Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы рассмотреть особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
изучить нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России;
проанализировать особенности государственного регулирования;
рассмотреть государственную политику регулирования инвестиционной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ.docx

— 51.91 Кб (Скачать документ)

Введение

Инвестиции – процесс, затрагивающий  интересы не только государства, но и  частных компаний, и отдельных  лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать  интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению  иностранного и частного капитала в  развитие экономики страны и снижает  возможные финансовые риски, связанные  с инвестированием экономики  России в настоящий период.

Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно  не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах, а, следовательно, будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране.

Под государственным  регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном  порядке формы и методы административного  и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для  осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности  инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные  инвестиционные объекты.

Актуальность  данной темы на сегодняшний день не вызывает никаких сомнений, ведь инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Цель  данной контрольной работы рассмотреть особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.

Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие  задачи:

  • изучить нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России;
  • проанализировать особенности государственного регулирования;
  • рассмотреть государственную политику регулирования инвестиционной деятельности.

Объектом исследования является законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в России.

Предметом исследования являются экономические и финансовые отношения, которые присутствуют на рынках, связанных с развитием  инвестиционной деятельности.

В работе были использованы труды отечественных ученых, периодические  издания, статистические материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность

Инвестиционная  деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных  актов. Принципиальное значение имеют  такие законы, как Конституция  РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о  собственности, о приватизации, о  внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании  и др.

В нашей  стране также приняты специальные  законы, постановления, нормативные  акты, которые регулируют непосредственно  инвестиционный процесс. К ним следует  отнести Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия  инвестиционной деятельности; объекты  и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества  субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят  ряд постановлений Правительства  РФ, которые направлены на повышение  роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего  развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

Важнейшими стимулами развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и  предоставление им налоговых и таможенных льгот.

Защита инвестиций гарантируется  законом независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные  условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного  характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями: инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы,  реквизированы; применение таких мер, возможно, лишь с полным возмещением инвестору  всех убытков, включая упущенную  выгоду; инвестиции могут быть застрахованы.

В целях обеспечения стабильности прав инвесторов законом установлено, что соответствующие положения  принимаемых законодательных актов, ограничивающие эти права, не могут  вводиться в действие ранее, чем  через год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 этот срок увеличен до трех лет. Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут быть введены только законами Российской Федерации и указами Президента, нормативные  акты местных  органов  власти, ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению. Поскольку  правовых гарантий не всегда бывает достаточно, возникает необходимость в создании специальных организаций, обеспечивающих исполнение законодательных  норм.

Указом  Президента РФ от 2 февраля 1993 г. N 184 образована Государственная  инвестиционная корпорация, которая  может выступать  гарантом иностранным  и отечественным инвесторам. Взнос  государства в уставном фонде  корпорации составляет более 1 млрд. долларов США. Также  для обеспечения финансовых гарантий иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн. долларов США и 200 млрд. рублей. Не менее значительные  финансовые гарантии предоставлены постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. N 507. По эмиссионным обязательствам Инвестиционного  финансового консорциума, участниками  которого являются крупнейшие банки  России, предусмотрены государственные  гарантии общим объемом 800 млрд.  рублей. При этом средства, привлеченные в результате выпуска консорциумом ценных бумаг, направляются на финансирование инвестиционных проектов, а  также  на формирование резервного и страхового фондов, на которые будет обращаться первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 признано необходимым  участие российской стороны в  учреждении Международного агентства  по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.

Закон об иностранных инвестициях  предусматривает ряд таможенных льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада  в уставный  фонд, предназначенное  для собственного материального  производства  или ввозимое иностранными работниками для собственных  нужд, освобождается от  взимания импортных пошлин; предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать  продукцию собственного производства и импортировать  продукцию для собственных нужд; валютная выручка указанных предприятий от экспорта собственной продукции остается полностью в их распоряжении. Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 установлено, что  предприятия, ввозящие оборудование (кроме подакцизных), предназначенные  для производственного развития предприятий, по контрактам, заключенным до 1 января 1993 г., освобождаются в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.

С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 определилось новое  направление в государственной  инвестиционной политике - финансовое участие государства в частных  инвестиционных проектах. Указом предусматривается  ежегодное выделение капитальных  вложений на финансирование высокоэффективных  инвестиционных проектов при условии  размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80% собственных  и  заемных средств, включая иностранные  инвестиции, при этом собственные  средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают  право собственности на созданные  объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.

Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 введено понятие финансового  лизинга как вида предпринимательской  деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим  лицам на определенный срок.

В целом, государственное регулирование  осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
  • антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • экспертизой инвестиционных проектов.

Многими законами России в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее  важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в России административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Теперь  рассмотрим более подробно особенности  государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

2.1 Методы воздействия и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство использует как административные, так  и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя  регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного  воздействия выступают законодательные  и нормативные акты. Например, законом  устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической  экспертизе.

Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений, как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно  государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы  государственного регулирования:

1) Создание  благоприятных условий для развития  инвестиционной деятельности путем:

– совершенствования  системы налогов, механизма начисления амортизации и использования  амортизационных отчислений;

– установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

– защиты интересов инвесторов;

– предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

– расширения использования средств населения  и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства  объектов социально-культурного назначения;

– создания и развития сети информационно-аналитических  центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

– принятия антимонопольных мер;

– расширения возможностей использования залогов  при осуществлении кредитования;

– развития финансового лизинга;

– проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

 –  создания возможностей формирования  субъектами инвестиционной деятельности  собственных инвестиционных фондов.

Информация о работе Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России