Современное состояние правового сопровождения иностранных инвестиций в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:09, доклад

Описание

История становления и развития казахстанского инвестиционного законодательства начинается с принятия первого законодательного акта в этой области - Закона “Об иностранных инвестициях в Казахской ССР” от 7 декабря 1990 года. Данный закон установил правовой режим защиты инвестиций, а также ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов, что сыграло значительную роль в привлечении в экономику республики первых иностранных инвестиций. Следующим шагом стал Закон “Об иностранных инвестициях” от 27 декабря 1994 года, представляющий своего рода “закон второго поколения”.

Работа состоит из  1 файл

Статья Калдыгужин.docx

— 24.53 Кб (Скачать документ)

 

Современное состояние правового сопровождения

иностранных инвестиций в Казахстане

 

Калдыгужин Д.К.

ЖГУ им. И.Жансугурова, г. Талдыкорган, daulet_9090@mail.ru

Научный руководитель: к.э.н., доцент Бисенова С.Ш.

 

История становления и  развития казахстанского инвестиционного  законодательства начинается с принятия первого законодательного акта в  этой области - Закона “Об иностранных  инвестициях в Казахской ССР” от 7 декабря 1990 года. Данный закон установил правовой режим защиты инвестиций, а также ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов, что сыграло значительную роль в привлечении в экономику республики первых иностранных инвестиций. Следующим шагом стал Закон “Об иностранных инвестициях” от 27 декабря 1994 года, представляющий своего рода “закон второго поколения”. Изменения, которые были в него внесены, учитывали изменения политики государства по отношению к инвесторам, что диктовалось как экономическим развитием Казахстана в целом, так и началом формирования в стране благоприятного инвестиционного климата. С принятием Закона “О государственной поддержке прямых инвестиций” от 28 февраля 1997 года инвестиционное законодательство получило свое дальнейшее развитие. Этот законодательный акт был призван регулировать отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в приоритетных секторах экономики, что дало мощный толчок к развитию производственной сферы [1].

Таким образом, Казахстан, являясь полноправным членом международного сообщества, создал реальные основы для  взаимовыгодного сотрудничества с  иностранными инвесторами.

Конечно, интеграция Республики Казахстан в мировой рынок  сказалась и на развитии казахстанской  законодательной базы на международном  уровне. Казахстан вступил в ряд  международных организаций, а также  стал участником различных международных  договоров и соглашений как двустороннего, так и многостороннего характера. Это повлекло за собой имплементацию  общепринятых международных принципов  в наше национальное законодательство.

Принятие Закона “Об  инвестициях” от 8 января 2003 года является новым подтверждением усилий Казахстана по формированию благоприятного инвестиционного  климата и привлечению в экономику  страны внешних ресурсов. Характерной  особенностью данного законодательного акта является создание равных условий, предоставление единых гарантий и преференций как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. На сегодняшний день перед республикой стоит задача по стимулированию национального капитала путем предоставления отечественным инвесторам благоприятных условий [3].

Закон “Об инвестициях” состоит, по существу, из двух частей, которые  раньше регулировались двумя отдельными вышеупомянутыми законодательными актами. Первая часть устанавливает  правовой режим инвестиций, вторая содержит положения, регулирующие отношения  по государственной поддержке инвестиций.

Принятый закон определяет инвестиции как все виды имущества (кроме товаров, предназначенных  для личного потребления), включая  предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права  на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности. Данное определение представляет собой  достаточно широкий круг прав для  инвестора и в то же время носит  достаточно конкретный характер.

Вместо общего и широкого понятия объектов предпринимательской  деятельности, ранее использовавшегося  в действовавших законодательных  актах, вводятся только два вида объектов: уставный капитал и фиксированные активы. Это должно реально стимулировать развитие производственной сферы и оживить внутренний рынок Казахстана.

Сегодня в Казахстане создана  вся необходимая правовая база для  осуществления инвестиционной деятельности.

Закон «Об инвестициях», который в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций. Данный закон, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших законов  в области инвестиций среди стран с переходной экономикой.

Законом гарантирована  полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также  очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении  инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования  прибыли, право частной собственности  на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Также в упомянутом Законе определены меры государственной поддержки  инвестиций, осуществляемых в приоритетных отраслях экономики Казахстана.

Очень важно отметить, что  меры государственной поддержки  инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так  и на иностранных инвесторов.

Так, при реализации проектов в несырьевом секторе экономики Казахстана инвесторам предоставляются следующие виды инвестиционных преференций.

1) освобождение от обложения таможенными пошлинами ввозимого для реализации инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;

2) государственные натурные гранты (в качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование).

3) инвестиционные налоговые  преференции.

В соответствии с новым  законом механизмом и инструментами  обеспечения защиты прав и интересов  инвестора являются следующие традиционные гарантии: гарантия правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан, гарантии использования  доходов, гласность в деятельности государственных органов, осуществление  контроля и надзора только уполномоченными  на то контролирующими органами, гарантии при национализации и реквизиции [2].

В законе также содержатся положения, содержащие нормы о компенсации  и возмещении убытков инвесторам, согласно которым Казахстан теперь будет возмещать убытки от форс-мажора в полном объеме. Это положение  является в настоящее время наиболее актуальным для инвесторов.

Вызывает интерес новый  подход законодателя к гарантии “стабильности  законодательства”, являющейся для  иностранных инвесторов не менее  важной. Звучит она так: “Республика  Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных  между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением  случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон.

Настоящие гарантии не распространяются на:

  • изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу, и (или) изменения международных договоров Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;
  • изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Республики Казахстан в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности”.

Поскольку это является исключением из правила, можно сделать  вывод, что в остальных случаях  изменение законодательства не влияет на стабильность условий договоров [2].

Таким образом, можно констатировать приверженность Казахстана общепринятым международным принципам и стандартам. Особое внимание необходимо обратить на важность международных договоров, в первую очередь двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Как известно, в современных  условиях правовое регулирование иностранных  инвестиций осуществляется на национально-правовом и международно-правовом уровнях. Недостатки национально-правового регулирования  отношений, связанных с иностранными инвестициями, могут быть компенсированы путем международно-правового регулирования  такого вида отношений. Гарантии иностранным  инвестициям, предоставленные национальным законом, в любое время могут  быть отменены по причине принятия нового закона. Гарантии, предоставленные  международным договором, государство  не может отменить в одностороннем  порядке, поэтому, несмотря на сходство содержания национальных законов, и международных договоров о защите инвестиций, международно-правовое регулирование иностранных инвестиций имеет важное значение, особенно для иностранных инвесторов [4].

Международно-правовое регулирование  иностранных инвестиций состоит  из многосторонних и двусторонних международных  соглашений. Кроме того, большую  роль в унификации общих подходов национального законодательства различных  государств к регулированию иностранных инвестиций играют международные организации системы ООН, различные универсальные и региональные международные организации. В рамках этих организаций был принят ряд документов, оказавших большое влияние на правовое регулирование иностранных инвестиций.

Некоторые двусторонние соглашения включают в понятие инвестиций также  права на коммерческую деятельность и концессии, включая права, касающиеся разведки, разработки, добычи или эксплуатации природных ресурсов.

Несомненно, что значение двусторонних соглашений заключается  и в содержащихся в них гарантиях, взаимно предоставляемых договаривающимися  странами инвесторам этих стран. Так, в  заключенных Казахстаном соглашениях  о поощрении и защите инвестиций договаривающиеся стороны предоставляют  инвесторам на взаимной основе режим  наибольшего благоприятствования  или национальный режим. В каждой конкретной ситуации инвестор имеет  право выбора одного из этих двух режимов.

Что касается нового закона “Об инвестициях”, то в нем отсутствует  достаточно четкое определение вышеуказанных  гарантий в виде режима наибольшего  благоприятствования или национального  режима. Очевидно, что национальное законодательство Казахстана в области  инвестиций призвано установить общие  для всех инвесторов, вне зависимости  от страны их происхождения, нормы, которые  бы позволили, в целом, регулировать отношения, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности на территории республики. Все вышесказанное говорит о том, что государственная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата в нашей стране находит свое отражение, как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Закон “Об инвестициях” от 8 января 2003 года №373-II (с внесенными изменениями и дополнениями);
  2. Абулгазин Д. «Регулирование инвестиционной деятельности в экономике Казахстана». Транзитная экономика, 2007
  3. Шопшекбаев А.Б. «Инвестиционныя политика в Республике Казахстан». Актуальные проблемы современности,  2006
  4. Доклад «Социально-экономическое развитие Республики Казахстан январь-декабрь 2009 г». / Агентство Республики Казахстан по статистике/ Астана, 2010

Информация о работе Современное состояние правового сопровождения иностранных инвестиций в Казахстане