Инвестиционная стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:53, реферат

Описание

Общие подходы к формированию инвестиционной стратегии могут быть следующими. Концепция, лежащая в основе региональной инвестиционной стратегии, должна базироваться на системе организационных мер, обеспечивающих продвижение к намеченной цели. Инвестиционная стратегия призвана: направлять хаотичный приток промышленных инвестиций в русло решения общенациональных задач, сохранять занятость, увеличивать налогооблагаемую базу, обеспечивать защиту окружающей среды; повышать объемы «продуктивного» инвестирования и сокращать масштабы «спекулятивного»; способствовать структурной перестройке промышленности.

Работа состоит из  1 файл

Ивестиционная стратегия.docx

— 110.06 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь


по  дисциплине

«Инвестиционная стратегия»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки ОФиК – 51

Ермантович Елены Сергеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК . 2011/4 97

Общие подходы  к формированию инвестиционной стратегии  могут быть следующими. Концепция, лежащая  в основе региональной инвестиционной стратегии, должна базироваться на системе  организационных мер, обеспечивающих продвижение к намеченной цели. Инвестиционная стратегия призвана: направлять хаотичный  приток промышленных инвестиций в русло  решения общенациональных задач, сохранять  занятость, увеличивать налогооблагаемую базу, обеспечивать защиту окружающей среды; повышать объемы «продуктивного»  инвестирования и сокращать масштабы «спекулятивного»; способствовать структурной  перестройке промышленности.

По мере определения целевых установок  следует осуществить выбор приемлемого  типа региональной инвестиционной стратегии, которая может быть наступательной (проактивной) или оборонительной (реактивной). Большинство стран уже много лет придерживается наступательной политики, которая для России является настоятельной потребностью.

Выбор типа стратегии предполагает и определение  направлений инвестиционных потоков. При отраслевом подходе осуществляется сближение промышленной и инвестиционной политики, при горизонтальном (территориальном) происходит формирование общих условий  для притока инвестиций. По нашему мнению, Западно-Сибирский регион и, в частности, Омская область, должны использовать комбинированную политику, которая основывалась бы на горизонтальных и отраслевых аспектах.

Инвестиционную  стратегию нельзя сформировать, если экономическая политика ограничивается воздействием на процессы, происходящие исключительно в рамках национальной экономики.

*

Особенность инвестиционной стратегии заключается  в том, что она предполагает постоянный хозяйственный маневр, адаптированный к изменениям мирового рынка инвестиций и экономики страны (региона) –  реципиента. Подобный маневр может  быть реализован через четыре блока  организационных мероприятий:

а) мониторинг рынка инвестиций и промышленного  потенциала региона;

б) постановка целей для важнейших отраслей и технологий;

в) разработка инструментов привлечения инвестиций;

г) реализация инвестиционной политики и контроль за ее исполнением.

Следует особо подчеркнуть, что инвестиционная стратегия не может ориентироваться  только на замкнутую макромодель  развития экономики. Подобная стратегия  должна переходить на микроуровень, поскольку  это именно та среда, в которой  капитал будет работать и реализовывать свои конкретные проекты.

Итак, привлечение  инвестиций должно опираться на использование  долгосрочной стратегии, основанной на динамичном и системном подходе  к развитию как региональной, так  национальной и мировой экономик. Мы согласны с позицией П. Фишера [1], что надо освободиться от бытующих иллюзий, от распространенных мифов по поводу инвестиционных процессов. К ним можно отнести следующие.

1. Формирование  благоприятного инвестиционного  климата является вполне достаточным  условием для активизации притока  инвестиций в отрыве от микроэкономических  реалий. Жизнь показала, что улучшение  инвестиционного климата – важное, но не единственное условие  увеличения производственных инвестиций.

2. Портфельные  инвестиции автоматически трансформируются  в промышленные инвестиции. Ситуация  в России перед дефолтом 1998 г.  показала, что портфельные инвестиции  в основном носят спекулятивный  характер, не трансформируя реальный  сектор.

3. Выгодно  привлекать в первую очередь  инвестиции в крупные проекты.  Изучение стратегий транснациональных  корпораций (ТНК) показывает, что  страна-реципиент должна ориентироваться  на все большее сотрудничество  со средними и малыми ТНК.  Они способны быстро заполнить  недостающие ниши на национальном  рынке и их действия имеют  менее выраженный монополистический  характер. Стратегия малых ТНК  направлена обычно на инвестирование  «с нуля» и предполагает кооперацию  с местными производителями. Российские  финансово-промышленные группы (ФПГ)  могут самостоятельно, не привлекая  инвестиций со стороны, диверсифицировать  российскую промышленность. ФПГ,  действующие в незрелой хозяйственной  среде, зачастую стремятся к  захвату рынков и получению  привилегий от государства. Модернизация  производства не становится для  них исключительной стратегической  установкой. Поэтому промышленная  трансформация, инициированная ФПГ,  не может рассматриваться как  альтернатива производственным  инвестициям, тем более, что рубль, вложенный иностранными инвесторами в производство, неравноценен рублю отечественных производителей, поскольку первый обусловливает более высокий технический уровень производства.

4. Формирование  структур продвижения инвестиций  является само по себе инвестиционной  стратегией. Любые институциональные  структуры, в том числе и  в области инвестиций, рискуют  стать малоэффективными, если их  действия подчиняются не стратегическому  плану, а текущим интересам,  не стыкующимся с долгосрочной динамикой развития хозяйственной системы.

5. Большие  потоки инвестиций возможны без  проведения государственной инвестиционной  политики. Их может генерировать  исключительно частный сектор  даже в условиях переходной  экономики. В развитых странах  экономическая и политическая  стабильность, а также уровень  правовой защищенности частной  собственности обеспечивают достаточную  защиту иностранного капитала  и без специального законодательства  и системы побудительных механизмов. В переходных экономиках требуются  специальные законы, гарантирующие  защиту и регулирование иностранных  инвестиций. Кроме того, повышенные  риски, связанные с работой  в незнакомой хозяйственной среде,  должны перевешиваться системой  стимулов, включая специальные меры  по улучшению имиджа, которые  разрабатывает заинтересованная  в иностранных инвестициях страна-реципиент.  Более того, государство должно  создать режим для инвестиций, способный направить их мировые  потоки именно в свою страну.

6. Задача  привлечения инвестиций возникает,  когда иностранный инвестор сам  проявит интерес к вложениям  капитала в Россию. Такой подход  вызван традициями изоляционизма.  Он не учитывает нарастания  межгосударственной конкуренции  за инвестиции и процессов  глобализации.

7. Сутью  инвестиционной политики является  система побудительных механизмов, создаваемая страной (регионом) –  реципиентом. Подобное представление  довольно распространено. Однако  оно не учитывает, что использование  системы стимулов является инструментом  реализации инвестиционной стратегии.  Поэтому побудительные механизмы  не могут заменить более широкий  спектр отношений, регулирующих  привлечение инвестиций.

Разработка  любой стратегии представляет собой  управленческую функцию, реализующую  конкретные цели в определенном временном  диапазоне, при этом понятие стратегии  в сфере менеджмента не является статичным и активно трансформируется по мере усложнения ведения бизнеса. В то же время, можно выделить общую  «классическую» содержательную схему  формирования стратегического менеджмента, которая включает в себя: миссию управленческой деятельности; стратегические цели и задачи хозяйствования; анализ внутренней и внешней экономической среды; оценку стратегических альтернатив; выбор и реализацию стратегии; ее корректировку и дальнейшее развитие.

При этом многообразие этапов и шагов в  структурной схеме формирования стратегии можно свести к следующим  блокам:

1) оценка  внутреннего и внешнего окружения  при развитии регионального хозяйства,  определение мотивации развития  и миссии управления для выработки  основных целей деятельности;

2) прогнозирование  возможных направлений развития, планирование путей реализации  стратегии, подготовка программ  развития при одновременной выработке  текущих задач управления;

3) реализация  конкретных проектов, реструктуризация  и реформирование хозяйства, проведение  структурных изменений в системе  управления хозяйством;

4) текущий  мониторинг реализации стратегии,  контроль за механизмом воплощения стратегических программ и проектов, оценка достигнутых результатов, проведение необходимых корректив по структуре и составу стратегии.

При изложенном подходе, во-первых, обеспечивается соответствие развития методологическому принципу современного стратегического управления, который состоит в построении стратегии от будущих целей через  анализ прошлых результатов к  настоящей деятельности, а, во- вторых, увеличивается значение контроля за происходящей хозяйственной ситуацией.

Инвестиционная  региональная стратегия, как правило, выступает необходимым и органичным элементом общерегиональной стратегии развития территорий. При этом общие принципы построения стратегии сохраняются во всех элементах общей стратегии, т.е. они характерны и для конкретных подстратегий.

Исходя  из анализа отечественного и зарубежного  опыта по формированию региональных стратегий инвестиционного развития, автором были выделены следующие  четыре главных вида возможных инвестиционных стратегий: стратегия отечественного лидерства; стратегий зарубежного  лидерства; стратегия совместного (долевого) инвестирования, а также отдельная  функциональная стратегия, отражающая инновационное и дифференцированное развитие.

В последнее  время в России все большее  распространение получает внедрение  в регионах корпоративных форм управления стратегическим развитием, исходя из чего повышается роль государственного участия в лице местных органов власти в руководстве хозяйственной деятельностью. Так, в частности, любое объединение заинтересованных участников должно быть направлено на достижение общерегиональных стратегических целей, с одной стороны, и на достижение результатов, ожидаемых каждой из заинтересованных и участвующих сторон, – с другой. Достижение экономического консенсуса между участниками должно происходить в рамках действующих нормативно-правовых актов, а также двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.

Внедрение корпоративных форм управления с  целью повышения инвестиционной активности является, на наш взгляд, в настоящее время достаточно актуальной задачей для такого региона, как Омская область. В соответствии с законодательством России решение  о создании регионального хозяйственного объединения принимает руководство  региона. Методика разработки корпоративного управления в подобных структурах сводится к следующему:

1. Выявление,  уточнение и экспертиза фактически  реализуемых направлений деятельности, включая наукоемкие услуги и  работы предприятий региона.

2. Определение  перечня потенциальных участников  хозяйственной деятельности в  регионе фактически уже работающих  с внешними потребителями их  продукции и широких внутрирегиональных, межрегиональных и внешнеэкономических контактов.

3. Сбор  и анализ информации по перечню  участников, отобранных для объединения  по их инновационным и инвестиционным  возможностям.

4. Выстраивание  в единую систему фирм и  предприятий, участвующих в реализации  комплексных региональных проектов, т.е. «технологические цепочки»  с определением возможностей  вхождения их в новые объединения.

5. Проведение  финансового, экономического анализа  состояния отобранных предприятий  и фирм.

6. Выработка  ресурсной политики поддержки  регионального объединения.

7. Подбор  организаций, обеспечивающих эффективное  поле деятельности объединения,  «обвязка» его сбытовой, кредитно-финансовой  инфраструктурой, инвестиционными  институтами, внешнеторговыми фирмами  и другие.

При этом наиболее важным элементом становится эффективная стратегия управления, делящаяся на корпоративную стратегию  и стратегию бизнеса и, в частности, учитывающая:

– число  новых задач, обуславливаемых изменениями  обстановки с появлением в числе  их принципиально новых и подлежащих решению, исходя из полученного ранее  опыта;

– усложнение управленческих проблем, возникающее  из-за множественности появляющихся задач в связи с расширением  географических и коммерческих рамок  рыночной экономики;

– сложность  и новизну появляющихся проблем  при отсутствии механизмов и инструментов, имеющихся для их решения;

– вероятность  возникновения определенных стратегических неожиданностей, обусловленных новизной появляющихся задач, когда выбор  стратегии определяет перспективы  предприятия в различных видах  деятельности со специальным установлением  приоритетов принципиальных управленческих решений по распределению ресурсов между различными структурами и  видами деятельности.

Информация о работе Инвестиционная стратегия