Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение актуальных проблем Республики Беларусь в сфере инвестиций; основных направлений инвестиционной политики; инвестиционного климата Беларуси с точки зрения потенциальных инвесторов, механизмов привлечения инвестиций; методов и правового режима государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Инвестиции и их влияние на национальную экономику……………………5
1.1 Понятие и виды инвестиций………………………………………………..5
1.2 Влияние инвестиций на национальную экономику……………………….8
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционную политику…………………. .. . 11
2 Инвестиционная политика Республики Беларусь……………………… ….13
2.1 Направления инвестиционной политики в Беларуси…………………….13
2.2 Инвестиции в реальный сектор национальной экономики………………16
2.3Совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь…28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции 2009_1.docx

— 144.50 Кб (Скачать документ)

В Беларуси технология взаимодействия расчетной системы фондового  рынка с национальной платежной  системой использует следующий принцип: расчетная система (например, валютно-фондовая биржа) выполняет перевод денежных средств; поставку ценных бумаг —  депозитарная система.

 

Таблица 2.3 - Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам.

Год

Австрия, %

Германия, %

Кипр, %

Латвия, %

Нидерланды, %

Россия, %

Соединенное Королевство, %

Соединенные Штаты, %

Швейцария,%

2002

10,1

10,3

9,2

0,9

0,6

10,5

14,6

10,8

0,3

2003

8,6

6,3

3,3

1,7

3,6

19,1

3,5

3,7

27,7

2004

4,2

7,0

2,4

2,6

4,2

20,2

6,6

5,5

34,1

2005

9,8

8,2

2,8

7,1

3,9

29,3

4,6

3,5

17,6

2006

6,9

10,0

6,0

3,7

1,2

9,9

35,8

2,0

13,1

2007

11,0

5,7

7,0

2,7

2,3

33,5

15,9

1,3

11,2

2008

14,5

1,8

8,5

1,5

1,8

33,2

10,9

0,9

18,8

2009

10,0

0,6

5,8

0,6

4,7

65,3

5,0

0,6

4,0


Примечание-Источник: [16, стр 401]

 

 

 

 

   Основными источниками  поступления иностранных инвестиций  являются Россия (65,3%), что обусловлено тесными экономическими связями с данным государством, Австрия (10%) и страны, являющиеся оффшорными зонами (около 10%). Подобные цифры свидетельствуют о возможности существенного усиления зависимости экономики Беларуси от Российской Федерации.  
   В соответствии с прогнозом Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 2009 году в мире предполагалось сокращение объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на 39%. Данный прогноз сбылся. Например, в России по предварительным данным Минэкономразвития РФ объем ПИИ уменьшился на 38,4%. Данная тенденция прослеживается и в других странах. Однако для экономики Республики Беларусь изменение данного показателя диаметрально противоположно. Для объяснения данного явления необходимо изучение структуры поступления зарубежного капитала. 
   Прежде всего, следует обратить внимание на поступление прямых иностранных инвестиций. Чистый приток иностранного капитала в Республику Беларусь сократился по сравнению с аналогичным периодом (январь-сентябрь) 2008 года на 41,3%, что в денежном выражении составляет 1184,3 млн. долларов. Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику составил 1686,1 млн. USD, что на 46,6% меньше уровня января-сентября 2008 г. В форме реинвестированных доходов Республика Беларуси получила 353,4 млн. USD, а в форме кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь, - 545,1 млн. USD. Наиболее проблемной оказалась задача привлечения иностранного акционерного капитала. За январь-сентябрь 2009 года он составил 787,6 млн. USD и сократился по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. в 2 раза.

 

 

 

   Несмотря на незаинтересованность нашей страны в портфельных иностранных инвестициях и слабое развитие рынка ценных бумаг, наиболее успешные результаты были достигнуты именно в этой сфере. Так, за период январь-сентябрь 2009 года было сформировано положительное сальдо по операциям с ценными бумагами - 32,4 млн. USD, что в 3,1 раза больше чем в аналогичном периоде предыдущего года. Подобный приток финансовых ресурсов был обусловлен, прежде всего, значительным сокращением активов резидентов РБ, размещенных в бумагах иностранных эмитентов (на 30,9 млн. USD). Обязательства же резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами по ценным бумагам белорусских эмитентов увеличились на 1,5 млн. USD. 
   По операциям с коммерческими и другими кредитами, займами, счетами и депозитами, прочими иностранными активами и обязательствами, наблюдался чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 3464,5 млн. USD (за январь-сентябрь 2008 г. - отток капитала в размере 63,1 млн. USD). Иностранные активы резидентов Республики Беларусь увеличились на 574,6 млн. USD (за январь-сентябрь 2008 г. - наблюдался их рост в размере 1831,7 млн. USD). 
   Обязательства перед внешним миром по другим инвестициям увеличились на 4 039,1 млн. USD, что в 2,3 раза больше, чем за январь-сентябрь 2008 г. Приток финансовых ресурсов в значительной степени обусловлен чистым привлечением в страну капитала в форме иностранных кредитов и займов, ростом кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям, а также увеличением прочих обязательств органов денежно-кредитного регулирования, связанных с распределением специальных прав заимствования (SDR) МВФ. 
   Из вышеприведенных данных следует, что основным источником иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2009 год стало увеличение задолженности и суммы обязательств перед нерезидентами страны без притока реальных денежных средств. Ведь, в соответствии с системой национальных счетов, любая кредиторская задолженность белорусских предприятий перед своими иностранными инвесторами по любым хозяйственных договорам автоматически зачисляется в состав иностранных инвестиций.  

Таким образом, целесообразно делать упор не на количество привлеченных инвестиций, а на его качество, структуру, т.е. предпочтения необходимо отдавать лишь тем инвестициям, которые смогут принести в нашу экономику реальный иностранный капитал, инновации и новые технологии.

В Беларуси за январь—сентябрь 2010 года в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы  вложили 6,3 млрд. долларов США инвестиций, или на 6,5% меньше, чем за такой  же прошлогодний период, сообщили в Национальном статистическом комитете.  
Чистое изъятие иностранных инвестиций (вывод капитала) за январь—сентябрь составило 3,2 млн. долларов США против 703,7 млн. долларов США чистого поступления за девять месяцев 2009 года. Чистое поступление прямых иностранных инвестиций составило 199,9 млн. долларов и сократилось на 59,1% от уровня января—сентября прошлого года.  
По портфельным иностранным инвестициям чистое изъятие за январь—сентябрь 2010 года составило 340,7 тыс. долларов США (за январь—сентябрь 2009 года — 72,7 тыс. долларов США). По прочим иностранным инвестициям за девять месяцев чистое изъятие составило 202,8 млн. долларов США против 214,5 млн. долларов чистого поступления прочих иностранных инвестиций за аналогичный период 2009 года.  
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (72,1% от всех поступивших инвестиций), Австрии (10%), Нидерландов (4,2%), Кипра (3,5%), Великобритании (3%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как транспорт (51,9% от всех поступивших инвестиций), промышленность (22,8%), торговля и общественное питание (15,4%), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (3,8%). 
Прямые иностранные инвестиции составили 61,5% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с январем—сентябрем 2009 года поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 8%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были прочие прямые инвестиции (91,7% от общего объема прямых инвестиций). Значительные объемы поступили от резидентов России (91,1% от общего объема прямых инвестиций).  
От резидентов Кипра поступил 1% общего объема прямых инвестиций, Великобритании и Германии — по 0,9%, Латвии, Литвы и Соединенных Штатов — по 0,7%. Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли экономики, как транспорт (75,9% от всех прямых инвестиций), торговля и общественное питание (14,6%), промышленность (5,3%).  
Прочих иностранных инвестиций получено 2,4 млрд. долларов США, или на 23% больше, чем за январь—сентябрь 2009 года. На их долю приходилось 38,5% от всех полученных иностранных инвестиций. За январь—сентябрь 2010 года наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации Минска (76,7%). На организации Витебской области приходилось 10,3% поступивших иностранных инвестиций, Гомельской области — 7,8%.

2.3 Совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь

 

 

Инвестиционная политика Беларуси направлена на создание условий  для сохранения высоких темпов инвестиций на благо населения и производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. К основным инвестиционным стимулам можно отнести: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение между новыми границами экономически развитого Европейского Союза и Российской Федерацией, располагающей огромными сырьевыми и энергетическими запасами; социальная, политическая и экономическая стабильность; законодательная и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал; высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила; единое таможенное пространство с Россией; экономическое и историческое объединение Беларуси со странами СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают Беларусь все более привлекательной для инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по: подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций; созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств; более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в республике принадлежит Консультативному совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром Республики Беларусь. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке. Большое внимание в республике уделяется информационному обеспечению международной деловой общественности и зарубежных инвесторов." проводятся семинары, международные конференции по инвестиционной деятельности и иностранным инвестициям.

В последние месяцы в Республике Беларусь принят ряд далеко идущих правовых актов, направленных на радикальную  либерализацию экономики и повышение  инвестиционной привлекательности  страны. Эти и запланированные последующие шаги предпринимаются для достижения поставленной Главой государства цели - войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.

1. Дополнительно защитить права белорусских и иностранных инвесторов, оградить их деятельность от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов призвана отмена Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами, т.н. «золотой акции».

2.  17 декабря 2007 г. Глава государства подписал Декрет № 8, которым упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

Существовавшая ранее  разрешительная процедура регистрации  заменяется заявительной. Срок регистрации сокращается с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.

3.  В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов 20 декабря 2007 г. Президент издал Декрет № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».

В результате с 1 января 2008 г. к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения. Так, в течение 2008-2012 гг. они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за получение лицензий. С целью снижения затрат на строительство на период до 2011 года введен ряд налоговых льгот.

Работающие в сельской местности организации освобождаются  от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.

Банки будут с минимальными формальностями выдавать субъектам, реализующим инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.

4. Аналогичный подход применен и в Декрете от 30 января 2008 г. № 1, которым Глава государства предоставил ряд льгот и особых условий работы для предприятий, создаваемых в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются на все инвестиции, включая иностранные.

Производства, созданные  в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи  валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей.

Кроме того, оборудование, которое  инвестор будет ввозить в качестве вклада в уставный фонд, освобождается  от таможенных пошлин и НДС. Свои имущественные  интересы такие предприятия могут  страховать у зарубежных страховщиков.

5. 27 декабря 2007 г. Глава государства подписал Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», значительно упрощающий существующую процедуру. Документ призван обеспечить доступность, простоту и оперативность принятия решения о выделении земельного участка любому гражданину, желающему его приобрести. Указ делегировал соответствующие полномочия местным органам исполнительной власти.

Кроме того, принятие документа  значительно снизит инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.

6. В последний день прошлого года Президентом приняты указы № 699 и № 700, которыми на постоянной основе установлены соответственно ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. Оба документа не только решают вопросы приведения таможенного тарифа в соответствие с новой версией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, но и позволяют продолжить работу по дальнейшей унификации ставок пошлин с применяемыми в Российской Федерации, как это предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь. При этом первым документом введена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины по 775 десятизначным кодам товаров, относящихся к категории технологического оборудования. Вторым - отменены вывозные таможенные пошлины в отношении 82 десятизначных кодов.

7. Главой государства 28 января 2008 г. подписан ряд документов, целью принятия которых является дальнейшая последовательная либерализация внешней торговли. Так, указом № 40 введен статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Его обладатели получат возможность в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки - соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню.

8. Указом № 41 с 1 января 2008 г. с целью технического перевооружения и модернизации действующих производств на 9-месячный срок установлена нулевая ввозная таможенная пошлина по перечню товаров, включившему 172 десятизначных кода технологического оборудования.

Информация о работе Рынок ценных бумаг