Прямое зарубежное инвестирование, виды и риски его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание

основная цель работы заключается в выявлении особенностей и проблем привлечения иностранных инвестиций в условиях рыночных преобразований; уточнении основных причин, обусловивших кризис развития инвестиционной сферы, а также условий и факторов его преодоления; определении основных форм и методов государственного регулирования процесса привлечения прямых иностранных инвестиций; исследовании возможностей и долгосрочных перспектив активизации инвестиционной деятельности и предложении путей повышения инвестиционной привлекательности и эффективности иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО И ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА 8
ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ 12
СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

11.doc

— 456.00 Кб (Скачать документ)

     Совместное  предприятие позволяет «отгородить» отдельным юридическим лицом  выполнение какого–либо проекта (например, модернизация части оборудования или  производство новых видов продукции) от проблем основного производства. Если российское предприятие находится в очень плохом положении, то в совместное предприятие может быть выделена наиболее жизнеспособная часть производства, которая в дальнейшем развивается с помощью иностранных инвестиций. Кроме того, совместное предприятие позволяет руководству российской стороны не бояться за сохранение своих мест в рамках старой структуры и одновременно внедриться в «новую экономику».

     Многие  иностранные компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь непосредственно дело со «своеобразным» российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе. Дочерняя фирма, в которой обычно работают российские сотрудники под контролем иностранного управляющего, подготавливает инвестиционные проекты и, по возможности, очищает их от «российской специфики», т.е. производит необходимые согласования с властными структурами, договаривается с заинтересованными сторонами (например, возможная покупка акций предприятия согласовывается с его руководством) и т.п. В результате составляется бизнес–план по западному стандарту (где, по возможности, устранены специфические российские риски), на основе которого материнская компания принимает решение. Дочерняя фирма может также принимать на себя обязательства перед российскими партнерами, защищая материнскую компанию от определенных рисков.

     Иностранная компания вместо создания дочерней структуры  может использовать российского  агента, который умеет работать по западным технологиям. Особенно часто это происходит при работе на российских фондовых рынках.

     В целом, методы применяемые иностранными инвесторами при вложении средств  определяются тем, что иностранный  капитал стремится:

    • контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;
    • по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия–партнера;
    • перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на западные стандарты;
    • свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы, что и российские).

динамика поступления иностранных инвестиций в Россию

     Приступая к анализу динамики поступления  иностранных инвестиций в Россию необходимо отметить, что в общем  объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать "легкие" деньги, рискуя при этом минимально.

     Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.

     И тем не менее иностранные инвестиции идут в Россию. Переломным можно  считать 1996 год. Осенью 1996 года ведущие  мировые агентства присвоили  России довольно высокий кредитный  рейтинг.

     Как показывает анализ, объем иностранных инвестиций за 1997 год составил 12,3 млрд. долларов, что почти в 2 раза больше, чем в 1996 году. Рост иностранных вложений в российскую экономику произошел в основном за счет кредитов полученных от непрямых инвесторов Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, а также инвестиций в государственные ценные бумаги. Тем не менее объем прямых иностранных инвестиций также увеличился почти 2,2 раза. По итогам 1997 года объем прямых инвестиций составил 5,3 млрд. долларов при ожидавшихся, 4 млрд. долларов.

     Несмотря  на известные негативные явления  в российской экономике (августовский кризис 1998 года повлек за собой как  общее сокращение всех видов инвестиционных поступлений в страну, так и  свертывание, и замораживание конкретных инвестиционных программ), данные приводимые в таблице, скорее всего, не дают оснований говорить о массовом уходе иностранных инвесторов с российских рынков капитала. Как прежде, в целом сохраняется пропорция привлекаемых капиталов – основная их часть представлена прочими инвестициями, за которым следуют прямые и портфельные инвестиции.

      Следует отметить, что за 1998 – 2001 годы происходили  существенные структурные изменения  привлекаемого иностранного капитала. Если в первом полугодии 1998 года соотношение между прямыми, портфельными и прочими инвестициями выглядело как 19,6 %, 0,4 % и 80 %, то в конце 1998 года оно составило соответственно 28,6 %, 1,6 %, и 69,8 %. А в конце 1999 года это соотношение выглядело уже следующим образом: прямые инвестиции составили 44,6 %, портфельные – 0,3 %, прочие – 55,1 %, та же тенденция наблюдалась и далее: в 2000 году соответственно 40,4%; 1,3% и 58,3%; в 2001 году прямые инвестиции - 27,9 %, портфельные - 3,2 % и прочие - 68,9 %; 2003: 22.9%, 1.3%, 75.7% соответственно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объем иностранных инвестиций, поступивших от иностранных  инвесторов, по видам

     Такое перераспределение инвестиционных потоков, очевидно, следует связывать, во-первых, со стремлением зарубежных вкладчиков к максимальному сохранению своих, оставляемых в России, капиталов. В частности, с желанием любыми путями вывести свои средства, вложенные в государственные ценные бумаги.

     Во-вторых, увеличение доли иностранного капитала, направляемого в прямые инвестиции, при одновременном сокращении прочего инвестирования, можно расценивать как нежелание инвесторов уходить с российского рынка капиталов, для чего они размещают свои капиталы в более надежные, чем спекулятивные, источники доходов. Не случайно в последнее время участились сообщения о приобретении зарубежными инвесторами крупных, в том числе контрольных, пакетов акций российских компаний.

     Кроме того, неоспоримым является тот факт, что в условиях затянувшихся негативных явлений, а также в виду малоэффективной деятельности отечественных собственников и менеджеров, ряд российских предприятий все больше делает ставку на привлечение иностранного капитала, вплоть до полного перехода в его собственность. Такие инициативы "снизу" не остаются незамеченными, что также создает дополнительные стимулы для роста прямых и портфельных инвестиций.

     На  существующем в Российской Федерации  общеэкономическом фоне трудно делать какие-либо, тем более оптимистичные  прогнозы. Тем не менее, наметившуюся тенденцию постепенного ухода иностранного капитала из спекулятивного в реальный сектор, не принимать во внимание нельзя.

структура иностранных инвестиций в России

     Крупнейшие государства-инвесторы  в экономику Российской Федерации по итогам 2002 года представлены в таблице.  

Страны  с наиболее значительными  инвестициями в экономику  РФ

  1997 1998 1999 2000 2001 2002
  Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США %
Всего инвестиций 12295 100 11773 100 9560 100 10958 100 14258 100 19780 100
Германия 1647 13 2848 24 1695 18 1468 13 1237 8,7 4001 20
Кипр 992 8,1 917 7,8 923 9,7 1448 13 2331 16 2327 12
Великобритания 2411 20 1591 14 733 7,7 599 5,4 1553 11 2271 12
США 2966 24 2238 19 2921 31 1594 15 1604 11 1133 5,7
Швейцария 1756 14 411 3,5 405 4,2 784 7,2 1341 9,4 1349 6,8
Франция 209 1,7 1546 13 312 3,3 743 6,8 1201 8,4 1184 6
Нидерланды 540 4,4 877 7,5 541 5,7 1231 11 1249 8,8 1168 5,9
Япония 139 1,1 60 0,5 42 0,4 117 1,1 408 2,9 441 2,2
Австрия 378 3,1 83 0,7 43 0,4 79 0,7 423 3 376 1,9
Швеция 72 0,6 146 1,2 70 0,7 308 2,8 72 0,5 139 0,7
другие  страны --- --- 1056 9 1875 20 2587 24 2839 20 5391 27

     Капитал других стран в большинстве случаев  участвует в создании совместных предприятий (СП). Причем стратегия предприятий с иностранными инвестициями заключается в формировании небольшого уставного капитала и увеличении своей доли за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта за рубежом.

     Финансовый  кризис 1998 года довольно болезненно повлиял на многие зарубежные компании-инвесторы, работающие в России. В силу возникших осложнений многие из них были вынуждены либо уменьшить интенсивность своей деятельности либо заморозить некоторые проекты до прояснения ситуации. Тем не менее, в большинстве своем зарубежные компании, в особенности вложившие средства в крупные проекты реального сектора российской экономики, не только продолжают свою работу, но в средне- и долгосрочном плане намереваются ее расширить, в том числе за счет сооружения и эксплуатации новых и совместных предприятий. Правда, основная часть принятых к реализации проектов касается отраслей, не требующих сравнительно крупных капиталовложений и позволяющих рассчитывать на их быструю отдачу, к примеру, таких, как легкая, пищевая промышленность, сфера услуг и т.п.

     В сентябре 1999 года конгресс США принял решение о прекращении прямых иностранных инвестиций в российскую экономику из госбюджета США. Таким  образом, инвестиционный фонд «США –  Россия», созданный в 1995 году и реализующий  в России в настоящее время около 30 проектов (инвестиции осуществлялись в связь, торговлю, строительство, пищевую и деревообрабатывающую промышленность), общий объем капиталовложений в которые оценивается в 200 млн. долларов, в течение ближайших лет намерен освоить оставшиеся , выделенные решением конгресса США на инвестиционные цели в России, и перейти на привлечение частных инвестиций.

     В 2001 году в географической структуре иностранного капитала, поступившего в российскую экономику, произошли существенные изменения по результатам 2001 г. лидером среди стран-инвесторов являются Кипр и Швейцария. Кипрские и швейцарские инвестиции (по сути, вывезенные за рубеж российские капиталы) входят в тройку лидеров по инвестициям в черную металлургию, топливную и пищевую промышленность. А доля инвестиций кипрских компаний в электроэнергетику за первые девять месяцев 2001 г. составила 87,5%. Швейцария также активно вкладывает деньги в химию и нефтехимию, цветную металлургию. Объем российских денег за рубежом оценивается в 300 млрд. долл. Именно за счет этого источника, а также благодаря выводу части капитала из теневой экономики (около 100-150 млрд. долл.) правительство надеется увеличить приток инвестиций в Россию.

     Европейские компании в качестве приоритетного  направления избирают инвестирование предприятий обрабатывающей промышленности. Так, немецкие инвесторы наиболее активно участвуют во вложении капитала в химическую и фармацевтическую промышленность, машиностроение.

     В последнее время стало расти  число совместных предприятий, создаваемых с капиталом из стран Восточной Европы, восстанавливаются прежние хозяйственные связи. 

     Продолжается  рост интереса к инвестированию российской экономики со стороны Японии. В  конце октября 1999 года прошло совещание по японо-российскому экономическому сотрудничеству, на котором было отмечено о подготовке к реализации семи крупных совместных проектов, среди которых завершение строительства Бурейской ГЭС и строительство газопровода на Камчатке. Основными приоритетами японских инвесторов являются также электронная, нефтехимическая и автомобильная промышленность. Также, возросла активность на российском рынке (почти исключительно на Дальнем Востоке) компаний Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга.

      В I квартале 2003 года объем иностранных инвестиций из Германии в нефинансовый сектор российской экономики составил 2,7 млрд. долл. США, что в 3,8 раза превышает показатель I квартала 2002 года. При этом удельный вес иностранных инвестиций из Германии в общем объеме иностранных инвестиций в I квартале 2003 года составил 43,4% (в I квартале 2002 года - 18,9%). Такие данные приводит Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО ЮниконРуф со ссылкой на Госкомстат России.

      Германские  инвесторы отдавали предпочтение предприятиям и организациям внешней торговли (1,8 млрд. долл. США, или 66,7% от общего объема иностранных инвестиций из Германии в российский нефинансовый сектор) и связи (0,4 млрд. долл. США, или 14,9%). Благодаря увеличению притока инвестиций из Германии в «торговлю и общественную питание» доля данной отрасли в общем объеме иностранных инвестиций в I квартале 2003 года составила 52,4% (в I квартале 2002 года - 34,4%). При этом большая часть инвестиций, поступивших из Германии, относится к прочим иностранным инвестициям (различного рода кредиты и займы). Германия также лидировала среди стран-инвесторов по объему иностранных инвестиций в российскую промышленность.

      Резкое  увеличение притока иностранных  инвестиций из Германии в нефинансовый сектор российской экономики привело к увеличению объема накопленных иностранных инвестиций из Германии до 10,6 млрд. долл. США на конец марта 2003 года, что на 67,3% больше, чем на конец марта 2002 года. Причем в структуре накопленных иностранных инвестиций из Германии наибольшую долю составляют прочие иностранные инвестиции - 76%, тогда как доля прямых иностранных инвестиций составляет всего 20,4%.

Информация о работе Прямое зарубежное инвестирование, виды и риски его регулирования