Особенности бизнес-плана инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена основным особенностям и важным замечаниям при составлении финансового бизнес-плана, способного привлечь потенциального инвестора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Деловое поле инновационного инвестирования…………………..4
2. Бизнес-план как современная форма представления инвестиционного проекта…………………………………………………..6
3. Требования к бизнес-плану инновационного венчура…………..10
4. Алгоритм составления бизнес-плана……………………………..12
5. Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта………………………………………………………………………..15
6. Механизм контроля реализации бизнес-плана………………….35
Заключение………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Особенности бизнес плана инновационного проекта 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Анализ рынка покупных ресурсов (четвертый вопрос) в бизнес-плане нужен для того, чтобы убедить осторожного и вдумчивого венчурного инвестора (а также проверить себя) в следующем:

• предлагаемый деловой проект является рациональным с точки зрения выбора наиболее экономичных ресурсов (сырья для производимого продукта, обеспечивающих услуг, рода закупаемых для перепродажи товаров и т.п.);

• осуществлен тщательный выбор наиболее выгодных поставок (по наинизшей цене, оптимальному их качеству, наиболее устраивающему предприятие порядку требуемой оплаты, условиям обслуживания и пр.) и конкурентоспособных поставщиков ресурсов;

• в перспективе конъюнктура на выбранном рынке ресурсов не ухудшится (в том числе из-за изменения законодательства и условий государственного регулирования), во всяком случае, не будет ухудшаться в большей мере, чем конъюнктура на рынке сбыта выпускаемого продукта (так, цены на критичные, составляющие повышенную долю себестоимости продукта ресурсы не будут со сколь -либо значимой вероятностью расти быстрее возможностей повышения цены сбыта продукта предприятия).

Если все так и есть, то доверие к ранее приводившимся расчетам эффективности делаемой инвестиции и к последующим выкладкам бизнес-плана укрепится. Если последний из отмеченных трех моментов не подтверждается, то из соображений реалистичности и того же укрепления доверия инвестора к все равно достаточно эффективному проекту лучше это честно показать заранее и в расчетах эффективности проекта и планируемого на перспективу финансового состояния предприятия сделать отчетливо видимую в бизнес-плане соответствующую поправку на вероятность ухудшения конъюнктуры на рынках ресурсов.

Анализ рисков (пятый вопрос) помещается в бизнес-план по сути с той же целью. Здесь также важно продемонстрировать трезвый и реалистичный подход к проекту, убеждающий инвестора в надежности вложения средств и служащий к тому же для самоконтроля.

Однако есть еще две дополнительные существенные особенности анализа рисков в бизнес-плане:

1) способность провести (хотя бы на качественном уровне) анализ рисков (факторов риска, вероятности недостижения из-за них запланированных технико-экономических показателей, величины подвергаемых рискам средств и времени их экспозиции рискам) характеризует в глазах венчурного инвестора, который доверяет свои фонды конкретным лицам или их менеджерам, степень их профессиональной компетентности;

2) результаты анализа рисков должны логично завершаться выводами о том, как минимизировать и/или застраховать выявленные риски и какие добавочные средства для этого потребуются.

Подчеркнем, что при анализе рисков проекта могут применяться разнообразные методы — от математически насыщенного анализа неопределенностей и вероятных из-за них дополнительных издержек до простого обсуждения рисков инвестиционного проекта и потребного для их минимизации финансирования (самострахования посредством создания адекватных резервных фондов, планирования дублирующих мероприятий и некоторых специфических (например, фьючерсных) операций на рынках сбыта и закупок, а также страхования у заслуживающих доверия страховых компаний).

Не менее важно, чтобы анализ рисков проекта в бизнес-плане имел обратную связь как с оценкой эффективности инвестиций, так и с их запрашиваемым размером, а также с содержанием раздела бизнес-плана, посвященного структуре стартовых и последующих ожидаемых балансов, платежных потоков и счетов прибылей и убытков формируемого предприятия (см. комментарии по поводу шестого и седьмого вопросов, на которые должен дать ответ бизнес-план).

Материал по шестому и седьмому вопросам представляет собой как бы «квинтэссенцию» бизнес-плана в смысле практических выводов. Этот материал должен выступить «венцом» составления всего бизнес-плана и наглядно свидетельствовать о качестве и степени его доработанности. Задача заключается в том, чтобы в привязке к финансовым, сбытовым, закупочным и технологическим целям предприятия, которые намечены в предыдущих разделах бизнес-плана, а также с учетом ранее выявленных рисков и мер по их минимизации сделать следующее:

• определить в натуральном выражении потребность в начальных собственных и/или арендуемых основных и оборотных фондах предприятия (с четким указанием их номенклатуры — типов и количества необходимого оборудования, рода и размера потребных площадей, прав собственности на них, начальных запасов покупных сырья, материалов, комплектующих изделий, готовых товаров и пр.);

• обосновать наилучший либо наиболее реальный способ получения возможности распоряжаться и пользоваться конкретными начальными основными фондами (приобретение в собственность на условиях предоплаты, оплаты по факту поставки или с рассрочкой; аренда без последующего выкупа; лизинг с обязательством последующего выкупа и т.п.);

• опираясь на соответствующие изученные (и представленные венчурному инвестору для контроля) расценки того или иного способа получения права пользования необходимыми основными фондами, рассчитать потребность в стартовых инвестициях в предприятие в части финансирования приобретения основных фондов в собственность и обеспечения этих капитальных активов пассивами;

• основываясь на ценах начального запаса покупных расходных ресурсов, намечаемой длительности технологического цикла, а также на данных об ожидаемых первых продажах и условиях их оплаты (с учетом возможных предоплаты и авансов), определить норматив остатка денежных оборотных средств в исчислении на начало и конец первого квартала и первого года работы предприятия (этим дополнив расчет стартовых инвестиций и пассивов);

• на базе анализа величины средств, подвергаемых в среднем в момент текущего времени неминимизированным рискам, наметить величину резервного фонда, входящего в стартовые активы предприятия и на формирование которого также потребуются стартовые инвестиции (обеспечение пассивами);

• с учетом желательности, а также стоимости мероприятий по минимизации остальных неприемлемых рисков предусмотреть проведение тех мер по минимизации бизнес-рисков, которые должны быть осуществлены уже до получения первых доходов предприятия, включив их финансирование в планируемые текущие издержки начального убыточного периода работы предприятия, но одновременно еще увеличив на их величину размер потребных стартовых капиталовложений;

• оценить необходимые текущие затраты по оплате труда работников и услуг контрагентов, которые придется произвести в начальный период отсутствия на предприятии каких-либо доходов (одновременно показав, что состав работников и контрагентов, а также уровень оплаты их услуг в этот период максимально возможно сокращены);

• для того же периода предусмотреть объем средств, которые придется выплатить в качестве фиксированных (не зависящих от выпуска и продаж) налогов и платежей (налог на имущество, приобретенное в собственность, арендные платежи, платежи за природные ресурсы), источником для которых еще не могут быть доходы предприятия.

Все это в совокупности наиболее отчетливо оформляется в виде стартового баланса предприятия, в котором актив отражает, на какие основные и оборотные фонды будут потрачены привлекаемые средства, а его пассив описывает, из каких источников эти средства планируется мобилизовать.

Одновременно информация, используемая при составлении стартового баланса, вкупе с планами по продажам продукции в определенных объемах и по определенной цене и планами закупки расходных материалов и услуг, графиком и величиной арендных платежей, амортизации собственных основных фондов, начисления заработной платы, других текущих издержек (в том числе затрат на страхование и минимизацию рисков), а также уплаты налогов сделает возможным скалькулировать плановый счет прибылей и убытков по состоянию на конец первого календарного (балансового) периода. Им может быть первый квартал и/или год начинаемого делового проекта в зависимости от предполагаемой длительности технологического и сбытового циклов осваиваемого продукта, а также от срока окупаемости инвестиций в проект. Очевидно, что если эти сроки короткие, то желательно характеризовать уже и первый квартал — как минимальный из существующих периодов финансового планирования и отчетности.

Подобный документ покажет венчурному инвестору, с чего планирует начинать предприятие, что и почему необходимо для начала работы, что в том числе требуется от инвестора (помимо максимума, который способен вложить в начинаемое дело его инициатор), так будет разворачиваться предприятие в первом периоде его существования, с какими финансовыми результатами (при данных стартовых инвестициях) оно придет к концу этого периода.

Теперь очередь за отражением последующих финансовых планов предприятия, из которых инвестору будут видны возможности получить отдачу с вложенного капитала либо в виде дивидендов (если будут намечаться соответствующие прибыли), либо в форме рыночного выигрыша от продажи своего участия в предприятии (если финансовое состояние предприятия с точки зрения соотношения структур его активов и пассивов будет достаточно привлекательно).

В качественных бизнес-планах принято представлять на рассмотрение венчурного инвестора плановые счета прибылей и убытков, а также плановые балансы за ближайшие два-три календарных года и по кварталам первого года работы предприятия (по состоянию на конец соответствующего финансового периода). При этом должно быть отслежено и прокомментировано, почему и в результате каких мероприятий по развитию предприятия и изменению его маркетинговой политики, вследствие действия каких прогнозируемых факторов его внешней среды стартовый баланс фирмы и балансы каждого из предыдущих периодов преобразуются в плановые балансы последующих периодов. Точно так же должно поясняться, почему ожидаемые счета прибылей и убытков в эти периоды изменяются по сравнению со счетами прибылей и убытков, намечаемыми на конец стартового и по окончании последующих периодов.

Очевидно также, что балансы активов и пассивов в любом конкретном плановом периоде должны будут корреспондироваться со счетами прибылей и убытков данного периода.

В итоге венчурному инвестору необходимо дать материал для того, чтобы он мог:

• из сальдо планируемых счетов прибылей и убытков (с учетом ожидаемых налогов) видеть, какой в конкретном будущем календарном периоде (на который венчурный инвестор имеет свои потребительские и инвестиционные цели) может быть прогнозируемая величина прибылей (убытков) предприятия и, значит, какие в это время максимально возможные дивиденды (даже если не реинвестировать прибыли в дальнейшее финансирование инвестиционного проекта) предприятие (пусть оно и станет контролироваться венчурным инвестором) будет в состоянии выплатить или, напротив — в случае убытков, потребует, возможно, добавочных инвестиций;

• судить из планируемых по будущим периодам балансов предприятия о том, какова может быть рыночная стоимость участия венчурного инвестора в данной фирме, можно ли с выгодой продать приобретенные ее акции (паи) или выданные ей кредиты.

Чем больше и более структурированного материала дать венчурному инвестору (для финансового анализа), тем больше шансов — при условии уверенности инициаторов начинаемого проекта в его эффективности — получить от инвестора необходимые фонды. Очень существенно также, что ясность, вносимая таким образом в финансовые планы и ожидания инвестора, позволит привлекать только тех инвесторов, кто после выявления объективно ожидавшейся поначалу небольшой прибыльности либо даже убыточности инициируемого предприятия не «запаникует» и

не примется извлекать свои инвестиции, не говоря уже о прекращении дальнейших ранее планировавшихся капиталовложений.

Конечно, подобный подход сужает круг возможных инвесторов предприятия, зато увеличивает вероятность добиться притока капиталовложений и сохранить их, а также выдержать график поступления средств во времени.

В завершение бизнес-плана целесообразно включить так называемый анализ условий безубыточности предприятия (восьмой вопрос), который должен свидетельствовать о том, что в основе представленных плановых счетов прибылей и убытков по будущим периодам работы предприятия лежит не просто произвольно выбранная политика предприятия по поводу цены осваиваемого продукта, динамики наращивания объема его выпуска и структуры затрат на его выпуск и реализацию, а оптимизированные (в целях максимизации массы прибылей) планы в отношении этих параметров. Причем анализ условий безубыточности (break-even analysis) предприятия можно дополнить анализом условий его платежеспособности (solvency analysis), нацеленным на то же самое, но проводимым не в терминах бухгалтерски отражаемых затрат, доходов, прибылей и убытков, а в парных им (но не совпадающих с ними) терминах платежей, поступлений, положительного или отрицательного «кассового сальдо» (остатка «кассы» в широком смысле, что то же самое, что остаток средств на расчетном счете вкупе с остатком наличности).

Ясно, что оба эти анализа особенно важны применительно к первым, самым тяжелым периодам деятельности предприятия. Анализ условий безубыточности предприятия направлен на создание и использование инструментария, позволяющего смоделировать (пусть и простейшими линейными уравнениями либо графически) взаимосвязь и найти возможно лучшее сочетание задаваемой цены продукта предприятия, объема его выпуска и реально планируемых продаж, доли и размера фиксированных (не зависящих от объема выпуска продукта) затрат предприятия

(типа арендной платы, амортизации, тарифов и окладов работников, налогов на имущество, выплат за поддержание в силе патентов и лицензий и пр.) и величины планируемых потребных стартовых и последующих инвестиций в производственные и торговые мощности.

Информация о работе Особенности бизнес-плана инновационного проекта