Рынок Лизинговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание

Лизинг существовал еще в СССР. Через Внешэкономбанк, совзагранбанки и внешнеторговые фирмы («Совкомфлот», «Автоэкспорт»), с Запада в страну ввозилось импортное оборудование. При участии совзагранбанков в Европе было создано несколько советских лизинговых компаний. По оценкам некоторых экспертов, объем лизинговых операций СССР составлял от 200 до 300 млн долларов в год.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ…………………………4
1.1 Рынок лизинга по итогам 2010 года. Динамика рынка……………………....4
1.2 Лидеры рынка……………………………………………………………………6
1.3 Территориальное распределение сделок……………………………………..10
2 СЕГМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ ……………………………………………….12
3 ПРОГНОЗ РАЗВТИТИЯ РЫНКА……………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Рынок лизинговых услуг.doc

— 429.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ…………………………4

1.1 Рынок лизинга по итогам 2010 года. Динамика рынка……………………....4

1.2 Лидеры  рынка……………………………………………………………………6

1.3 Территориальное распределение сделок……………………………………..10

2 СЕГМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ ……………………………………………….12

3 ПРОГНОЗ РАЗВТИТИЯ РЫНКА……………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Лизинг  существовал еще в СССР. Через Внешэкономбанк, совзагранбанки и внешнеторговые фирмы («Совкомфлот», «Автоэкспорт»), с Запада в страну ввозилось импортное оборудование. При участии совзагранбанков в Европе было создано несколько советских лизинговых компаний. По оценкам некоторых экспертов, объем лизинговых операций СССР составлял от 200 до 300 млн долларов в год.

     Отечественный лизинг родился в Санкт-Петербурге. В апреле 1990 года была зарегистрирована первая российская лизинговая компания «Балтийский лизинг», которую учредили ПСБ, Госстрах СССР, Балтийское морское пароходство и ряд других структур. Создана она была под конкретный проект строительства торгового флота для БМП на верфях Германии за счет кредитов ПСБ.

     Одно из преимуществ лизинга для среднего и малого бизнеса в России заключается в том, что лизинг позволяет сгладить противоречия между сторонами сделки. Например, поставщик настаивает на получении максимальной предоплаты и лишь после этого готов отгрузить оборудование, банк-инвестор хочет получить лучшее обеспечение или гарантии надежности заемщика, а заемщик стремится как можно быстрее и дешевле получить оборудование. То есть лизинговая компания не только предоставляет финансирование, но и организует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 

      В исследовании по итогам 2010 года приняли участие 130 лизинговых компаний, оборот которых, по мнению агентства, составляет около 90% всего лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка эксперты сделали корректировки в соответствии с этой предпосылкой.

      Также в исследовании не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья  деятельность ориентирована на распределение  ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.

      В составе лизинговых сделок необходимо выделить оперативный лизинг. Кризис 2008-2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в силу правового поля в России юридически реализуется через договора аренды. В настоящее время не корректируются расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечается, что их экономическая суть и технологии осуществления различны.

      1.1 Рынок лизинга по итогам 2010 года. Динамика рынка

      Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже  трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд рублей (таблица 1), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 года увеличился до 1180 млрд рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд рублей (11,11 млрд евро), (см. таблица 1.1, рис. 1.1) 
 

      Таблица 1.1

      
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Объем нового бизнеса, млрд. руб. 399,6 997,5 720 315 725
Темпы прироста, % 83,8 149,6 -27,8 -56,2 130,2
Объемы  полученных лизинговых платежей, млрд. руб. 136 294 402,8 320 350
Темп  прироста, % 78 116,2 37 -20,6 9,4
Объем профинансированных средств, млрд. руб. 201,1 537 442 154 450
Темп  прироста, % 90 167 -17,7 -65 192
Совокупный  портфель лизинговых компаний, млрд. руб. 530 1202 1390 960 1180
Темп  прироста, % - 126,8 15,6 -31 23
Номинальный ВВП России, млрд. руб. 26904 33111 41256 39797 44491
Доля  лизинга в ВВП, % 1,49 3,01 1,73 0,81 1,63
 
 
 
 

      

      Рис.1.1 Объем нового бизнеса в 2010 г. 

      Увеличение  активности на рынке превзошло все  прогнозы: в конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 года прогнозировалось увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%.

      Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием. Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

      Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число  филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний  и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».

      1.2 Лидеры рынка

      Тройка  лидеров рынка по объему новых  сделок в 2010 году - «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (106,3 млрд рублей) был заключен компанией «ВЭБ-Лизинг». Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году «ВЭБ-лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке - контракт в пользу «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях», и одними из крупнейших в мире, строящимися на наклонном стапеле. В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.

      Сбербанк  Лизинг также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ, и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с компанией «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов «БелАЗ» для компании «Мечел» (более 2 млрд рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники. Наиболее заметными сделками «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.

      Среди наиболее быстрорастущих компаний стоит  отметить «Вектор-Лизинг», портфель которой  увеличился почти в 7 раз (в частности, в результате покупки «НОМОС-Лизинга»). Также быстро росли ЛК «Феост» (+597%), «Гознак-лизинг» (+325%), Неолизинг (+256%), Соллерс-Финанс (+162%), на высокие темпы увеличения портфеля этих компаний оказал влияние и «эффект низкой базы». Среди крупных компаний высокие темпы роста портфеля продемонстрировали «ВЭБ-Лизинг» (+200%), «ТрансКредитЛизинг» (+150%), «ТрансФин-М» (+133%), Газпромбанк Лизинг (+102%), Сбербанк Лизинг (+98%).

      Концентрация  на рынке в прошедшем году снова  усилилась: доля сделок крупнейшего  лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009 году – 10,2%, в 2008 году – 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году – 50%). Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса  - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7% (рис. 1.2))

      

      Рис. 1.2 Профиль участников исследования за 2010 г.в разрезе собственников 

      Активность  госбанков в лизинге связана  с большим объемом свободных  ресурсов и отсутствием качественных заемщиков. Лизинг, являясь нишей, где  можно развивать кредитование с  более высокой степенью риска  при большей обеспеченности сделок, дал возможность этим участникам рынка сделать ставку на развитие кредитования именно через лизинг, так как в банковские стандарты и требования в кризис и после него попадает гораздо меньше заемщиков, чем ранее.

      Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора, на наш взгляд, связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через «ГТЛК», судостроительной - через «ВЭБ-Лизинг»), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях – «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы, обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.

      Несмотря  на повышение концентрации сделок, на растущем рынке места пока хватает  всем: конкурентные столкновения госкомпаний  с частными лизингодателями, пока случаются  достаточно редко (график 3). Кроме того, в настоящее время рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей зачастую различны. Среди участников исследования 10 лизингодателей отметили, что им приходилось вступать в конкуренцию по сделкам с государственными ЛК, при этом частные компании победили только в четырех случаях, а в восьми победа осталась за госкомпаниями (некоторые компании имели опыт и победы и проигрыша в конкуренции по разным сделкам).

        

      Рис. 1.3 Конкуренция лизингодатели 

      Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более  гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга – имея фондирование зачастую в два раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности - около 12% на 01.01.2011 г.)

      1.3 Территориальное распределение сделок

      Несмотря  на активизацию филиальных сетей  лизингодателей, доля Москвы в структуре  новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (график 4, 5). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010 год составили компании «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу (рис. 1.4, рис. 1.5).

 

      Рис. 1.4 Географическое распределение объема новых сделок за 2010 год 

      

      Рис. 1.5 Географическое распределение объема новых сделок за 2009 год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок Лизинговых услуг