Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:28, курсовая работа
Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. П
Введение 3
1. Теоретические основы иностранных инвестиций 5
1.1. Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций: 5
1.2. Целесообразность привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику 8
2. Иностранные инвестиции в экономике России 11
2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 11
2.2. Динамика и структура иностранных инвестиций в России 15
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России 20
3.1. Проблемы привлечения иностранных инвестиций 20
3.2. Пути повышения инвестиционной привлекательности России 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
- созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
- повышению конкурентоспособности отечественного производства;
- решению проблем реформирования экономики. [25, c.146].
Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения – инвестиции – накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения – это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению. Соотношение валового накопления в ВВП является нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны.
В таких странах
с развитой экономикой, как США, Германия,
Англия, Франция, специальных законов
об иностранных инвестициях нет;
на деятельность иностранных инвесторов
распространяются те же нормы и правила,
которые применяются к
Во Франции установлен достаточно строгий режим в отношении иностранного капитала по сравнению с множеством стран. Иностранное инвестирование разрешено почти во всех сферах, ограничивается лишь в отдельных отраслях экономики, например в разведке недр, добыче полезных ископаемых, фармацевтической промышленности. Для инвестирования во Франции необходимо предварительно получить разрешение, подав декларацию в министерство экономики и финансов. Разрешения выдаются беспрепятственно компаниям любого государства. Для развития отсталых районов иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения в менее развитых (отсталых) районах, пользуются субсидиями французского правительства (15–20% ввозимого иностранного капитала), кредитами и налоговыми льготами. Помимо этого местные власти могут освободить предприятия от уплаты налогов на 5 лет [7, с. 37-38].
В Российской Федерации правовая база регулирования иностранных инвестиций развита недостаточно. Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
К источникам правового регулирования иностранных инвестиций в РФ относятся Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.
Законы и
нормативные акты в области регулирования
иностранных инвестиций можно разделить
на три группы. В первую группу входят
нормативные акты, регулирующие общие
моменты любой
Также нормы,
имеющие отношение к
VI рассматривающий вопросы международного частного права.
Общие положения
государственного регулирования
Вторая группа прямо регулирует отдельные направления инвестиционной деятельности. В нее входят закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. от 24.07.2007 г.), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности [3, c.75].
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изм. от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, в том числе прав иностранных инвесторов. Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Третья группа включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».
Государственная
регистрация иностранным
Большое значение имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры РФ. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.
Для того чтобы добиться развития иностранных инвестиций важно пересмотреть систему государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта; также четкое разграничение критериев, пределов и размеров гарантий и льгот для частных инвестиций между органами власти РФ и субъектов РФ, разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами государственной власти разных уровней, а также органами местного самоуправления.
Общий объем
накопленных иностранных
Наибольшая
доля накопленных иностранных
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010г. составил 116,2 млрд. долларов (рост за год на 6,6%, или на 7,2 млрд. долларов). Наибольший объем накопленных прямых инвестиций приходился на Кипр - 44,7 млрд. долларов (рост за год на 33,4%, или на 11,2 млрд. долларов) и Нидерланды - 22,4 млрд. долларов (снижение за год на 22,9%, или на 6,7 млрд. долларов [19, c.85].
В 2010г. в экономику России поступило 114,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. В 2010г. отмечен рост поступления иностранных инвестиций в экономику России. В 2006г. объем поступления иностранных инвестиций за год увеличился на 2,7% и составил 55,1 млрд. долларов, в 2007г. - в 2,2 раза (120,9 млрд. долларов), а в 2008г. он снизился на 14,2% (103,8 млрд. долларов), в 2009г. –
на 21,0% (81,9 млрд. долларов).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2010г. 120,8 млрд. долларов, или на 57,6% больше.
Движение
иностранных инвестиций в экономике
России
по типам инвестирования (млн. долларов)
Накоплено на начало |
Поступило |
Изъято |
Переоценка |
Накоплено на конец 2010г. | ||
всего |
в % к | |||||
Инвестиции |
297114 |
114746 |
120849 |
9095 |
300106 |
100 |
прямые инвестиции |
107560 |
13810 |
14309 |
9138 |
116199 |
38,7 |
из них: взносы в капитал |
81386 |
7700 |
7925 |
9104 |
90265 |
30,1 |
реинвестирование |
2723 |
743 |
69 |
-201 |
3196 |
1,1 |
лизинг |
305 |
108 |
65 |
0,3 |
348 |
0,1 |
Кредиты от зарубежных совладельцев организаций |
22526 |
4610 |
5739 |
40 |
21437 |
7,1 |
прочие прямые инвестиции |
3343 |
1392 |
580 |
-6 |
4149 |
1,4 |
портфельные инвестиции |
12598 |
1076 |
5162 |
408 |
8920 |
3,0 |
из них: акции и паи |
11356 |
344 |
4887 |
422 |
7235 |
2,4 |
долговые ценные бумаги |
1209 |
680 |
240 |
2 |
1651 |
0,6 |
прочие инвестиции |
176956 |
99860 |
101378 |
-451 |
174987 |
58,3 |
из них:торговые кредиты |
3704 |
17594 |
18139 |
-45 |
3114 |
1,0 |
прочие кредиты |
169882 |
79146 |
82990 |
-427 |
165611 |
55,2 |
на срок до 180 дней |
7593 |
41239 |
42245 |
2283 |
8870 |
3,0 |
на срок свыше 180 дней |
162289 |
37907 |
40745 |
-2710 |
156741 |
52,2 |
прочее |
3370 |
3120 |
249 |
21 |
6262 |
2,1 |
Структура иностранного капитала, поступившего в Россию, за 2010г. изменилась. При снижении доли прямых инвестиций с 19,4% в 2009г. до 12,1% в 2010г. (в основном, за счет снижения доли взносов в капитал – с 9,8% до 6,7%) и доли портфельных инвестиций – с 1,1% до 0,9%, отмечен рост доли прочих инвестиций – с 79,5% до 87,0% соответственно (в основном, за счет роста доли кредитов на срок до 180 дней – с 8,1% до 36,0%).
В 2010г. по сравнению с предыдущим годом поступление прямых инвестиции снизилось на 13,2%, что вызвано снижением объемов прямых иностранных инвестиций из основных стран-инвесторов: из Виргинских (Британских) островов – на 395 млн. долларов (на 56,3%), Финляндии на 286 млн. долларов (на 42,4%), Кипра – на 253 млн. долларов (на 6,8%), Швейцарии на 231 млн. долларов (на 68,2%), Китая - на 180 млн. долларов (на 59,8%).
Значительный рост прямых инвестиций наблюдался в производстве транспортных средств и оборудования – на 468 млн. долларов (в 2,0 раза), машин и оборудования – на 268 млн.долларов (60%), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 228 млн.долларов (61,1%).
Портфельные инвестиции в 2010г. возросли на 21,9% (в 2009г. по сравнению Структура портфельных инвестиций изменилась. При снижении доли акций и паев в общем объеме портфельных инвестиций с 42,9% в 2009г. до 32,0% в 2010г., доля долговых ценных бумаг возросла соответственно с 56,2% до 63,2%.
Рис. 2 Поступление иностранных инвестиций в экономику России по типам |
Иностранные портфельные инвестиции поступали, в основном, в акции и паи организаций по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 50,2% от общего объема данного вида поступления, организаций связи – 29,5%; в долговые ценные бумаги организаций строительства – 50,3% от общего объема данного вида поступления, организаций, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – 18,6%.
Прочие иностранные инвестиции возросли в 2010г. по сравнению с предыдущим годом на 53,3% (в 2009г. по сравнению с 2008г. отмечено снижение на 13,5%). В структуре прочих инвестиций произошли некоторые изменения. При снижении доли торговых кредитов в общем объеме прочих инвестиций с 21,4% в 2009г. до 17,6% в 2010г., доля прочих кредитов возросла соответственно – с 78,0% до 79,3%.
По итогам I полугодия 2011 г. иностранные инвестиции в основной капитал увеличились в 2,9 раза по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составили 87,7 млрд долл. При анализе динамики иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо учитывать структурные особенности формирования инвестиционных средств. Основную часть поступающих в российскую экономику иностранных инвестиций составляют прочие инвестиции, которые классифицируются по виду финансового инструмента: ссуды и займы; торговые кредиты; кредиты, полученные не от прямых инвесторов, в частности от международных финансовых организаций (Мирового банка, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития); кредиты правительств иностранных государств под гарантии объемов и доли прямых инвестиций и повышения прочих инвестиций [21, c. 39].
Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций, их значения для развития стран