных возможностей потребовало от Китая разрешения ряда принципиальных структурных вопросов в построении общегосударственной  инновационной системы, способной играть важную роль на современном рынке и стать источником инновационных решений. В рамках данной государственной задачи правительством Китая были определены следующие цели:

  1. Построение технологической инновационной системы путем органичного сочетания производственных, исследовательских и академических структур на основе производственных предприятий, что является одним из центральных пунктов программы, одной из важнейших практических мер по стимулированию самостоятельных инноваций.
  2. Построение системы инновации знаний путем органического синтеза между научно-техническими исследовательскими структурами и образовательными учреждениями. Необходимо продолжить поддержку проведения НИОКР при академических институтах, наладить тесное сотрудничество между академическими структурами и исследовательскими подразделениями
  3. Создание союза между военным и гражданским секторами производства, государственной оборонной инновационной системы, функционирующей в интересах как оборонной, так и гражданской промышленности. КНР необходимо в максимально короткие сроки наладить практическое взаимодействие между военным и гражданским сектором в научно-технической области, сформировать государственную оборонную инновационную систему, опирающуюся одновременно на гражданские и военные разработки.
  4. Формирование инновационной системы, учитывающей региональную специфику и преимущества отдельных китайских регионов. В качестве одной из базовых предпосылок выступает необходимость осознания важности роли регионов в деле стимулирования самостоятельных инноваций, важного стимула производственных технологических предприятий к активному продвижению вперед.
  5. Создание нацеленной на общество в целом, объединенной сетевым пространством сервисной посреднической системы. Необходимо выработать активные политические меры, которые позволят ускорить построение благоприятной атмосферы для развития посреднических сервисных структур. С другой стороны – необходимо принять ряд практических мер для того, чтобы сформировать аппаратную среду для проведения комплексной информатизации, перевода сервисных служб на единую рабочую платформу.32

    Руководством КНР не только поставлены цели и задачи, но и определены четкие сроки и вполне надежные критерии. К 2020 г. Китай должен повысить долю расходов на НИОКР с 1,34% в 2005 году до 2,5% к 2020 году, довести долю вклада технологического развития в ВВП до 60%, снизить зависимость от иностранных технологий до 30% и войти в пятерку ведущих стран по числу патентов на изобретения, выданных его гражданам, и по числу ссылок на научные публикации отечественных ученых.33

    План  выделяет ключевые приоритеты во многих отраслях, включая эффективное использование  и облегчение доступа к энергетическим и водным ресурсам, развитие экологических  технологий, развитие технологии защиты права интеллектуальной собственности. Приоритетными областями на длительный период являются биотехнологии, авиакосмическая промышленность, авиация и морские технологии. Наконец план подчеркивает потребность увеличения инвестиций в фундаментальные исследования, особенно в мультидисциплинарные исследования.34

    Согласно  плану, обеспечивая благоприятную  инновационную среду, Академия наук Китая должна стать основой для  ускорения развития науки и техники  и подготовки квалифицированных  специалистов. Таким образом, будет  создана научная база для осуществления всестороннего развития экономики и общества Китая, а также для самостоятельно научного развития. Благодаря этому КНР сможет осуществить прорыв в области инноваций, вывести китайскую науку на новый уровень превратить Академию наук в государственную академию мирового уровня.35

    План  включает шестнадцать ключевых проектов, которые вскоре будут начаты. Проекты подчеркивают потребность обращения к существенным социально-экономическим проблемам и потребность дальнейшего развития областей, в которых Китай уже обладает достаточной компетентностью.

    Ключевые  проекты включают отправление китайского астронавта на луну, развитие следующего поколения аэробусов, развитие процессоров, высокопроизводительных  чипов, развитие добычи и эксплуатация нефти и газа, развитие технологии ядерной энергии, очистки воды, разработка новых лекарств, борьба со СПИДом и гепатитом и развитие следующего поколения широкополосных сетей.36

    В плане четко выделена роль правительства, которую оно должно играть при  построении новой системы технологических инноваций:

  • Для поддержки технологических инноваций на предприятиях правительство может вырабатывать стимулирующие политические положения, инвестировать через специальные уполномоченные фонды, осуществлять целевую поддержку, предоставлять другие дополнительные услуги.
  • Правительство должно инвестировать в развитие технологических инноваций на предприятиях путем формирования специализированных планов, создания специализированных фондов, стимулирования через специализированные экономические структуры.
  • Правительству необходимо уделять особое внимание инновационной деятельности на малых и средних предприятиях, которые являются важной движущей силой технологических инноваций. Роль правительства заключается не в том, чтобы непосредственно руководить предприятием, а в том, чтобы создать программно-аппаратную среду, благоприятную для развития высокотехнологичных предприятий. Таким образом, путем создания инновационной среды правительство поддерживает инновации на  малых и средних предприятиях и оказывает мощную поддержку развитию собственных инноваций.37

    Таким образом, были поставлены впечатляющие цели, и программа начала реализовываться  на практике. Уже сейчас по основным параметрам, характеризующим развитие науки и техники, Китай стал выдвигаться на передовые позиции, что обеспечивает стабильный рост конкурентоспособности страны.

    2.2.  Современно состояние  инновационной сферы  Китая. Преимущества  и недостатки.

    Как уже было сказано, принятая в 2006 году План уже начал давать результаты. За прошедшие 5 лет уже стало понятно, в каких областях Китай достиг значительных успехов, а в каких отстает.

    После принятия Плана 2006-2020 значительно увеличились вложения  в НИОКР и Китай поднялся на 5-е место по объему их финансирования.

    Быстрыми  темпами создаются парки и инкубаторы высоких технологий, в рамках которых образуются малые (до 300 занятых) технологические фирмы. По числу инкубаторов Китай сегодня занимает 2-е место после США.38 В настоящее время в Китае насчитывается уже более 120 технопарков различного уровня, среди них 54 зоны – это зоны развития новых и высоких технологий государственного уровня с привлекательным льготным налоговым режимом для инвесторов, среди которых можно выделить три ведущие зоны – Чжунгуаньцунь в Пекине, Чжанцзян в Шанхае в зоне Пудун и в СЭЗ Шэньчжэнь, где сконцентрирована большая часть высокотехнологичных предприятий, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке.39 В зонах развития новых и высоких технологий в Шанхае и Пекине быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные отрасли, такие как микроэлектроника, связь, выпуск компьютерной продукции и программного обеспечения, биофармацевтика, производство новых материалов и др.

    Для создания и развития зон новых  и высоких технологий должны существовать определенные условия. Одним из них является правительственная поддержка проектов, которая  включает в себя такие аспекты как принятие новых законов для развития зон новых и высоких технологий, благоприятные финансовые условия для развития зоны, предоставление налоговых льгот и привлечение венчурных инвестиций со стороны от частных инвесторов. Как показывает мировой опыт, главным в успехе проекта развития зон новых и высоких технологий является концентрация интеллектуальных ресурсов – научно-исследовательские институты, вузы, центры освоения технологий, конструкторские бюро, что является решающим условием для быстрого роста. Другим таким же важным условием является наличие необходимого инновационного механизма, который бы обеспечивал вовлечение ведущих ученых, конструкторов, инженеров и техников в процесс практической реализации передовых достижений науки и техники.40

    За  последние годы были получены заметные результаты, способствующие развитию науки и техники в КНР на основе развития зон новых и высоких  технологий. Прежде всего, в этих зонах были созданы благоприятные условия для внедрения в производство достижений науки и техники в так называемых “инкубаторах” для венчурных инвестиций, создан механизм внедрения в производство достижений науки и техники, который обеспечивает соединение новых и высоких технологий с рынком. Для работы в эти зоны привлечены специалисты, прошедшие обучение за рубежом и предприниматели с новым мышлением. Были вложены необходимые инвестиции для развития предприятий не только со стороны государственной власти, но и частных лиц, которые инвестировали в зону не только свои знания, но и капиталы.41

    Для привлечения иностранных ученых создаются китайские технопарки за рубежом. К настоящему времени Министерство науки и техники уже создало за рубежом 5 технопарков, именно в Сингапуре, Мэриленде США, Кембридже и Манчестере Великобритании, а также в Москве. Согласно неполной статистике, в период 10-й «пятилетки» в Китай было приглашено более 270 тысяч зарубежных специалистов в областях сельского хозяйства, промышленности, энергетики, охраны окружающей среды, здравоохранения и торговли. Китай планирует привлечь 200 высокоспециализированных иностранных исследователей и передовых специалистов-биологов.42

    Другим  средством восполнения нехватки высококвалифицированных кадров является привлечение китайцев, направленных на учебу или стажировку заграницу в передовые центры науки и образования и оставшихся там жить и работать. Другим каналом привлечения высококвалифицированных кадров в страну является иммиграционная политика Китая, ориентированная в первую очередь на китайскую диаспору. Именно в этой среде КНР ищет высококвалифицированные кадры для работы в Китае.43

    Помимо  привлечения кадров из-за границы, в  Китае готовят все больше и  больше собственных специалистов. Ежегодно увеличивается число исследователей, дипломированных специалистов, растет число научных публикаций и патентов, получаемых китайскими исследователями. По числу исследователей Китай уступает только США. Кроме того, растет число патентов, получаемых китайскими учеными. По количеству патентов на изобретения Китай вышел на 4-ю позицию в мире после США, Японии, Южной Кореи. В Китае больше патентуются изобретения в сфере натуральных продуктов и полимеров, за которыми следуют патенты в компьютерной сфере. Растет и число научных публикаций китайских исследователей.

Информация о работе Формирование инновационной системы в КНР