Привлечение иностранных инвестиций, их значения для развития стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. П

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы иностранных инвестиций 5
1.1. Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций: 5
1.2. Целесообразность привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику 8
2. Иностранные инвестиции в экономике России 11
2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 11
2.2. Динамика и структура иностранных инвестиций в России 15
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России 20
3.1. Проблемы привлечения иностранных инвестиций 20
3.2. Пути повышения инвестиционной привлекательности России 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовик Инвестиции.docx

— 85.43 Кб (Скачать документ)

Несмотря  на то, что в целом иностранные  инвестиции в экономику России в 2011 г. увеличились в 2,9 раза к уровню соответствующего периода предыдущего года и составили 87,7 млрд долл., их структура не способствовала повышению инвестиционной активности в реальном секторе экономике. Следует отметить, что в текущем году усилилась тенденция опережающего роста прочих инвестиций (330%) относительно прямых инвестиций (129,8% к 2010 г.). Доля прямых инвестиций в общем объеме поступивших в российскую экономику иностранных инвестиций снизилась до 8% в I полугодии 2011 г. против 17,9% годом ранее. В результате доля инвестиций в основной капитал, поступивших из-за рубежа в 2011 г., снизилась до 3,6% от общего объема инвестиций в российскую экономику.

По предварительной  оценке ЦБ РФ чистый вывоз капитала частным сектором в I полугодии 2011 г. составил 31,2 млрд долл. (I квартал – 21,3 млрд долл., II квартал – 9,9 млрд долл.).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в  Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2011г. 120,4 млрд долл., что в 2,3 раза больше, чем в январе-сентябре 2010г.

По состоянию  на конец сентября 2011г. накопленный  иностранный капитал в экономике  России составил 323,3 млрд долл., что на 21,5% больше показателя за соответствующий период предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 58,3%, доля прямых инвестиций составила 39,1%, портфельных – 2,6%.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2011г. составил 94,0 млрд долл. В январе-сентябре 2011г. из РФ за рубеж направлено 96,8 млрд долл. иностранных инвестиций – на 73,2% больше, чем в январе-сентябре 2010г. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 89,7 млрд долл., что на 76,9% больше, чем в январе-сентябре 2010г. Основными получателями инвестиций из РФ в январе-сентябре 2011г. стали Кипр, Нидерланды, США, Швейцария, Великобритания, Виргинские острова, Белоруссия, Турция, Австрия и Германия. 

  1. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России

    1. Проблемы  привлечения иностранных инвестиций

Существует  ряд проблем, препятствующих поступлению  иностранных инвестиций в Россию. К ним можно отнести низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.

При вхождении  в экономику той или иной страны иностранные инвесторы смотрят  на уровень налогообложения, качество законодательства, правоприменительную  практику, прибыльность инвестиционного  проекта, мобильность трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция) В нашей стране много негативных моментов в этих сферах, многие очевидные  меры не реализованы. В качестве примера  можно привести отсутствие применения в России сложившегося в мировой  практике принципа, предусматривающего защиту иностранного инвестора от негативного  изменения законодательства принимающей  стороны. В результате предприятия, которые уже работают в России, вынуждены закладывать как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы  компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате повышается общий уровень цен в нашей  стране и, соответственно, ставки по кредитам. [11, c. 253]

По данным исследования, за последний год 48% опрошенных в России компаний столкнулись с  фактами взяточничества или коррупции, что вдвое превосходит средний мировой показатель. Однако коррупция не является национальной спецификой России. Согласно тому же исследованию, в Европе в той или иной степени коррумпированы все страны без исключения. Причём и в мировом масштабе пока ещё не выявлено ни одной страны, где бы фактов коррупции не было.

Еще одной  не менее важной проблемой общенационального  масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных  программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены  отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей  российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с  иностранными инвесторами, низкий уровень  менеджмента [33, c. 58].

Крайне острой проблемой стало регулирование  таможенного режима в России. В  настоящее время ряд иностранных  компаний, реализующих импортозамещающие  проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Наконец, риски вложения иностранных  инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять  таким условиям, немного. Положение  помимо всего прочего осложняется  в целом неразвитостью российского  фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что  существенного притока портфельного капитала в экономику России в  ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня  активно работает федеральная и  региональная власть.

Ко всему можно добавить, что сами российские предприниматели, находясь в родной стихии, безусловно, умеют вести дела в своей стране, умеют ладить с местными и центральными властями, знают как найти к ним подходы и общий язык. Иностранные же инвесторы, впервые оказавшись в незнакомой для них среде, далеко не всегда в ней хорошо ориентируются и вынуждены преодолевать массу неожиданных и непривычных препятствий.

3.2. Пути повышения инвестиционной привлекательности России

Стимулирование  инвестиций является одной из важнейших  задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. Несмотря на открытость внутреннего рынка, многие иностранные  инвесторы опасаются вкладывать денежные средства в российскую экономику.

  Основной задачей является создание законодательства, которое сможет гарантировать права инвесторов. Известно, что многие российские предприятия были приватизированы в девяностых годах прошлого века с грубыми нарушениями, кроме того, многие предприятия в нашей стране были подвергнуты рейдерским атакам [17, c.48].

  Еще одним способом может стать создание налоговых льгот для инвесторов, вкладывающих денежные средства в определенные сегменты экономики. Таким образом, появится возможность развиваться определенные отрасли экономики, которые в настоящее время находятся в упадке. Следующий вариант стимулирования инвестиций – создание особых экономических зон, в которых предприниматели будут платить меньше налогов и других обязательных платежей, и сборов.

  По мнению многих инвесторов, одним из самых важных факторов  для стимулирования инвестиций является создание равных условий конкуренции, в настоящее время из-за коррупции в российской экономике многие предприниматели вынуждены выделять огромные денежные средства на взятки, по этой причине многие из них не могут развивать производство.

  Как ни странно, стимулированием инвестиций может стать создание заградительных пошлин, например, на ввоз иномарок в нашу страну. Многие крупные автоконцерны были вынуждены создать на территории нашей страны «отверточные» сборочные производства, которые производят автомобили различных марок. Подобные производства позволили обеспечить дополнительные рабочие места, с течением времени целый ряд деталей и  агрегатов для подобных автомобилей начали производиться в Российской Федерации.

  Стимулирование инвестиций государственными органами должно проводиться под постоянным контролем, что позволит избежать огромного количества злоупотреблений при распределении средств, а также лоббирования различных законов, дающих преимущества в той или иной области экономики.

Для привлечения  иностранных инвестиций в экономику  России необходимо систематизировать  не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной  и нормативной базы в области  регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма  их реализации, стимулирование притока  иностранного капитала и повышение  эффективности использования инструментов экономической политики государства  в этой сфере. Целесообразно также  обеспечить дифференцированный режим  иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента  государственного регулирования потоков  иностранного капитала в экономику  России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов  деятельности, регионов, а также  отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих  федеральное значение, в отношении  которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных  инвестиций.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока  иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.

Для стабилизации экономики  и улучшения инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение  задач привлечения иностранных  инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков [16, c. 103].

Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:

- усиление  роли государства как гаранта  осуществления предсказуемого благоприятного  нормативно-правового режима хозяйственной  деятельности для зарубежных  инвесторов; публичность проводимой  государственной инвестиционной  политики;

- создание  равных конкурентных условий  хозяйственной деятельности всем  инвесторам независимо от формы  собственности, способствующих эффективному  размещению капитала и устойчивому  экономическому развитию;

- осуществление  действенных законодательных и  практических механизмов защиты  интересов и прав инвесторов  при реализации инвестиционных  проектов; устранение противоречий  нормативно-законодательной базы  инвестиционной деятельности, снятие  барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;

- либерализация  внешнеторгового и налогового  режимов для ввоза в Россию  современного технологического  оборудования, необходимого для  нужд модернизации действующих  предприятий; повышение инвестиционной  привлекательности российских предприятий  на основе решения вопроса  о собственности на землю под  приватизированными зданиями и  сооружениями.

Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого  экономического роста.

Таким образом, России обладает богатым инструментарием  для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Использование иностранных инвестиций является объективной  необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств  недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения  иностранных инвестиций.

Россия привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.

Для улучшения  ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального  дохода.

Существует  ряд проблем, препятствующих поступлению  иностранных инвестиций в Россию. Это объясняется неблагоприятным  инвестиционным климатом в стране в  целом и по отношению к иностранным инвестициям. Более того, неблагоприятный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.

Препятствием  является   также    отсутствие    надежных   структур по

привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное  влияние оказывают экономическая  и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий  уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.

Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций, их значения для развития стран