Валютная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:16, реферат

Описание

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов. О недостаточной эффективности и неупорядочености мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Валютная политика государства. Общие аспекты………………
Глава 2. Валютная политика отдельных стран............................................
Глава 3. Валютная политика СНГ………………………………………….
Глава 4. Особенности валютной политики в современной России............
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Реферат по гос регулированию.docx

— 80.67 Кб (Скачать документ)

В числе  мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации  валют, способствующая улучшению конкурентных позиций национального промышленного  капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются у стран, где наблюдается высокая доля внутреннего накопления, имеется в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного воздействия на финансовое состояние многих развитых стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Валютная политика СНГ.

Валютная  политика постсоциалистических стран. Построение многими странами развивающегося мира новой рыночной модели развития сопровождается определенной спешкой, хаотичностью и бесконтрольностью самого процесса перехода. Причем инфляция, практически проявляющаяся во всех этих странах и достигающая сотни и тысяч процентов, изменила традиционность представления людей о доходности, методах хранения денег, содержательности ссудного процента.

Страны  Восточной Европы так же, как и  Латинской Америки, цели стабилизации экономики строили в основном на базе обменных курсов. Аналогично по этому пути шли страны Центральной и Восточной Европы, где диапазон обменных режимов был многообразен. Так, в частности, в бывшей Чехословакии использован фиксированный режим, а курс кроны фиксировался к целому набору валют, что обеспечило самый низкий уровень инфляции в регионе. В отличие от этого в Венгрии и Польше использовалась гибкая система валютного курса, однако эти страны вынуждены были периодически регулировать фиксированную систему, тем самым они сумели в определенной мере контролировать обесценение валютного курса.

Говоря  о выбранном обменном режиме, можно  отметить, что в вышеприведенных  трех государствах обменные режимы к  началу 1995 года выглядели следующим  образом: чешская крона развивалась  в условиях фиксированной привязки, преимущественно к немецкой марке, а затем к доллару; венгерский форинт развивался в условиях регулирования  привязки на паритетном соотношении  к доллару и немецкой марке. Отличием польской злотой было то, что она  формировалось в условиях привязки к валютам, соотношение которых  по убыванию выглядело так: доллар, фунт стерлинга, швейцарский франк, французский франк. Румынский лей, словенский толар, болгарский лев функционировали в условиях свободного плавающего курса. По праву, Польшу называют лидером среди стран Восточной Европы, поскольку в течение последних лет экономическое положение ее остается стабильным и прирост ВВП достигает 6%.

Новая европейская валюта – Евро. Развитие экономической интеграции и создание прочной экономической базы позволили западноевропейским странам ввести единую для ЕС расчетную денежную единицу - ЭКЮ. Она функционировала длительное время, достаточное для накопления опыта и выработки концепции следующего шага к объединению Европы - созданию Валютного союза, становление которого началось в 1990 г., после завершения многих интеграционных процессов. Вторым этапом было появление в 1994 г. Европейского валютного института - предшественника Европейского центрального банка. Третий, завершающий этап складывается из трех фаз: создание европейского Центробанка в 1998 г.; фиксирование обменных курсов национальных валют, которые остаются законным платежным средством; переход на взаиморасчеты в евро (в электронной форме) в 1999 г. и введение в оборот евро - денежной единицы, которая станет единственно законным средством платежа в 2002 г.

Маастрихтский договор содержит в себе концепцию  евро, а также ряд макроэкономических критериев, которые необходимо соблюдать  странам, чтобы участвовать в  создании единой европейской валюты. Движимые желанием как можно скорее вступить в “евроландию”, 11 стран адаптировали свою валютную и фискальную политику к этим критериям. Сегодня евро существует на деле и актуален для тех стран, которые имеют такой же уровень процентной ставки, что и немецкая марка.

На примере  таких стран, как Испания и  Италия, ясно видно, в чем состоит  польза от замены слабой национальной денежной единицы валютой более  высокого качества. Еще пять лет назад обе страны имели процентные ставки, которые вдвое превышали германские. Новейший опыт Европы позволяет предсказать интересную взаимодополняющую связь между эмиссионными банками и общими валютами, которая в качестве институциональной меры могла бы привести к улучшению качества национальных валют. Если в какой-то потенциальной валютной области уже существует валюта более высокого качества, первый шаг на пути к общей денежной единице состоял бы в создании эмиссионных банков для каждой национальной валюты, которая ориентируется на деньги более высокого качества.

Грядущая  трансформация международной валютной системы будет определяться стремлением  различных стран к качественным валютам. Существует мнение, что “emerging markets” (новые индустриальные государства) в поисках высококачественной валюты решатся на отказ от независимой валютной политики. Следствием этого решения станет сокращение количества валют в глобальной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Особенности валютной политики в современной России 

Среди причин, приведших к обвалу российского  валютно - финансового рынка осенью 1998 г., следует назвать неверно  выбранную концепцию конвертируемости российской валюты. В чем суть ошибок, допущенных в этой области правительством реформаторов, что делать для преодоления их разрушительных для экономики последствий? Ниже приведены мнения специалистов по этим вопросам.

Внутренняя  конвертируемость национальной валюты требует серьезной подготовки. Постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы стремились при переходе к рыночной экономике следовать западноевропейскому сценарию достижения конвертируемости валюты.

Однако  особенности ситуации, в которой  они находились в конце 80-х - начале 90-х годов, вынудили их отступить  от этого сценария. В этих странах обратимость валют выступает не как заранее подготовленное действие, а как инструмент хозяйственных преобразований, часть "шоковой терапии" для экономики и финансов. Соответственно она замыкается пределами внутренних рынков и не выводит национальные валюты на международный обмен. В этом случае происходит лишь переход к рыночному распределению иностранной валюты внутри страны для резидентов, что равнозначно внутренней обратимости; открывается доступ для вложений иностранного капитала в экономику данной страны и создания возможности репатриации и вывоза прибыли, что равнозначно внешней обратимости. Однако только сочетание понимаемой таким образом внутренней и внешней обратимости не означает достижения обратимости валюты в классическом понимании. Необходимо еще наличие предпосылок, образующих экономическую базу для реальной международной конвертируемости валюты.

Российский  путь к обратимости национальной валюты соответствует восточноевропейскому. Однако в ходе реализации этого процесса в силу разных причин Россия во многом отошла от этого сценария, выработала собственные, и как оказалось, ошибочные методы конвертируемости рубля. В России сложилась ситуация, открывающая широкие возможности для развития тенденции к долларизации всей экономики. Это неизбежно сопутствует введению внутренней обратимости в условиях хронического дефицита бюджета, кризиса неплатежей, огромного внутреннего и внешнего долга. Обязательной продаже банкам за рубли подлежит только 50% валютной выручки от экспорта товаров и услуг, остальная ее часть остается в распоряжении экспортеров, что создает основу для внутреннего оборота на базе СКВ.

В других же странах пополнение государственных  валютных ресурсов и поддержание  спроса на национальные валюты обеспечивались за счет обязательной продажи всей суммы экспортных валютных поступлений. В России было допущено свободное хождение сильной иностранной валюты, прежде всего доллара США, тогда как в других странах, напротив, предпринимались активные меры, направленные на максимальное ограничение поступлений на национальный рынок иностранной валюты, на повышение роли своей национальной валюты.

Кроме того, в России беспрецедентные масштабы получила либерализация внешней  торговли. Выход экономических субъектов любого уровня - от физических лиц до суперконцерна - на внешние рынки разрешается почти без ограничений, и расчеты по внешнеторговым операциям производятся ими самостоятельно. В других странах международные расчеты жестко контролировались государством либо велись на государственном уровне и лишь затем постепенно передавались на валютный рынок под ответственность негосударственных банков.

В России изначально был введен рыночный курс рубля, определяемый в ходе торгов на ММВБ. В других странах переход к конвертируемости национальных валют начинался, как правило, с их единовременной девальвации и последующего введения фиксированного курса.

Расчеты по внешнеторговым операциям в России в условиях прогрессирующей инфляции производились по текущим рыночным курсам. Это создавало возможность для демпингового экспорта и покрытия любых издержек российских производителей. В других странах длительное время в период перехода к конвертируемости международные расчеты осуществлялись по твердым фиксированным курсам с минимальными отклонениями рыночных котировок, связанными с колебаниями спроса и предложения валюты.

Поддержание курса рубля осуществлялось на ММВБ Центральным банком России путем  валютных интервенций в процессе торгов. В других странах фиксированные курсы сначала устанавливались в административном порядке, а затем поддерживались на валютном рынке с помощью интервенции центральных банков.

Переход к обратимости рубля был логическим продолжением совершенно неподготовленной концепции широкой либерализации  внешнеэкономических связей. Причем если по отношению к привлечению иностранных инвестиций соблюдалась определенная осторожность, то внутренняя обратимость первое время не знала никаких ограничений. Возможность прямого получения СКВ российскими экономическими субъектами стала одним из ключевых факторов, определяющих направленность реформ в стране.

Принятая  схема достижения обратимости рубля  принесла неоднозначные результаты - на внешний рынок хлынули сотни  тысяч предприятий и предпринимательских  структур. Вследствие ликвидации монополии внешней торговли в их руки перешли основные доходы от внешнеторговых операций. Наряду с номенклатурно-криминальной приватизацией это стало одним из главных источников первоначального накопления капитала. Внутренний рынок из-за отсутствия фиксированного курса, сдерживавшего импорт, стал быстро наполняться импортными товарами и услугами. Население получило возможность свободного обмена рублей на конвертируемую валюту, что привело к "долларизации всей страны" и колоссальной утечке капитала за границу. Внутренняя обратимость на принципах курсообразования выявила слабость рубля и экономики страны, которую он представлял.

Можно высказать несколько следующих  основных положений, которые необходимо учитывать при курсообразовании рубля:

а) курс рубля целесообразно поддерживать выше паритета покупательной способности (ППС), имеющегося на данный момент, поскольку  это стимулирует экспорт товаров. При этом из-за того, что качество товаров развивающихся стран, их торговые марки и возможности  продвижения на зарубежные рынки  обычно ниже, чем у передовых стран, разность между курсом национальной валюты и ППС призвана как бы компенсировать эти недостатки и делать товары развивающихся  стран более конкурентоспособными и привлекательными по цене;

б) в  то же время значительное превышение курса национальной валюты над имеющимся  ППС создает мощный финансовый насос, выкачивающий из страны прежде всего  сырьевые ресурсы, а также дающий возможность дешевой скупки отечественных  компаний, национальных богатств, обусловливающий "утечку мозгов";

в) кроме  того, при большом превышении курса  рубля над ППС возникает опасность  резкого сокращения импорта, наносящего ущерб уровню и качеству жизни  населения и угрожающего продовольственной  безопасности страны.

Из вышеприведенных  положений, а также из опыта других развивающихся стран следует, что  целесообразно поддерживать курс рубля  приблизительно на уровне 1,4-1,6 от значения ППС. Поскольку эмиссия и контролируемая инфляция в современных условиях неизбежны, управление курсом рубля должно быть ориентировано на поддержание его в пределах вышеуказанных значений. При этом следует замедлять темпы девальвации по сравнению с темпами инфляции, что позволит при существующей разности процентов по валютным и рублевым вкладам постепенно привлечь средства в рублевую зону и смягчить давление на рубль на валютном рынке.

Информация о работе Валютная политика