Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:27, реферат
Воображение – это психический процесс, который чрезвычайно важен для развития творчества, творческого мышления. Г. Селье говорит о воображении как одну из ведущих характеристик личности. Воображение, по его мнению, связана с независимостью мышления и должна сочетаться с пониманием важности воображаемой. «Сочетание воображения с Следующей проекцией значимых аспектов воображаемой картины на осознаваемую реальность представляет собой основу творческого мышления … много открытий, которые обычно считают случайными, на самом деле родились благодаря большой силе воображения, которая мгновенно рисует разнообразные выводы из случайного наблюдения »(Г. Селье).
Различие воображения и фантазии…………………стр.3
Виды воображений……………………………………………стр.4
Функции воображения………………………………………стр.8
Психологическая сущность фантазии…………...стр.9
Министерство транспорта
Российской Федерации
(МИНТРАНС России)
Федеральное агентство воздушного транспорта(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ «Санкт-Петербургский
государственный университет
Реферат
По дисциплине:
«Психология и педагогика»
Тема: «Представление воображения и фантазии»
Выполнил: студент 1-го курса
Группы №812
Специальность № 160501
Бокк Данил Сергеевич
Проверил: ст. преподаватель
Чадарова М.М.
Г.Выборг
2011 год.
Содержание:
Различие воображения и
Воображение – это психический
процесс, который чрезвычайно важен
для развития творчества, творческого
мышления. Г. Селье говорит о воображении
как одну из ведущих характеристик
личности. Воображение, по его мнению,
связана с независимостью мышления
и должна сочетаться с пониманием
важности воображаемой. «Сочетание воображения
с Следующей проекцией значимых
аспектов воображаемой картины на осознаваемую
реальность представляет собой основу
творческого мышления … много
открытий, которые обычно считают
случайными, на самом деле родились
благодаря большой силе воображения,
которая мгновенно рисует разнообразные
выводы из случайного наблюдения »(Г. Селье).
В качестве примера Г. Селье приводит
в этой связи изобретение инсулина
фон Мерингом и Минковским, возникший
из случайного наблюдения, что моча
собак с удаленной
Отмечая негативную роль фантазии, которая мешает исследованию истины воображением, следует подчеркнуть, что различить их функции очень трудно, подобно тому, как «в реке трудно отделить холодное течение от общего потока ее вод» (Л. Голосовкер). Фантазия тоже создает, однако прежде всего то, чего быть не может. Это сказки, мифы, связанные с эстетическим чувством, в частности, ребенка.
Воображение – это процесс создания человеком на основе раннего опыта образов объектов, которые он никогда не воспринимал.
Воображение
является основой наглядно-образного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без
непосредственного
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Таким образом, мечта - процесс создания образов желаемого будущего.
Воображение может быть четырёх основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Виды воображений:
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
В зависимости от содержания деятельности и характера труда человека воображение подразделяется на художественное, техническое, научное и другие.
Художественное воображение имеет предпочтительно чувственные (визуальные, слуховые, осязательные и др.) образы, необычайно яркие и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», писал, что голова шла кругом от их юмора и шума. Гюстав Флобер говорил, что он остро ощущал во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Творцам благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают то, что изображают в своих произведениях.
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полёт творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точеному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и другое.
Таким образом,
с продуктивным воображением в искусстве
мы встречаемся и в тех случаях,
когда воссоздание
Чаще всего
творческий процесс в искусстве
связан с активным воображением: прежде
чем запечатлеть какой-либо образ
художник создаёт его в своём
воображении, прилагая к этому сознательные
волевые усилия. Нередко активное
воображение настолько
Для технического воображения характерным является создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их лёгкая диссоциация и объединение в новые образования, мнимое перенесение их в различные ситуации. Образы технического воображения чаще всего реализуются в черчении, схемы, на основе которых потом создаются новые машины, объекты.
Научное воображение проявляется в построении гипотез, проведении экспериментов, в обобщениях, которые появляются в процессе создания понятий. Фантазия играет важнейшую роль в планировании научного исследования, построении экспериментальной ситуации, в предвидении течения эксперимента. При построении научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить отсутствующие, не обнаруженные ещё звенья в цепочке фактов.
Фантазия имеет огромное значение для плодотворной творческой деятельности учёного. Без фантазии его работа может превратиться в деятельность по нагромождению научных фактов, аккумулированию своих и чужих мыслей, а не в реальный шаг к новым изобретениям, идеям, созданию принципиально нового в науке.
Особой формой воображения является мечта. Это необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации мечта представляет собой реальный стимул, мотив деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным. Без мечты, говорил Д. Писарев, невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объёму работы в царстве искусства, науки и практической жизни.
Мечта является элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности.
Мечты могут
быть реальными, действующими и нереальными,
бесплодными. Действенность мечты
– необходимое условие
Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам реальной жизни.
Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным.
Существуют и другие виды воображения. Один из них – сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
Грёзы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грёзы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессии.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
Функции воображения:
Психологическая сущность фантазии:
Фантазия–это способность создавать новые образы (а так же воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Создание новых образов характеризует творческую или продуктивную фантазию, воспроизведение прежних–репродуктивную. Как много раз указывалось в литературе, между этими двумя формами фантази нет принципиальной разницы, а есть лишь количественное различие, различие в степени и силе разных процессов. При каждом воспроизведении прежних образов привходят элементы творчества, равным образом и в творческой фантазии никогда не отсутствуют элементы воспроизведения в качестве материала, которым располагает творческая фантазия. Таким образом, различие обеих форм сводится к тому, что, при психологической их однородности, в первой форме доминируют процессы воспроизведения, во второй - творчества. При таком понимании фантазии она не только является чисто интеллектуальной функцией, но, в сущности, теснейшим образом связана с памятью, т. е. не является самостоятельной психической функцией.