Привлечение иностранных инвестиций, их значения для развития стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. П

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы иностранных инвестиций 5
1.1. Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций: 5
1.2. Целесообразность привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику 8
2. Иностранные инвестиции в экономике России 11
2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 11
2.2. Динамика и структура иностранных инвестиций в России 15
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России 20
3.1. Проблемы привлечения иностранных инвестиций 20
3.2. Пути повышения инвестиционной привлекательности России 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовик Инвестиции.docx

— 85.43 Кб (Скачать документ)

- созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;

- повышению конкурентоспособности отечественного производства;

- решению проблем реформирования экономики. [25, c.146].

Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения – инвестиции – накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения – это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению. Соотношение валового накопления в ВВП является нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны.

  1. Иностранные инвестиции в экономике России

    1. Правовое  регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации

В таких странах  с развитой экономикой, как США, Германия, Англия, Франция, специальных законов  об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, которые применяются к деятельности национальных инвесторов. В нашей  стране существует отдельное законодательство для иностранных инвесторов, что  говорит о стремлении привлечь как  можно большее количество иностранных  инвесторов для развития экономики  нашей страны.

Во Франции установлен достаточно строгий режим в отношении иностранного капитала по сравнению с множеством стран. Иностранное инвестирование разрешено почти во всех сферах, ограничивается лишь в отдельных отраслях экономики, например в разведке недр, добыче полезных ископаемых, фармацевтической промышленности. Для инвестирования во Франции необходимо предварительно получить разрешение, подав декларацию в министерство экономики и финансов. Разрешения выдаются беспрепятственно компаниям любого государства. Для развития отсталых районов иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения в менее развитых (отсталых) районах, пользуются субсидиями французского правительства (15–20% ввозимого иностранного капитала), кредитами и налоговыми льготами. Помимо этого местные власти могут освободить предприятия от уплаты налогов на 5 лет [7, с. 37-38].

В Российской Федерации правовая база регулирования  иностранных инвестиций развита  недостаточно. Российская Федерация  заинтересована в привлечении иностранных  инвестиций в виде материальных и  финансовых ресурсов, передовой техники  и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий  деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

К источникам правового регулирования иностранных инвестиций в РФ относятся Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.

Законы и  нормативные акты в области регулирования  иностранных инвестиций можно разделить  на три группы. В первую группу входят нормативные акты, регулирующие общие  моменты любой предпринимательской  и инвестиционной деятельности. Это Конституция РФ как нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Статья 8 Конституции закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также равную защиту всех форм собственности. Статья 34 устанавливает свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Частная собственность защищена статьей 35 Конституции РФ. Гарантии судебной защиты регламентированы статьей 46 Основного закона. Статья 57 указывает на обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 71–73 разграничивают предметы ведения РФ и ее субъектов. В соответствии со статьей 74 на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо [6, c. 194].

Также нормы, имеющие отношение к инвестиционной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе. Параграф 2 главы 4 содержит положения о хозяйственных товариществах и обществах, созданные в этих формах, и происходит основное привлечение иностранных инвестиций. Также раздел

VI рассматривающий вопросы международного частного права.

Общие положения  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности содержатся в Федеральном  законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.).

Вторая группа прямо регулирует отдельные направления  инвестиционной деятельности. В нее входят закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. от 24.07.2007 г.), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности [3, c.75].

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изм. от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, в том числе прав иностранных инвесторов. Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Третья группа включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы  деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица производится в соответствии с законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Большое значение имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры РФ. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.

Для того чтобы добиться развития иностранных инвестиций важно пересмотреть систему государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта; также четкое разграничение критериев, пределов и размеров гарантий и льгот для частных инвестиций между органами власти РФ и субъектов РФ, разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами государственной власти   разных   уровней,   а   также  органами   местного самоуправления.

2.2. Динамика и структура иностранных инвестиций в России

Общий объем  накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010 г. составил 300,1 млрд. долларов, что на 11,9% больше, чем на конец предыдущего года (в 2009 г. прирост за год составил 1,4%). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе –  58,3%, доля прямых инвестиций составила 38,7%, портфельных инвестиций – 3%.

Наибольшая  доля накопленных иностранных инвестиций в общем их объеме на конец 2010г. приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,5%), добычу полезных ископаемых (16,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом и предоставлению услуг (10,5%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (11,8%); наименьшая доля – на издательскую и полиграфическую деятельность (0,1%), текстильное и швейное производство (0,1%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,06%), рыболовство и рыбоводство (0,04%), производство кожи и производство обуви (0,01%), образование (0,001%).

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010г. составил 116,2 млрд. долларов (рост за год на 6,6%, или на 7,2 млрд. долларов). Наибольший объем накопленных прямых инвестиций приходился на Кипр - 44,7 млрд. долларов (рост за год на 33,4%, или на 11,2 млрд. долларов) и Нидерланды - 22,4 млрд. долларов (снижение за год на 22,9%, или на 6,7 млрд. долларов [19, c.85].

В 2010г. в экономику  России поступило 114,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. В 2010г. отмечен рост поступления иностранных инвестиций в экономику России. В 2006г. объем поступления иностранных инвестиций за год увеличился на 2,7% и составил 55,1 млрд. долларов, в 2007г. - в 2,2 раза (120,9 млрд. долларов), а в 2008г. он снизился на 14,2% (103,8 млрд. долларов), в 2009г. –

на 21,0% (81,9 млрд. долларов).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2010г. 120,8 млрд. долларов, или на 57,6% больше.

                                                                                                                Таблица 1

Движение  иностранных инвестиций в экономике России 
по типам инвестирования (млн. долларов)

 

Накоплено на начало 
2010г.

Поступило

Изъято 
(погашено)

Переоценка  
и прочие изменения активов и обяза- 
тельств

Накоплено на конец 2010г.

всего

в % к 
итогу

Инвестиции

297114

114746

120849

9095

300106

100

прямые инвестиции

107560

13810

14309

9138

116199

38,7

из них: взносы в капитал

81386

7700

7925

9104

90265

30,1

реинвестирование

2723

743

69

-201

3196

1,1

лизинг 

305

108

65

0,3

348

0,1

Кредиты от зарубежных совладельцев организаций

22526

4610

5739

40

21437

7,1

прочие прямые инвестиции

3343

1392

580

-6

4149

1,4

портфельные инвестиции

12598

1076

5162

408

8920

3,0

из них: акции и паи

11356

344

4887

422

7235

2,4

долговые ценные бумаги

1209

680

240

2

1651

0,6

прочие инвестиции

176956

99860

101378

-451

174987

58,3

из них:торговые кредиты

3704

17594

18139

-45

3114

1,0

прочие кредиты

169882

79146

82990

-427

165611

55,2

на срок до 180 дней

7593

41239

42245

2283

8870

3,0

на срок свыше 180 дней

162289

37907

40745

-2710

156741

52,2

прочее

3370

3120

249

21

6262

2,1


 

Структура иностранного капитала, поступившего в Россию, за 2010г. изменилась. При снижении доли прямых инвестиций с 19,4% в 2009г. до 12,1% в 2010г. (в основном, за счет снижения доли взносов в капитал – с 9,8% до 6,7%) и доли портфельных инвестиций – с 1,1% до 0,9%, отмечен рост доли прочих инвестиций – с 79,5% до 87,0% соответственно (в основном, за счет роста доли кредитов на срок до 180 дней – с 8,1% до 36,0%).

В 2010г. по сравнению  с предыдущим годом поступление прямых инвестиции снизилось на 13,2%, что вызвано снижением объемов прямых иностранных инвестиций из основных стран-инвесторов: из Виргинских (Британских) островов – на 395 млн. долларов (на 56,3%), Финляндии на 286 млн. долларов (на 42,4%), Кипра – на 253 млн. долларов (на 6,8%), Швейцарии на 231 млн. долларов (на 68,2%), Китая - на 180 млн. долларов (на 59,8%).

Значительный  рост прямых инвестиций наблюдался в  производстве транспортных средств  и оборудования – на 468 млн. долларов (в 2,0 раза), машин и оборудования – на 268 млн.долларов (60%), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 228 млн.долларов (61,1%).

Портфельные инвестиции в 2010г. возросли на 21,9% (в 2009г. по сравнению Структура портфельных инвестиций изменилась. При снижении доли акций и паев в общем объеме портфельных инвестиций с 42,9% в 2009г. до 32,0% в 2010г., доля долговых ценных бумаг возросла соответственно с 56,2% до 63,2%.

Рис. 2 Поступление иностранных  инвестиций в экономику России по типам


Иностранные портфельные инвестиции поступали, в основном, в акции и паи  организаций по производству и распределению  электроэнергии, газа и воды – 50,2% от общего объема данного вида поступления, организаций связи – 29,5%; в долговые ценные бумаги организаций строительства – 50,3% от общего объема данного вида поступления, организаций, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – 18,6%.

Прочие иностранные инвестиции возросли в 2010г. по сравнению с предыдущим годом на 53,3% (в 2009г. по сравнению с 2008г. отмечено снижение на 13,5%). В структуре прочих инвестиций произошли некоторые изменения. При снижении доли торговых кредитов в общем объеме прочих инвестиций с 21,4% в 2009г. до 17,6% в 2010г., доля прочих кредитов возросла соответственно – с 78,0% до 79,3%.  

По итогам I полугодия 2011 г. иностранные инвестиции в основной капитал увеличились  в 2,9 раза  по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года и составили 87,7 млрд долл. При анализе динамики иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо учитывать структурные особенности формирования инвестиционных средств. Основную часть поступающих в российскую экономику иностранных инвестиций составляют прочие инвестиции, которые классифицируются по виду финансового инструмента: ссуды и займы; торговые кредиты; кредиты, полученные не от прямых инвесторов, в частности от международных финансовых организаций (Мирового банка, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития); кредиты правительств иностранных государств под гарантии объемов и доли прямых инвестиций и повышения прочих инвестиций [21, c. 39].

Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций, их значения для развития стран