Прямые инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 17:04, реферат

Описание

Под прямыми инвестициями можно понимать все операции, связанные либо с установлением (усилением) контроля над предприятием, независимо от его юридической формы, либо с расширением деятельности предприятия. Прямые инвестиции обеспечивают инвесторам фактический контроль над инвестируемым производством.

Работа состоит из  1 файл

Прямые инвестиции.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Прямые инвестиции - это капитальные вложения непосредственно  в производство какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия (филиала).  

Под прямыми  инвестициями можно понимать все  операции, связанные либо с установлением (усилением) контроля над предприятием, независимо от его юридической формы, либо с расширением деятельности предприятия. Прямые инвестиции обеспечивают инвесторам фактический контроль над инвестируемым производством.  

Почему проблемы прямого инвестирования в производство так актуальны на сегодняшний день?  

Предприятия постоянно  сталкиваются с необходимостью инвестиций, т.е. с вложением финансовых средств (внутренних и внешних) в различные  программы и отдельные мероприятия (проекты) с целью организации  новых, поддержания и развития действующих производств (производственных мощностей), технической подготовки производства, получения прибыли и других конечных результатов, например природоохранных, социальных и др.

Прямые инвестиции непосредственно участвуют в производственном процессе, например, вложение средств в здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т.д. Согласно американской методологии, к прямым относятся инвестиции, формирующие более четверти капитала фирмы.

Прямые инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них - это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент - инвестиции в товарно-материальные запасы(оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.  

Почему прямые инвестиции так необходимы предприятию?  

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа становится проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития. Анализ эффективности прямых инвестиций, в случае если объем инвестиций представляется для инвестора требующим обоснования, производится на основе оценки эффективности инвестиционных проектов. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков осуществления капиталовложений и описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Задача оценки эффективности инвестиций часто  осложняется альтернативными вариантами использования финансовых ресурсов, причем с возможностью одновременной реализации нескольких вариантов капиталовложений. При этом возникают сложности, связанные с возникновением разного рода системных эффектов на предприятиях.  

  

На первом этапе  варианты капвложений, отобранные по критерию соответствия потребности в финансировании (необходимого объема капиталовложений) размеру доступных инвестору  финансовых ресурсов, рассматриваются  с точки зрения их соответствия миссии, целям и стратегии базового предприятия. Причем в данном случае миссия и цели могут быть изменены для осуществления некоторых проектов. Данная оценка может проводиться, например, целевой межфункциональной группой, включающей специалистов соответствующих подразделений и топ-менеджеров базового предприятия. На основе принятого решения проект либо направляется на дальнейшее исследование, либо отбраковывается.

Второй этап осуществляется, если планируемый для  инвестирования объект — действующее  стороннее предприятие. На нем проводится всестороннее исследование предприятия — объекта капиталовложений.  

Итак, прямые инвестиции предусматривают вложения непосредственно  в реальные активы (производство и  сбыт) или обеспечивают получение  контроля над предприятием (приобретение контрольного пакета акций). При этом инвестор заинтересован в том, чтобы его инвестиции обеспечили повышение эффективности работы предприятия и улучшили его финансовое состояние. Поэтому предприятиям так важно уделять внимание привлечению прямых инвестиций в производство и принимать решения по рациональному использованию их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Инвестиции  в форме капитальных вложений.  

Федеральный закон  «Об инвестиционной деятельности в  Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», вступивший в силу 4 марта 1999 года, был внесен в Государственную Думу Правительством как новая редакция Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Необходимость изменений была вызвана в первую очередь принятием новой Конституции Гражданского кодекса.  

Принятие этого  Федерального закона должен был стимулировать  приток инвестиций (отечественных и  иностранных) в экономику Российской Федерации. Однако внесенный Правительством проект предполагал регулирование  «инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями», что значительно сужало сферу его применения. Это привело к тому, что Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» был принят как федеральный закон, не отменяющий полностью Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»".  

Принятый Федеральный  закон устанавливает общие правила  капитальных вложений на территории Российской Федерации для отечественных  и иностранных инвесторов, а также  гарантии равной защиты их прав, интересов и имущества.  

В Законе даны более  четкие, соответствующие Гражданскому кодексу определения инвестиций, инвестиционной деятельности, уточнено определение капитальных вложений, из которых следует, что капитальные  вложения — это часть инвестиций. Указанное определение капитальных вложений также согласуется с определением инвестиций в нефинансовые активы, содержащимся в Инструкции № 76 Госкомстата России, утвержденной 17 ноября 1997 года. Так, при заполнении раздела 2 «Инвестиции в нефинансовые активы, осуществленные данным предприятием» формы № П-2 «Сведения об инвестициях» под инвестициями в основной капитал (основные средства) понимаются затраты на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря и некоторые Другие.  

Зафиксировать в Федеральном законе эти определения  было необходимо, так как в ряде нормативных актов, а еще чаще в экономической литературе допускалось  смешение или тождественная подмена понятий «инвестиции» и «капитальные вложения». Примером может служить федеральный бюджет, в котором расходы на государственные инвестиции фактически являются расходами на государственные капитальные вложения (без так называемых портфельных инвестиций или инвестиций в финансовые активы) как часть расходов на соответствующую федеральную целевую программу (расходы на реализацию федеральной целевой программы складываются из расходов на государственные инвестиции и текущих расходов, включающих в себя расходы на НИОКР и прочие нужды).  

Что касается понятия  «инвестиционный проект», то в Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» оно просто отсутствовало.  

В Федеральном  законе нашла отражение специфика  предоставления средств федерального бюджета для финансирования капитальных вложений на условиях возвратности, срочности и платности. Эти средства предусматриваются для реализации высокоэффективных (быстро окупаемых) проектов, а также инвестиционных про­грамм конверсии оборонной промышленности. Предварительно указанные проекты проходят конкурсный отбор. До 1995 года средства на возвратной основе предоставлялись в виде льготных кредитов за счет кредитных ресурсов Центробанка России в соответствии с соглашением, заключенным между Правительством и Центральным банком. Начиная с 1995 года в расходах федерального бюджета стали предусматриваться в пределах общего объема государственных инвестиций расходы на быстро окупаемые проекты и инвестиционные программы конверсии, финансирование которых осуществлялось на возвратной, срочной и платной основе. В Федеральном законе о федеральном бюджете устанавливалась процентная ставка за использование этих средств в размере 1/4 ставки рефинансирования Центробанка России.  

Начиная с 1997 года с целью государственного стимулирования привлечения дополнительно к  средствам федерального бюджета  средств частных инвесторов для  реализации указанных выше инвестиционных проектов и программ в состав федерального бюджета формируется Бюджет развития Российской Федерации. Статьей 87 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» установлено, что использование средств Бюджета развития Российской Федерации осуществляется на конкурсной возвратной, срочной и платной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вышедшим 11 ноября 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1470 этот порядок был утвержден.  

Таким образом, статья 11 Закона закрепила уже действующий  порядок предоставления средств  федерального бюджета на условиях возвратности, срочности, платности и конкурсного  отбора их получателей.  

То же относится  и к предоставлению государственных гарантий за счет средств федерального бюджета.  

К моменту принятия Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений» были приняты Бюджетный  кодекс Российской Федерации (1-я часть), пока не вступивший в силу, и федеральный закон «О Бюджете развития Российской Федерации». Статьей 67 Бюджетного кодекса установлено, что в составе капитальных расходов бюджетов всех уровней может быть сформирован бюджет развития, порядок и условия формирования которого определяются федеральным законом. С учетом этого положения комментируемым Федеральным законом предусматривается возможность использования средств бюджетов субъектов Российской федерации для предоставления их инвесторам на тех же условиях, что и средства Бюджета развития всей Федерации. В этом случае порядок предоставления указанных средств будет определен органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.  

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений предполагает использовать в качестве одной из мер, стимулирующих эту деятельность, установление инвесторам специальных налоговых режимов. Например, в виде инвестиционного налогового кредита, который может представлять собой отсрочку уплаты налога на прибыль (доход) организации на срок от одного года до пяти лет на основаниях, определенных статьей 67 первой части Налогового кодекса.  

Использование механизма ускоренной амортизации  позволит также уменьшить налогооблагаемую часть прибыли (дохода) организации, осуществляющей техническое перевооружение собственного производства.  

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений, осуществляется органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:  

1) создание благоприятных  условий для развития инвестиционной  деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:  

Ø совершенствования  системы налогов, механизма начисления амортизации и использования  амортизационных отчислений;  

Ø установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих инди­видуального характера;  

Ø защиты интересов  инвесторов;  

Ø предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;  

Ø расширения использования  средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного  строительства и строительства  объектов социально-культурного назначения;  

Ø создания и  развития сети информационно-аналитических  центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;  

Ø принятия антимонопольных  мер;  

Ø расширения возможностей использования залогов при осуществлении  кредитования;  

Ø развития финансового  лизинга в Российской Федерации;  

Ø проведения переоценки основных фондов в соответствии с  темпами инфляции;  

Ø создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;  

2) прямое участие  государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:  

Ø разработки, утверждения  и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюд-жетов субъектов Российской Федерации;  

Информация о работе Прямые инвестиции