Соглашение по ТРИМс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание

Для стимулирования инвестиционной деятельности используется широкий круг мер налоговой и кредитно-денежной политики. В случае, когда такие «стимулирующие меры» касаются торговли товарами, они называются «инвестиционными мерами, связанными с торговлей» (ТРИМс). Некоторые ТРИМс влекут за собой требования, выполнение которых необходимо для осуществления инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
1.Соглашение по ТРИМс…………………………………………………….…….4
2.Последствия принятия Соглашения по связанных с торговлей инвестиционным мерам………………………………………….........................8
3.Суть соглашения по ТРИМс……………………..................................................
Заключение…………………………………………………………………….........13
Список используемой литературы………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Соглашение по ТРИМс.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

    3.Суть  Соглашения по  ТРИМс. 

Соглашение  по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), условно говоря, состоит из двух основных частей. В первой части оно обязывает страны—члены ВТО не применять в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли, а во второй части, являющейся, на наш взгляд, главной с практической точки зрения, называются конкретные меры в этой области. Действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами (регулирование иностранных инвестиций в сферу услуг осуществляется ГАТТ).

В преамбуле  Соглашения указывается, что оно  призвано “способствовать расширению и постепенной либерализации  мировой торговли и облегчению иностранных  инвестиций, чтобы ускорить экономический  рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран-членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции” .

    Иными словами, акцент в этом документе делается на содействие paзвитию иностранных инвестиций и на обеспечение свободной конкуренции, в чем заинтересованы прежде всего и больше всего экономически развитые страны (несмотря на формальную оговорку в пользу развивающихся государств).

  В соответствии с поставленной целью страны—члены ВТО, как сказано в ст. 2 Соглашения, обязуются воздерживаться от инвестиционных мер, несовместимых с положениями ГАТТ-1994, касающимися национального режима (ст. III) и запрета на применение количественных ограничений в торговле (ст. XI). Имеются в виду обязательные и принудительные меры, применяемые к предприятиям с иностранным капиталом на основании национальных законов или административных распоряжений.

    В Приложении к Соглашению содержится “иллюстративный” перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В их число входят:

• требование закупки или использования в  процессе производства предприятием с  иностранным участием конкретных товаров  отечественного производства в определенных объемах или по стоимости (“потребление местного компонента”);

• требование об увязке закупки или использования импортных товаров с объемом или стоимостью экспорта местной продукции (“требование в отношении сбалансированной торговли”);

• требование об ограничении импорта товаров  для целей производства, соотнося его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, то есть ограничение доступа к иностранной валюте (“требование в отношении баланса иностранной валюты”);

• требование об ограничении экспорта в размере  фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции (“требование экспортного компонента”).

    Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним каких-либо льгот, например в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично освобождаются развивающиеся страны).

    В то же время ст. 3 Соглашения не препятствует членам ВТО использовать связанные с торговлей инвестиционные меры, подпадающие под категорию так называемых общих исключений; по соображениям охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, платежного баланса и т.д. Не рассматриваются как искажающие условия торговли требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

    Остальные статьи Соглашения имеют процедурно-организационный характер. В частности, предусматривается дифференцированный по группам стран порядок исполнения требований этого документа. Развитые страны должны известить Секретариат ВТО в течение 90 дней о всех применяемых ими связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые не подпадают под общие и другие исключения, и устранить применяемые меры в течение двух лет с момента подписания соглашения с ВТО. Развивающиеся страны могут отменять такие запрещенные меры в течение пяти лет, а наименее развитые из них — в течение восьми лет и могут продлевать этот срок (для стран с переходной экономикой льгот не предусмотрено).

      В переходный период страны—члены ВТО не должны изменять условия применения связанных с торговлей инвестиционных мер, о которых они уведомили Секретариат, в сторону ужесточения таких мер. В то же время разрешается применение нетарифицированных мер в отношении новых инвестиций, чтобы не ставить в невыгодное положение ранее созданные предприятия с иностранным капиталом, производящие аналогичные товары, к которым применяются такие меры.

  Большое значение в Соглашении (ст. 6) придается гласности и “прозрачности” всех связанных с торговлей инвестиционных мер. Этой цели служит обязательная публикация информации о мероприятиях в области инвестиционной политики на национальном, региональном и местном уровнях и соответствующее уведомление Совета по торговле товарами. Контроль за выполнением требований Соглашения возложен на специально учрежденный Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

    Дальнейшая эволюция ТРИМС регламентируется ст. 9, которая предусматривает, что в течение пяти лет после вступления в силу Соглашения, то есть до 2000 г., Совет по торговле товарами будет наблюдать за осуществлением требований этого документа и вносить в случае необходимости предложения о поправках на конференции министров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Общая оценка последствий ТРИМС. Рассматриваемое соглашение включает элементы большей предсказуемости и дисциплины в практику применения связанных с торговлей инвестиционных мер, а потому содействует созданию благоприятного климата для иностранных инвесторов в странах—членах ВТО. Соглашение не обременяет эти страны новыми обязательствами по сравнению с теми, которые вытекают из упоминавшихся статей ГАТТ (III и XI).

    Необходимо отметить, что в Соглашении нет ни четкого определения понятия “связанные с торговлей инвестиционные меры”, ни объективных критериев для решения вопроса о совместимости той или иной такой меры с требованиями нового документа. Следовательно, решение указанных вопросов фактически оставлено на усмотрение страны—члена ВТО. Это открывает возможность для различной интерпретации даже тех запрещенных мер, которые приведены в перечне Приложения. Что касается не указанных в перечне мер, то они, видимо, считаются допустимыми.

    Соглашение ТРИМС предполагает для всех стран—членов ВТО (а значит, и для России после ее присоединения) применение одинаковых правил в отношении инвестиционных мер, ограничивающих торговлю товарами, то есть исключает возможность использования таких мер в целях дискриминации. Поэтому выполнение условий ТРИМС будет стимулировать приток зарубежных капиталовложений в Россию и инвестиций российских предпринимателей за рубежом, однако ей предстоит привести в соответствие некоторые нормативные документы с положениями этого Соглашения.

    На переговорах о присоединении России к ВТО регулирование иностранных инвестиций рассматривалось дважды (на втором и седьмом заседаниях рабочей группы по присоединению) в связи с представлением соответствующего российского Меморандума и дополнений к нему. В указанных документах констатируется, что действующее в стране законодательство в основном не противоречит положениям ТРИМС и, как правило, не предъявляет иностранным инвесторам особых требований.

      Вместе с тем, как признают эксперты Министерства торговли РФ, отдельные российские законы все же содержат положения, не совместимые с правилами ТРИМС. Речь идет прежде всего о федеральном законе “О соглашениях о разделе продукции” от 30 декабря 1996 г., где в ст. 7, п. 2 предусматривается обязательство инвестора по “предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по Соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основе договоров (контрактов) с инвестором”5 . Кроме того, там же говорится, что 70% (по стоимости) заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для производственных целей, должно размещаться между российскими юридическими лицами.

    Не соответствующие ТРИМС положения содержатся также в более позднем федеральном законе “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” от 21 июля 1997 г. В ст. 21, параграф 5 Закона говорится, что “при продаже объектов приватизации на коммерческом конкурсе в качестве инвестиционных условий может служить обязательство победителя коммерческого конкурса осуществить установленные меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских товаропроизводителей, в том числе использовать российское сырье, материалы и полуфабрикаты в случаях, если их качественные характеристики соответствуют зарубежным аналогам или превосходят характеристики указанных аналогов, либо если цены указанных сырья, материалов и полуфабрикатов соответствуют ценам зарубежных аналогов или ниже таких цен”.

    Подобного рода положения можно встретить и в отдельных подзаконных актах, например в Постановлении Правительства РФ N74 (1997) “О Межведомственной комиссии по вопросам повышения конкурентоспособности российских предприятий и организаций транспорта” или в Распоряжении Правительства РФ N 132-р (1996) относительно обеспечения интересов отечественных товаропроизводителей, стабилизации работы промышленных комплексов и национальной экономической безопасности.

      Таким образом, можно сделать вывод, что для полного выполнения требований Соглашения ТРИМС России необходимо изменить не соответствующие ему приведенные выше положения законов и принятые на их основе подзаконные акты, а также избегать в дальнейшем, по крайней мере явно, запрещенных ТРИМС мер, в том числе на уровне субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Зубченко, Л.А. Иностранные инвестици :учеб. пособие/Л.А. Зубченко.- М.: Книгодел, 2008.-160с.
  2. Кадочников С.М. Прямые зарубежные  инвестиции:микроэкономический  анализ  эффектов  благосостояния: Науч. изд.-СПб.:Экономическая школа,2002.-267с
  3. Инвестиции. :электрон. учебник.-Электрон. дан.-М.:КНОРУС,2009.-1 электрон.  опт. диск (CD-ROM); 12 см.
  4. http://www.consultant.ru/sys/
 
  1. Кожухар, В.М. Практикум  по  иностранным  инвестициям [Текст]/В.М. Кожухар.-М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К",2007.-252с.  
  2. Бирман, Г. Капиталовложения: Экономический анализ инвестиционных проектов :учебник/Г. Бирман, С.  Шмидт; пер.с англ. под ред. Л.П. Белых.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.-631с.-(Зарубежный учебник).                                                          
  3.   Гуслистый, А. Управление инвестициями /А. Гусли стый.-М.:Интернет-Трейдинг,2005.-274с.                                                 
  4.   Илышев, А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной  деятельности :учеб. пособие/А.М. Илышев, Н.Н. Илышева, И.Н. Воропанова.-М.:КноРус,2005.-240с.                                     

                                                                     
     

Информация о работе Соглашение по ТРИМс