Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение региональной инвестиционной стратегии на примере Свердловской области. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
• обозначить понятие инвестиционной стратегии, изучить процесс ее создания и реализации;
• ознакомиться с процессом создания региональной инвестиционной стратегии, методикой оценки привлекательности того или иного региона;
• на примере стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года рассмотреть региональную инвестиционную стратегию, ее цели, задачи и направления.

Работа состоит из  1 файл

курсовая инв.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

     Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

     Разработка  стратегии развития региона требует  ответа на вопрос о том, чем и как  задается ее целостность. Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор.

     Другим  важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования.

     Многочисленные  исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес - климата на своей территории.

     Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития.

     Таким образом, регионы имеют потребность  в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы  сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

     В отличие от развитых стран не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления. 

     Разработки  стратегии региона состоит из трех основных задач:

  1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).
  2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес - климата.
  3. Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона.

     Данный  подход имеет следующие преимущества:

  • Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона.
  • Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием
  • Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС.
  • Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего.
  • Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров.
  • Создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.
  • Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

     Стратегическая  платформа включает пирамиду из трех базовых элементов:

  • конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС),
  • привлекательный бизнес-климат;
  • эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.

     Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес – климата и эффективность администрации.

     Каждый  российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые  могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отбор которых производится на основе следующих критериев:

  • существующий или потенциальный объем продаж;
  • количество и потенциал создания рабочих мест;
  • потребление ресурсов региона;
  • влияние на вспомогательные или связанные отрасли;
  • поддержка социальной инфраструктуры.

     В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает:

  • Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов).
  • Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей.
  • Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона.
  • Анализ состояния и качества спроса.
  • Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.

     По  результатам анализа бизнес - климата  определяется видение будущего бизнес - климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие задачи:

  1. Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.).
  2. Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей.
  3. Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области.
  4. Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов.

     Важнейшей задачей является создание системы  сквозных и сбалансированных показателей  эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений. 
 

 

     3. Стратегия социально-экономического  развития Свердловской  области до 2020 года

     3.1. Краткая характеристика Свердловской области

     Свердловская  область входит в число самых развитых российских регионов и является одной из наиболее благоприятных в Российской Федерации территорий для инвестирования.

     Регион  демонстрирует уверенный и стабильный экономический рост, превышающий  средний по России.  Традиционными  преимуществами для инвесторов, приходящих в область, являются  высокий кадровый и научный потенциал, наличие развитой инновационной инфраструктуры, наличие долгосрочной стратегии развития, законодательства об инвестиционной деятельности и большого количества инвестиционных проектов.

     Стоит отметить, что Свердловская область, несмотря на трудности, связанные с  общей макроэкономической ситуацией, и сегодня представляет собой  динамично развивающийся регион, а свердловские предприятия продолжают реализовывать проекты модернизации и развития.

     В стратегических планах Свердловской области  сделан акцент на инновационном обновлении традиционных секторов экономики и  структурной диверсификации экономики  на основе инновационного технологического развития.

     Важным  элементом благоприятного инвестиционного климата является новая промышленная инфраструктура. Для поддержки деловой активности и создания условий для ведения бизнеса в регионе, формируются так называемые  Институты развития:

     Территории  инновационного развития  - муниципальные образования с особым статусом.

     Зоны  опережающего развития - исторически  сложившиеся и естественно-природные  территории, формирующие основной вклад  в развитие экономики региона (одна из таких зон – город Нижний Тагил).

     Территориально-производственные кластеры – машиностроительный (на базе предприятий г. Нижний Тагил), химический на базе ОАО «Уралхимпласт» в г. Нижний Тагил, фармацевтический на базе ГК «Медсинтез» в г. Новоуральск, деревообрабатывающий (г. Алапаевск), сельскохозяйственный (Ирбитский и Михайловский районы) и металлургический‏.

     Технопарки. Уже сейчас функционирует  3 индустриальных и 7 научно-технологических технопарков, в разработке находятся еще 10 технопарков.

     Особые  экономические зоны регионального  уровня - это территории, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. На данный момент разработаны проекты двух промышленно-производственных и одной портовой зоны.

Информация о работе Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области