Анализ осуществления внебюджетной поддержки инновационного центра «Сколково»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работа является изучение и анализ основных способов и механизмов внебюджетной поддержки инновационной деятельности в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить, какие виды внебюджетной поддержки инноваций существуют и выделить наиболее важные из них;
Изучить механизмы реализации наиболее важных видов внебюджетной поддержки инновационной деятельности;
Рассмотреть реализацию мер внебюджетной поддержки инноваций на конкретном примере инновационного проекта.

Содержание

Введение
1 Внебюджетная поддержки инноваций, её значение для развития инновационной деятельности
Виды внебюджетной поддержки инновационной деятельности
Налоговые льготы
Внебюджетные фонды поддержки инноваций
2 Анализ осуществления внебюджетной поддержки инновационного центра «Сколково»
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

kl,k.docx

— 50.96 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  так же отметить, что Федеральным законом от 19.07.2007 №195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» освобождаются от налогообложения НДС операции по передаче прав на некоторые результаты интеллектуальной деятельности (в частности, программы для ЭВМ), а также выполнение организациями научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий. Налогоплательщики, выполняющие НИОКР, вправе отказаться от освобождения.

     Однако  не всё так просто с предоставлением  льгот предприятиям, занимающимся инновационной  деятельностью. Так, например, Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение на пакет законопроектов «Инновационная Россия», который был внесен в качестве законодательной инициативы группой депутатов, в том числе нобелевским лауреатом Ж.Алферовым, О. Дмитриевой, академиком РАМН С. Колесниковым.

     Пакет «Инновационная Россия»состоял из 15 законопроектов, из них на семь были получены положительные заключения от Министерства образования и науки, Министерства экономического развития и торговли и Министерства юстиции.

        Законопроекты предусматривали  развитие инновационных процессов  на предприятиях малого и среднего  бизнеса. «Против данного пакета законопроектов выступало Министерство финансов России, так как требовалось предоставлять налоговые послабления», - сказал Сергей Колесников.4

   Из  анализа норм законодательства, касающихся инновационной деятельности, видно, что эта сфера богата на льготы и одновременно очень затратна и  рискованна. Иногда предугадать ее результаты (и будет ли вообще результат) невозможно. Государство учитывает  эти особенности, более подробно регламентируя деятельность в сфере  инноваций.  Однако мнение людей, наиболее близких к инновационной деятельности,  не всегда берется во внимание. Поэтому вопрос о том, как это будет реализовано на практике, является, как всегда, самым проблематичным. 

   1.3 Внебюджетные фонды поддержки инноваций 

      Одним из источников финансирования инновационной  деятельности являются внебюджетные фонды. Они функционируют как источники  финансирования инноваций на всех уровнях  управления инновационным процессом  и являются методом перераспределения национального дохода в пользу осуществления внебюджетного финансирования инноваций и инвестиций, связанных с ними.

      Инновационные внебюджетные фонды решают две основные задачи:

      1)обеспечение  дополнительными, помимо бюджетных,  средствами приоритетных направлений  инновционно-инвестиционной деятельности;

      2)расширение  инжиниринговых, информационно-консалдинговых  услуг в отношении НТП, управления  и финансирования, бизнес-планирования  инноваций и инвестиций среди  предпринимателей, особенно среди  ученых и инженеров.5

      Внебюджетные  фонды в России создаются в  соответствии с Порядком формирования и использования внебюджетных фондов финансирования общеотраслевых и межотраслевых  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, утверждённым 29 января 1992г.  № СК – 1/8, а также  Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999г.  №1156 «Об утверждении Порядка образования  и использования внебюджетных фондов  федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций  для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок» (с изменениями от 20 февраля 2002г.).

      Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1.5% от себестоимости реализуемой продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

      К доходам инновационных внебюджетных фондов так же  относятся:

      1) специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

      2) средства бюджета;

      3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

      4)займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

      Ответственность за правильность и своевременность  перечисления средств в фонды  возлагается на плательщиков и их должностных лиц. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технологий РФ и Минфин РФ

      Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать  внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных  разработок:

      1)Министерство  образования и науки Российской  Федерации – Российский фонд  технологического развития;

      2) федеральные министерства и иные  органы исполнительной власти  – фонды финансирования научных  исследований и экспериментальных  разработок соответствующих федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти;

      3) коммерческие организации – фонды  финансирования научных исследований  и экспериментальных разработок  соответствующих коммерческих организаций.6

      Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ осуществляется на договорной основе. Обычно в названии фонда указана инновационная цель расходования средств, либо финансирование научно-исследовательской деятельности, либо реконструкция, модернизация производства через нововведения.

      В Российской Федерации в качестве инновационных фондов действуют  Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития, Государственный  фонд конверсии, Федеральный фонд производственных инноваций, Федеральный фонд развития электронной техники, внебюджетные фонды НИОКР межотраслевого и  отраслевого (ведомственного) назначения, которые создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. 7

      Российский  фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды  НИОКР созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации" от 27 апреля 1992 г. №426. При  этом Российский фонд фундаментальных  исследований был создан как самоуправляемая  государственная организация, основная цель которой - поддержка инициативных научных проектов. Данный указ предусматривает  бюджетное финансирование этого  Фонда в размере 3% ассигнований, предусматриваемых на финансирование науки по бюджету Российской Федерации (правда, пока выделяется 1,2 - 1,5%) .

      Деятельность  данного Фонда создает благоприятные  условия для наиболее одаренной  части научных исследователей, работающих в фундаментальной науке, тем  самым создавая барьер для научной  эмиграции из России. Конкурсная система  Российского фонда фундаментальных  исследований обеспечивает выделение грантов для наиболее перспективных научных исследований, определяя приоритеты научно-технического развития и ориентиры в инновационной сфере.

      Указанный фонд предоставляет средства на безвозвратной  основе и ставит своей главной  задачей содействие развитию фундаментальных  научных исследований и повышение  научной квалификации ученых. Для  этого фонд организует экспертизу и  конкурсный отбор проектов научных  исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими  коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них  средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства для поддержки  фундаментальных научных исследований выделяются фондом на конкурсной основе независимо от ведомственной принадлежности и правового статуса научной организации, а также возраста, ученого звания, ученой степени или должности, занимаемой специалистом.

      Средства  данного фонда формируются за счет государственных ассигнований, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридических и физических лиц), иных источников денежных средств.

      Эти средства используются на субсидии (гранты) для финансирования инициативных проектов фундаментальных научных исследований, проводимых научными коллективами и  отдельными учеными; дотации научно-исследовательским  организациям и высшим учебным заведениям с целью развития их материально-технической  базы; выплату стипендий и пособий  лицам, обучающимся в аспирантуре  и докторантуре, а также проходящим стажировку в научных центрах  России и зарубежных стран; издание  и приобретение научной литературы, установление и поддержание научных  контактов, получение информации из отечественных и зарубежных баз  данных.

      Итак, инновационное развитие   требует применения новых методов перераспределения денежных средств, обусловливают создание других форм образования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов. Они могут быть оперативно перераспределены и использованы, ведь внебюджетные фонды регламентируются лишь исполнительными органами, а законодательными органами не контролируются. Конечно, задачи, связанные с перераспределением средств, оперативностью принятия решений, могут быть решены иным путем. Например, из государственного или местного бюджета выделяется определенная часть для целевых задач и проектов, в том числе инновационных. Но при больших масштабах, разнообразии задач этого недостаточно. Поэтому по решению законодательного органа создаются внебюджетные фонды конкретного назначения с собственными источниками доходов.  Государство стремится увеличить число инновационных фондов для получения в свое распоряжение больших средств, но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждает правительство время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые из них. 

  1. АНАЛИЗ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ  ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»
 

       Инновационный центр «Сколково» пожалуй, самый обсуждаемый в последнее время проект. Мнений по поводу данного проекта множество: от скепсиса по поводу того, что все закончится гигантским распилом бюджетных денег, до восторженных речей о светлом будущем проекта от его нынешних менеджеров. Рассмотрим, какие же налоговый льготы предоставило государство этому неоднозначному проекту.

       Сразу отметим, что инновационный центр Сколково построен на основе обозначенных Президентом Медведевым приоритетов по экономическому развитию и модернизации страны. Управление новым проектом передается Фонду под руководством российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Вероятно,  именно потому, что за проектом стоят влиятельные люди  России, объем налоговых льгот, которые предоставило государство, огромен. В данном случае правительство не остановило то, что объем выпадающих доходов бюджета от предоставления налоговых льгот участникам проекта «Сколково» исходя из нынешних условий составит более 400 млн рублей ежегодно.

       Изменения в Налоговый кодекс по поводу инновационного центра Сколково вносятся в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

       Организации, получившие статус участников проекта «Сколково» имеют право:

  1. на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой данного налога, в течение десяти лет со дня получения соответствующего статуса.
  2. в течение десяти лет со дня получения соответствующего статуса на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций.
  3. на освобождение от налога на имущество и земельного налога.
 

       Фактически  нельготированной останется лишь ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которая составляет 13% и не зависит от величины зарплаты.

       Возможность отчисления НДС на добровольной основе может сэкономить инноваторам до 18% от стоимости товаров или услуг, а также позволит не препираться  месяцами с налоговыми органами за его возврат или зачет. В то же время часть фирм может остаться плательщиками НДС по собственному желанию. Дело в том, что в цепочке  поставщиков покупатели продукции  «без НДС» не могут принять налог  к вычету при дальнейшей ее реализации. Это делает сотрудничество с «льготниками»  невыгодным.

Информация о работе Анализ осуществления внебюджетной поддержки инновационного центра «Сколково»