Основные направления инвестиционной активности в ЮФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе углубления методологии формирования инвестиционной стратегии макрорегиона выявить ее специфику и разработать механизм реализации применительно к ЮФО с учетом роли строительного комплекса в инвестиционном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 6
1.2 Сущность стратегических целей инвестиционной деятельности 15
2 АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО 19
2.1 Причины снижения инвестиционной активности 19
2.2 Пути повышения инвестиционной активности 24
3 ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОН-НОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 110.87 Кб (Скачать документ)

     Пространственная  конкретизация инвестиционной стратегии  макрорегиона заключается в выделении  стратегических зон инвестирования; учете депрессивных зон и очагов бедности; оптимизации территориального размещения экономических ресурсов и региональной диверсификации хозяйственной  деятельности; идентификации «точек роста» и санации неэффективных  предприятий и производств; стимулирование образования кластеров и «зон роста»; увеличение рабочих мест внутри региона и способствование развитию малого бизнеса; повышение экспортной ориентации макрорегиональной экономики  и обеспечение импортозамещения; улучшение экологической ситуации и сокращение ареалов загрязнения.

     Одним из концептуальных подходов к определению  пространственных приоритетов инвестиционной деятельности является идентификация  и развитие «точек роста» макрорегионального хозяйственного комплекса, т.е. отраслей, подотраслей, микрозон и отдельных  предприятий, реализующих стратегически  значимые в масштабе округа инвестиционные проекты и программы. При этом необходимо принять во внимание две  основные современные тенденции: 1) небольшой размер большинства предприятий  и организаций, их низкая мобильность  и локализация деловой активности в пределах «своего» региона; 2) незначительная продолжительность времени функционирования большинства региональных предприятий, ведущая к дефициту нематериальных активов («goodwill» и т.д.). В этой связи должна быть повышена роль государства в формировании инвестиционного климата, повышении доступности программных инвестиционных продуктов и кредитов для малых и средних предприятий, в частности, за счет усиления институтов краткосрочного микрокредитования.

     Инвестиционная  стратегия макрорегиона должна воплотиться  в системе задельных проектов и программ (научных, инновационных  и производственных), базирующихся на результатах анализа перспектив развития мирового рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты сбыта.

     Для каждого региона должен быть разработан свой блок инвестиционных приоритетов, направленных на развитие «отстающих»  факторов инвестиционного потенциала и снижение уровня хозяйственных  рисков, поддержку отраслей специализации  региона и диверсификацию структуры  его хозяйства с целью снижения зависимости от состояния доминирующей отрасли (моноотраслевые города и районы). Общие макрорегиональные приоритеты важно связать с задачами восстановления межрегиональных связей, минимизации негативных эффектов хозяйственной разобщенности регионов и противостояния вызовам глобализации.

     Приоритетными направлениями инвестиций в инновационное  ускорение развития макрорегионов  являются: развитие магистральных инженерных сетей и головных сооружений (водо-, газо- и энергоснабжение, телекоммуникации); создание макрорегиональных сетей  крупнооптовой торговли; модернизация потребительских рынков и предприятий  на территориях, прилегающих к федеральным  и другим значимым автомобильным  и железным дорогам; стимулирование образования сетей бизнес-инкубаторов, технопарков, площадок опытного производства, в особенности технополисов как  территорий для объектов производственных инвестиций с подведёнными инженерными  сетями, транспортными коммуникациями и услугами складского хозяйства. Следует учесть, что низкий уровень интенсивной и экстенсивной загрузки, а также высокая степень износа основных производственных фондов и недостаточная материально-техническая база для инноваций являются тормозящими факторами инвестиционного процесса. Поэтому особенно высока роль государства в активизации использования бизнесом механизмов лизинга технологий.

     Наряду  с инновационным вектором инвестиционной стратегии макрорегиона, необходимо сделать акцент на подтягивании «слабых мест». В частности, необходимо «обгоняющее» развитие сферы материального производства (МП), АПК и экологической ситуации (ЭС) по сравнению с темпами роста макрорегионального валового продукта (МРВП). Такое соотношение следует утвердить законодательно:

     DАПК, DМП, DЭС > DМРВП.

     В числе приоритетов макрорегиональной  инвестиционной стратегии обязательно  должно быть отражено развитие депрессивных территорий, в которых процесс  адаптации к рыночным условиям затянулся  и принял превращенные формы хозяйственного обособления, центробежного тяготения  и стагнирующей динамики на подорванной  материально-производственной базе. Целесообразно  предусмотреть в стратегии инновационные  методы и механизмы стимулирования частных инвесторов к размещению производительных сил в слабо  развитых и периферийных районах  округов. К возможным методам мобилизации потенциала эндогенного развития депрессивных районов можно отнести активизацию их целевой государственной поддержки, стимулирование сферы услуг (льготы, дотации и др.), режим максимального благоприятствования малому предпринимательству, создание специальных зон хозяйствования.

     В каждом федеральном округе России должна быть в сжатые сроки разработана  научно обоснованная, основанная на мировом  и отечественном опыте макрорегиональная  инвестиционная стратегия, которая  должна быть подчинена генеральной цели формирования единого экономического пространства страны.

     Специфика инвестиционной стратегии ЮФО. Темп инвестиционной активности в Южном макрорегионе в 2008 г. составил примерно 5%, что почти в два раза ниже среднероссийского уровня. При этом наблюдается выраженная дифференциация субъектов ЮФО по значениям этого показателя: в Волгоградской области, Дагестане и Карачаево-Черкесии темпы роста составили 29-36%, а в Ингушетии – более 85%. Однако республики Северного Кавказа сохраняют статус реципиентов федерального бюджета, формируя за счёт трансфертов 50-85% своих бюджетов. Сохраняется существенная межрегиональная асимметрия инвестиционной привлекательности и рискованности. Сложились своеобразные инвестиционные «анклавы»: в республике Северная Осетия-Алания иностранные инвестиции не осуществлялись, по крайней мере, в течение шести последних лет, схожая ситуация наблюдается в Чечне и Ингушетии.

     Инвестиционная  стратегия Южного макрорегиона призвана в среднесрочной перспективе  преодолеть эти негативные тенденции, основой чего должна стать опора  на ключевые региональные компетенции – уникальные способности южнороссийских регионов, обеспечивающие их конкурентоспособность. Необходимо учитывать динамичность изменения этих компетенций, их устаревание и смену. В этой связи определение макрорегиональных инвестиционных приоритетов должно исходить не только из оценки инвестиционной привлекательности входящих в округ регионов, поскольку тем самым игнорируются новые и зарождающиеся региональные компетенции, а дается только их текущий «срез».

     К числу наиболее распространенных недостатков  в разработке и реализации инвестиционных программ и проектов в ЮФО относятся:

  • в большинстве случаев не соблюдаются сроки реализации и объемы финансирования, наблюдается несоответствие получаемых результатов декларированным целям, многие проекты остаются незавершенными;
  • содержание мероприятий в рамках инвестиционных программ и проектов часто значительно меняется в процессе их осуществления, что не позволяет достичь поставленных целей и повышает уровень неопределенности хозяйственной деятельности;
  • остается слабым уровень научной обоснованности программных и проектных мероприятий в части их народнохозяйственной эффективности и масштабов ресурсного обеспечения;
  • недостаточна координация участников инвестиционных программ (проектов), низко качество менеджмента, неэффективны механизмы обеспечения ответственности исполнителей за реализацию проектов;
  • отсутствует авторитетная публичная экспертиза программных и проектных разработок, низок уровень научно-методического обеспечения разработки и обоснования программ и проектов.

     Одной из проблем формирования эффективной  инвестиционной стратегии в ЮФО  является отсутствие четких ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует  о наличии определенной зависимости  между установленными региональными  администрациями приоритетами и  инвестиционными мотивациями частных  инвесторов.

     В большинстве регионов ЮФО разработка инвестиционных программ и проектов должна исходить из объективной ограниченности собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов и необходимости их концентрации на принципиально важных направлениях стратегического развития, т.е. базироваться на принципе приоритетности, предполагающем сокращение номенклатуры программ и  проектов до уровня возможностей реального  финансирования. Принцип комплексности  макрорегиональной инвестиционной стратегии предполагает, что проекты  должны вписываться в концепции  и стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и федерального округа. Принцип концентрации не допускает  распыления инвестиционных ресурсов по множеству слабосвязанных объектов. Инвестиции должны быть сконцентрированы на строго ограниченном перечне объектов, обладающих наибольшим потенциалом  обеспечения стратегических преобразований макрорегионального хозяйства (его  отдельных сфер, комплексов или сегментов), высокой социально-экономической  эффективностью и связанных с  высокими технологиями.

     Важно преодолеть сложившиеся стереотипы региональной инвестиционной политики. Чрезмерная ориентация на развитие импортозамещающих  производств представляет собой  дорогостоящий и длительный путь укрепления инвестиционного потенциала. С другой стороны, развитие экспортно-ориентированных  и уже достаточно конкурентоспособных  отраслей экономики многих регионов Юга России способно быстрее обеспечить наращивание необходимого потенциала. Необходимым условием этого является стратегическое программирование соответствующих действий со стороны органов власти макрорегиона.

     Сомнительно, что приоритетное развитие в ЮФО  должны получить отрасли и производства, продукция которых отличается относительно высокой трудоемкостью, что якобы  будет способствовать повышению  уровня использования человеческих ресурсов макрорегиона. Действия в  этом направлении представляются стратегически  неверными, поскольку они консервируют отсталую трудоемкую структуру макрорегионального хозяйства и повысят издержки ее трансформации в будущем.

     Потенциально  эффективным вектором инвестиционной стратегии Южного макрорегиона является осуществление экспортоориентированной  инновационной стратегии, предполагающей вложение капитала в развитие фундаментальной  и прикладной науки, высокотехнологичных  производств, экспорт разработанных  технологий и произведенной наукоемкой продукции с дальнейшим реинвестированием  валютной выручки в региональные хозяйственные системы.

     Применительно к северокавказским республикам  Юга России в качестве «точек роста» могут выступать инициируемые государством крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с новым строительством, развитием региональной инфраструктуры, модернизацией производственной базы, развитием наукоемких производств, массовой информатизацией, созданием  новых рабочих мест квалифицированного труда.

     К перспективным отраслям специализации  Южного макрорегиона относятся производство продуктов питания (28,6% в структуре  объема промышленного производства ЮФО, 2007 г.) и развитие консервной промышленности, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, электроэнергетика, строительство, эксплуатация источников минеральных вод, а также использование курортно-рекреационного потенциала и развитие туризма. Необходимо активизировать инвестиционные потоки в эти отрасли для повышения качества производимой ими продукции, укрепления ее статуса и широкого информирования о них бизнес-сообщества России.

     Применимой  для южнороссийских хозяйственных  реалий является используемая в западных странах при осуществлении сырьевых проектов модель финансирования под  будущие поставки продукции, в частности, схемы ВОТ («build – operate – transfer», «строить – эксплуатировать – передавать») и BOOT («build – own – operate – transfer», «строить – владеть – эксплуатировать – передавать»), предполагающие привлечение иностранных инвестиций.

     Важно обеспечить доступное информирование предпринимательского сообщества макрорегиона о стандартах отчетности, требуемых  иностранными инвесторами, создать  при внешнеэкономических службах (отделах) региональных администраций  хозрасчетные центры помощи в оформлении необходимой документации на иностранных  языках.

     Необходимо  активизировать на макрорегиональном  уровне функцию инвестиционного  маркетинга, заключающуюся в комплексной  поддержке целей стратегического  развития регионов округа посредством  рекламы и продвижения (PR) имеющихся инвестиционных предложений.

Информация о работе Основные направления инвестиционной активности в ЮФО