Роль инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиции в человеческий капитал.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение особенности человеческого капитала, значимости инвестицией в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

Содержание

Введение 5
1. Концепция человеческого капитала и его роль в экономическом процессе 6
1.1 Человеческий капитал и его место в экономической системе 6
1.2 Подходы к формированию человеческого капитала 9
1.3 Основные методики оценки человеческого капитала 11
2. Инвестиции в человеческий капитал 16
2.1 Инвестиции в человеческий капитал и их виды 16
2.2 Методика оценки эффективности инвестиций 21
2.3 Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал 24
3. Инвестиции коммерческих предприятий в человеческий капитал 29
3.1 Кадровая политика и уровень человеческого капитала 29
3.2 Ивистиции в человеческий капитал в ООО «ТеплоИнвест-С» 33
Заключение 35
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

титульник.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Инвестируя в своих  сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени  и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию  курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также  очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются  и увеличиваются посредством  инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом  для дальнейшего развития и постоянного  совершенствования человеческого  капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

2.2 Методика оценки эффективности инвестиций

 

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал  у руководства предприятия возникает  ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

– окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);

– в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;

– в каких объёмах потребуется вложить средства;

– каковы возможные варианты инвестиций;

– как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

В качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал необходимо разделить доход на число сотрудников.

Коэффициент окупаемости  инвестиций в человеческий капитал = [Прибыль – (Расходы – [Зарплаты + Льготы])]:Зарплаты + Льготы.

Одним из показателей  экономической эффективности человеческого  капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

 

                                  УИ = ФО / ВНП где ВНП                                         (1)

где ФО – денежная оценка общего фонда образования.

Величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени.

Как уже было отмечено, основным фактором существования и  развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.

Предлагается следующая методика оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций. В связи с тем, что взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала имеет нелинейный характер, то оценивается лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы). Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины Х в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:

                                             Z = Х2-Х1/ Y                                                   (2)

Z – коэффициент эффективности инвестиций;

X2 – величина интеллектуального капитала в конце периода;

X1 – величина интеллектуального капитала в начале периода;

Y – инвестиции в интеллектуальный капитал организации.

Для подсчета величины Y рекомендуется учитывать следующие  составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки); затраты на образование, повышение квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности.

После процедуры определения  издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования.

Здесь необходимо учитывать то, что величина приведенной стоимости пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования – достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого периода времени от О до П рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.

Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек.

Чем выше внутренняя норма  отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим  образом:

                                             r = (DB – Dc) / Со                                           (3)

DB – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;

Dc – пожизненные заработки лиц со средним образованием;

Со – разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.

2.3 Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал

 

Для оценки эффективности инвестиционных вложений в человеческий капитал используют целый ряд критериев и показателей. В экономической литературе используются следующие критерии, или показатели, эффективности инвестиций в человеческий капитал:

    1. Максимизация разности между прибылью и издержками.
    2. Период окупаемости (отдачи) инвестиций.
    3. Чистая текущая (приведенная) стоимость.
    4. Соотношение издержек и прибыли.
    5. Отношение разности предельных доходов к разности предельных издержек.
    6. Ежегодный чистый доход
    7. Внутренняя норма отдачи.

Период окупаемости  – это отношение общих издержек С к постоянному предельному доходу b (вычисляется за заданный промежуток  времени, месяц или год). При определенных условиях величина, обратная периоду окупаемости, равна ожидаемому внутреннему коэффициенту отдачи. Чтобы это случилось, необходимо, чтобы все издержки приходились на начальный период времени, а доходы были постоянны.

Этот показатель связывает  издержки и доходы, и с его помощью  и с его помощью различные  программы инвестирования могут  быть приближенно оценены с точки  зрения их относительной эффективности. Критерием служит выбор инвестиционного проекта с наиболее коротким периодом окупаемости.

Более общая формула  периода окупаемости, с помощью  которой проводятся расчеты для  непостоянных доходов и издержек, имеет вид

                                             ,                                                         (4)

где b и с – предельные доходы и издержки,

      t – номер временного периода (минимизируется).

Однако критерий окупаемости  имеет ряд недостатков:

  1. Он не учитывает тот факт, что издержки и доходы конкурентных альтернативных инвестиционных проектов разделены во времени и имеют различные временные характеристики. Чтобы сделать разные показатели временных издержек и прибыли сравнимыми, необходимо провести дисконтирование.
  2. Абсолютный объем чистых доходов  в альтернативных проектах может различным. Период окупаемости этого не учитывает.
  3. Этим критерием вообще нельзя воспользоваться, когда альтернативные инвестиционные проекты взаимно исключают друг друга.

Наиболее распространенными  инвестиционными критериями является чистая приведенная стоимость, соотношение  издержек и прибыли, а также  внутренний коэффициент отдачи. Они могут  дать одни и те же результаты, но при  определенных условиях:

  • рынки капитала являются рынками совершенной конкуренции;
  • все имеющиеся проекты абсолютно обусловлены друг от друга;
  • между ними не существует взаимной зависимости;

Все чистые доходы могут  реинвестированы при тех же внутренних коэффициентах отдачи до конечной даты самого долгосрочного из проектов.

Показатель чистой приведенной  стоимости. С учетом указанных допущений  и данной процентной ставке процента, по которой производится дисконтирование, можно одобрить любой инвестиционный проект. Если существует несколько  фондов для инвестиций, то принимается проект со следующим по величине значением текущей стоимости и т.д., пока фонды не иссякнут или не останется проектов с положительной или нулевой чистой текущей стоимостью.

Математическое равенство  для такой ситуации следующее:

                                                     (5)

где – чистая приведенная стоимость;

                 i – ставка процента, используемая при дисконтировании;

      – сумма доходов.

Данная формула учитывает тот факт, что издержки могут возникать не обязательно в самом начале потока доходов. Если ожидается, что изменяются условия, влияющие на стоимость ставки процента во временном промежутке потока доходов, в этих точках могут быть использованы различные значения для ставки процента.

Критерий отношения  прибыли и издержек может быть полезен тогда, когда принимается  решение об инвестициях в те проекты, для которых отношение текущей  стоимости доходов к текущей  стоимости издержек больше единицы. Уравнение этого критерия имеет вид

                                                                   (6)

 

Вариантом соотношения  прибыли и издержек является отношение  измерения предельных издержек между  двумя альтернативными проектами. Алгебраически это отношение можно выразить следующим образом:

                                               (7)

где b – предельный доход;

      с – предельные издержки;

     i – ставка процента, используемая при дисконтировании;

     t – номер временного периода;

     индексы и – соответствующие проекты.

Данный критерий показывает, что пока отношение изменения  чистых дисконтированных доходов к  изменению чистых дисконтированных издержек больше единицы, дополнительные общественные фонды должны быть инвестированы в проект х, а не в проект у.

Внутренняя норма прибыли  – это такой процентный показатель, который сравнивается со ставкой  процента, представляющей допустимый коэффициент отдачи от общественных или частных образовательных инвестиций. Внутренняя норма прибыли – процентная ставка, при которой дисконтированная стоимость издержек равна дисконтированной стоимости доходов. Для данного показателя должно выполняться условие:

                                                                                 (8)

где r – внутренняя норма прибыли;

      b – доход в определенный период времени;

     с – издержки в определенный период времени.

Чтобы определить эффективность  проекта, связанного с инвестициями в образование, необходимо сравнить затраты на образование с выгодами от его получения. Если выгоды превысят затраты, то индивиду выгодно продолжить обучение.

Информация о работе Роль инвестиций в человеческий капитал