Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем привлечения иностранных инвестиций в РФ, а также разработка мер и способов активизации иностранных инвестиций в РФ.
Объектом исследования являются иностранные инвестиции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты иностранных инвестиций

1.1 Экономическая сущность и характеристика основных форм………..5
1.2 Прямые и портфельные иностранные инвестиции в России………..10
1.3 Динамика глобального рынка в 2009-2011гг……………………..…..16

Правовое регулирование иностранных инвестиций
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций…………..19
2.2 Страхование иностранных инвестиций……………………………….26
2.3 Крупнейшие страны-инвесторы……………………………………….30

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и способы их решения


Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе……………………………………………………………………….…………...31


Факторы, препятствующие привлечению иностранных инвестиций…………………………………………………………………………………..37


Способы активизации иностранного инвестирования в России……..40

Заключение ………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсовая.Инвестирование.Гончарова - копия - копия - копия.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

           Один из регионов, где есть  свои рецепты, как завлечь инвестора  на территорию, мягко говоря, с непростым климатом, - Якутия. Поэтому большинство проектов, которые здесь реализуются, основаны на минерально-сырьевой базе. По словам зампреда правительства республики Геннадия Алексеева, начиная с 2007 года в Якутии фиксируется ежегодное удваивание инвестиций в основной капитал. Однако главная проблема для региона - инфраструктура. О каких комфортных условиях для бизнеса можно говорить в Якутии, где протяженность железных дорог составляет 13 см на один кв. км. Причем важны не только автомобильный и железнодорожный транспорт, но и электроэнергетика, связь, коммуникации. "К сожалению, наше законодательство стимулирует исключительно те виды бизнеса, которые связаны с добычей сырья и обязательной немедленной продажей его за рубеж, - считает Геннадий Алексеев. Вот тогда ты молодец, тогда тебе возврат НДС и все остальные преференции, включая льготы по НДПИ, включая таможенные льготы и т.д. А какие льготы для тех видов бизнеса, которые связаны с глубокой переработкой?"  

           Зампред правительства Якутии  предложил свой вариант решения  вопроса по созданию комфортных условий для инвесторов. "Есть жесткая система контроля за отслеживанием заявок, поступающих от инвесторов, - поделился своим опытом Геннадий Алексеев. - Неделя дается соответствующему отраслевому министерству на то, чтобы отреагировать на заявку. Если в течение недели оно не отвечает, тогда соответствующий зампред правительства берет это на контроль. И если через неделю еще не выполнена заявка от инвестора, то это уже вопрос президента Республики Саха (Якутия). Если снизу не решается, то мгновенно доходит до первого лица, и тогда этот вопрос уже разбирается с непосредственным участием руководителя региона". 

          Не приходится  сомневаться, что, пройдя всю  эту цепочку, заявки инвестора, касающиеся оформления различных имущественных вопросов или технологического присоединения к энерго- и теплосетям, решаются на удивление быстро.

         Этот региональный опыт заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Коган назвал крайне любопытным. В связи с этим эксперты предлагали провести комплексный анализ всех регионов, чтобы выявить конкурентные преимущества каждого. 

           Сейчас в минэкономразвития активно работают над мерами по улучшению инвестиционного климата. Уже известно, что в 2011 году одним из ключевых направлений будет региональный аспект в сфере повышения инвестиционного климата. Потому что, по заверениям чиновников, усилия только на федеральном уровне никакого эффекта не дадут. Особенно это показательно на примере различного рода льгот. Если федеральные власти будут предоставлять какие-то финансовые преференции, субсидии, трансферты, льготы по федеральным налогам, а на региональном уровне ничего сделано не будет, это пустая трата денег. Ведь инвесторы реализуют свои проекты в конкретных регионах и сталкиваются с административными барьерами не вообще из-за неэффективного законодательства, а вследствие проблем на конкретных территориях. Между тем. По оценкам Банка России, за три квартала 2010 года отток капитала из страны составил 21 млрд долларов! И это несмотря на создание Таможенного союза, когда были убраны внутренние барьеры, фактически расширив внутренний рынок более чем на 20%, все равно наблюдаем отток капитала. Хотя можно это считать и стимулом улучшать климат, и создавать благоприятные условия для бизнеса. Часто это вопрос в мелочах.

       
     
     
     

    Регионы с высокой долей инвестиций за счет средств бюджетов (доля бюджетных средств в первом полугодии 2010 года), %

                                                                                                               Диаграмма 3

         Источник:  Независимый институт социальной политики 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
    1. Факторы, препятствующие привлечению иностранных инвестиций

         Осуществление грандиозных проектов реконструкции  и развития предприятий производственной сферы и соответствующей инфраструктуры предполагает большой прилив капиталовложений, среди них важная роль отводится возможным притокам иностранных инвестиций. В какой мере мы можем рассчитывать на инвестиционные потоки со стороны зарубежных инвесторов?

         Важнейшей проблемой привлечения иностранных  капиталовложений в РФ являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Целью любого инвестиционного решения выступает получение прибыли. Как бы не относился иностранный предприниматель к России, вкладывать денежные средства в ее экономику он будет прежде всего в зависимости от экономической, а не политической целесообразности.

         Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства.

         Высокие издержки производства в отдельных  странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, а следовательно и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название "глобализация экономики".

         Полное  включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Если их почти не было (по сравнению с Китаем, Таиландом и другими странами) до вступления в ВТО, то почему они возрастут после этого вступления? Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др.

         Таким образом, привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек. Для этого потребуется:

  • - намного увеличить расходы госбюджета на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;
  • - ввести жесткие ограничения на вывоз валюты. Одно лишь отсутствие государственных границ и визового режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.

         По  мнению многих аналитиков, к причинам снижения инвестиционной активности в России относятся:

  • - высокая стоимость коммерческого кредита;
  • - недостаточное финансирование инвестиций из бюджетных средств и других финансовых источников;
  • - отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • - высокий уровень финансовых (в том числе инвестиционных) рисков из-за слабого правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов.

         Необходимо  ужесточить финансовый и административный контроль за целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления инвестиционных программ. 
     

      Проблемы  российский и иностранных инвесторов

      (динамика 2002-2009 гг.)

                                                                                                            Диаграмма 4

     

         Таким образом, мы наблюдаем, что уровень  налогов, коррупция, криминальная обстановка, электроэнергия, функционирование судебной системы, лицензии и разрешения и трудовое регулирование заметно увеличились с 2002г. на 2009г; налоговое администрирование в 2005 году поднялось выше 80%, однако процентность спала к началу 2009 года и поравнялась с результатами 2002 года; прочие ограничения имеют смешанный характер, но в итоге имеют место увеличения к 2009 году. 
     
     
     
     
     
     

     
    1. Способы активизации иностранных инвестиций в России

         Основные  меры по улучшению инвестиционного  климата  в РФ, определенные на совещании Президента Д. А. Медведева 2 февраля 2010 года:

  1. Улучшение административных процедур.
  • строительство производственных объектов, включая вопросы техрегулирования, в том числе строительство по европейским стандартам;
  • таможенное администрирование при экспорте и импорте высокотехнологической продукции;
  • сокращение отраслевых административных барьеров;
  • страхование ответственности вместо получения разрешений и лицензирования.
  1. Оптимизация миграционного режима.
  1. Снижение роли государства: приватизация, реорганизация государственных корпораций.
  2. Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре.
  3. Селективные налоговые льготы и оптимизация возмещения НДС.
  4. Совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики.
  5. Системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.
 

         Привлечение инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций  от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций,  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений  (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм  и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

         Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. 

         Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

              *достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

           *ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

         *радикализация борьбы с преступностью;

         *торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

         *пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

         *мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

          *внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;  

         *запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; 

         *предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.      

         В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:   

         -срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;    

         -принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах; 

            -создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";  

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ