Основные направления инвестиционной активности в ЮФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе углубления методологии формирования инвестиционной стратегии макрорегиона выявить ее специфику и разработать механизм реализации применительно к ЮФО с учетом роли строительного комплекса в инвестиционном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 6
1.2 Сущность стратегических целей инвестиционной деятельности 15
2 АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО 19
2.1 Причины снижения инвестиционной активности 19
2.2 Пути повышения инвестиционной активности 24
3 ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОН-НОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 110.87 Кб (Скачать документ)

           Стратегическое управление инвестиционной  деятельностью носит целевой  характер, т. е. предусматривает  постановку и достижение определенных  целей. Будучи четко выраженными,  стратегические инвестиционные  цели становятся мощным средством  повышения эффективности инвестиционной  деятельности в долгосрочной  перспективе, ее координации и  контроля, а также базой для  принятия управленческих решений  на всех стадиях инвестиционного  процесса. 
    Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно исходить прежде всего из системы целей общей стратегии экономического развития. Эти цели могут быть сформированы в виде обеспечения прироста капитала; роста уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности, изменения пропорций в формах реального и финансового инвестирования; изменения технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений; изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ и т.п. При этом формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности компании (фирмы). Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям. Одно из них охватывает разработку стратегических направлений инвестиционной деятельности, другое – разработку стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Этот этап является наиболее ответственным и сложным. Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с общей стратегией экономического развития компании, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры 
инвестиционного рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает 
согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.  Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются следующие задачи: 
1 Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных

этапах  перспективного периода. 
2. Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности

3. Определение  региональной направленности инвестиционной  деятельности. 
     Соотношение различных форм инвестирования в длительной перспективе 
существенно колеблется в зависимости от стадий жизненного цикла компании или фирмы (за исключением вышеупомянутых институциональных инвесторов, для которых установлены пределы этого соотношения). Так, на стадиях «рождения» и «детства» подавляющая доля инвестиций носит реальную форму; на стадии «юности» эти инвестиции также преобладают, и лишь на более поздних стадиях жизненного цикла компании (фирмы) могут позволить себе существенное расширение удельного веса финансовых инвестиций.2 
     Методические подходы к разработке стратегии формирования инвестиционных ресурсов существенно различаются в компаниях. являющихсяинституциональными инвесторами, формирующими эти ресурсы исключительно за счет эмиссии собственных акций и инвестиционных сертификатов, и в компаниях, осуществляющих реальную инвестиционную деятельность в различных отраслях экономики. 
2 АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЮФО

2.1 Причины снижения инвестиционной активности

Теоретически  источниками инвестиций (прямых или  портфельных) могут быть сбережения населения, ресурсы бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, активы коллективных инвесторов (паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний), а также иностранные инвестиции - прямые (стратегические) и портфельные (спекулятивные).

 Снижение  доверия населения банковской  сфере

      До  финансового и банковского кризиса, массового снятия денег со счетов банков и перевода свободных средств  в доллары на руках у населения  находилось, по экспертным оценкам, до 60 млрд долларов, а после - и того больше. Очередной обман со стороны государства надолго отбил у населения охоту доверять свои сбережения банкам и другим финансовым институтам. Поэтому мобилизовать их для вложения в реальный сектор экономики через банки, паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды или страховые компании в ближайшее время вряд ли возможно.

     Расходы консолидированного бюджета на государственные  инвестиции в 1999 г. составили 55,8 млрд. рублей (включая погашение задолженности бюджета за ранее выполненный, но неоплаченный госзаказ), или лишь 3% бюджетных расходов. Но и эта незначительная сумма бюджетных инвестиций, скорее всего, будет существенно урезана. Низкий объем налоговых поступлений, растущие обязательства перед бюджетной и социальной сферами, перед внешними кредиторами постоянно подталкивают власти к тому, чтобы отказываться от инвестиционных расходов, перебрасывая высвобождающиеся средства на выплату зарплаты и пенсий или погашение государственного долга.

     Федеральный бюджет 2007 г. и в 2008 г. в расходной части исполнялся в лучшем случае на две трети от установленных законом параметров. Бюджетные расходы, отдача от которых ожидается за пределами финансового года (долгосрочные промышленные инвестиции относятся к этой группе), попадают под правительственный секвестр одними из первых. За примерами далеко ходить не надо: за 9 месяцев 2007 г. в общей структуре расходов федерального бюджета на обслуживание госдолга приходилось 34,1%, на оборону - 13,5, на социальные мероприятия - 13,1, а на инвестиции в промышленность, энергетику и строительство - лишь 2,6%. В 2008 г. государственная инвестиционная программа была профинансирована только на 32% от уровня, утвержденного лимитами бюджетных обязательств, или в размере 4,1 млрд рублей.

     Удельный  вес инвестиций, финансируемых из бюджета, упал вдвое. В 2008 г. объем инвестиций по сравнению с 2000 г. уменьшился в 4 раза, в том числе инвестиций производственного назначения - в 5,4 раза. Ежегодный дефицит инвестиций в России составляет, по оценкам экспертов, не менее 42-45 млрд долларов. В то же время инвестиционный потенциал, учитывая перспективы 250 участков разработки российских недр (имеется официальный перечень недр), оценивается в 200 млрд долларов.

     В попытке сформировать государственный  инвестиционный фонд, не жертвуя при  этом скудными ресурсами бюджета, российские власти по-прежнему стремятся заимствовать средства на Западе. Пресловутый "бюджет развития" в объеме 60 млрд рублей, предназначенный для поддержки  наиболее эффективных проектов в  экономике, практически полностью  формируется из связанных зарубежных кредитов, предоставленных России по межправительственным соглашениям, а также из средств неназванных иностранных инвесторов.

     При этом не стоит забывать, что, какими бы эффективными ни были отобранные для господдержки инвестиционные проекты, обязанность возврата займов лежит на федеральном правительстве, а не на предприятиях, получивших оборудование в счет связанных кредитов. Таким образом, государство вынуждено идти на увеличение внешнего долга, не имеющего гарантированных источников покрытия, чтобы промышленность получала остро необходимые ей инвестиционны ресурсы. Издержки такой политики очевидны, но она позволяет привлечь в экономику реальные, а не бумажные капиталовложения.

     Получается, что регион может оказать инвестиционную поддержку предприятиям в лучшем случае в виде налоговых кредитов или взаимозачетов с местным бюджетом. Такая поддержка ослабляет налоговую нагрузку на предприятия, которые могут направить высвободившиеся средства на свое развитие.

     Структура инвестиций в основной капитал предприятий  в первом полугодии 2008 г. выглядела следующим образом: средства консолидированного бюджета - 17,1% (в том числе средства федерального бюджета - 5,1), собственные средства предприятий - 44,2, кредиты банков - 4,0, средства внебюджетных фондов - 6,9, иностранные инвестиции - 4,2, прочие - 23,5%.

Сокращение  инвестирования из собственных средств  предприятий

      Предприятия могут вкладывать в развитие производства собственные средства, формируемые  из амортизации и прибыли. Суммарные  поступления из этих источников оцениваются  Минфином на 2008 г. в размере 421 млрд рублей. На практике, скорее всего, эта цифра будет значительно ниже. Нехватка оборотных средств в промышленности приняла такие размеры, что значительная часть амортизационных накоплений (до 40-50%) попросту "проедается" в процессе текущего воспроизводства. В итоге потенциально мощный финансовый эффект переоценки основного капитала и индексации амортизационных отчислений не используется по своему прямому назначению.

      Не  меньше проблем и с инвестированием  из прибыли, потому что более половины всех предприятий убыточны. Финансовый кризис сказался на падении объема инвестиций даже у естественных монополий. Так, из-за неплатежей потребителей инвестиционная программа РАО "ЕЭС" объемом 5,8 млрд рублей профинансирована лишь наполовину. Общий объем инвестиций по предприятиям связи в 2008 г. снизился почти на 16%, причем иностранные капиталовложения в отрасль составили около 400 млн долларов против 820 млн в 2007 г.

      Инвестиционная  активность сохраняется лишь в отраслях, имеющих устойчивый сбыт и относительно короткий срок окупаемости вложений, - производство продуктов питания, напитков, лекарств и некоторых других товаров, пользующихся повышенным спросом.

      Возможно, положительно скажутся налоговые новшества. Одновременно с уменьшением ставки налога на прибыль с 35 до 30% увеличена  льгота на реинвестируемую прибыль - в некоторых случаях компания сможет выводить из-под налогообложения всю прибыль (раньше - максимум половину). Прибыль от вновь введенных мощностей стоимостью свыше 7,5 млн рублей в первые три года будет полностью освобождена от налогов, т.е. у предприятий будет оставаться больше денег и станет выгодно тратить их на улучшение производства.

      Масштабные  промышленные инвестиции за счет средств, заимствованных у российских коммерческих банков, в ближайшее время невозможны не только из-за высокой инфляции и исчерпанности их капитала. Отечественные банки утратили доступ к дешевым иностранным кредитным линиям, чьи ресурсы они могли перепродавать промышленности. Заимствования же на свободном рынке капиталов должны ориентироваться на доходность в финансовом секторе, которая составляет 55% годовых по сделкам с облигациями Центробанка и абсолютно нереальна для промышленных предприятий как заемщиков.3

Нестабильная  ситуация с паевыми инвестиционными  фондами

      Паевые  инвестиционные фонды (ПИФы) появились  в России в конце 1996 г. и постепенно набирали силу, доказывая надежность и удобство новой для нашей страны инвестиционной схемы. Они избежали скандалов и банкротств. Начало складываться доверие к ним инвесторов, судя по тому, что после событий 17 августа 1998 г. пайщики не поспешили изымать деньги из ПИФов, как это сделали вкладчики банков. Но кризис негативно отразился и на них.

      Наиболее  уязвимыми оказались фонды, вложившие  свои активы целиком в госбумаги.

      ПИФам (а также негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям) Минфин предложил 30% их вложений в ГКО погасить "живыми" деньгами, 20 - инвестиционными  бумагами, 50% - доходными бумагами с  ежегодно понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых).

      На  время, пока было неизвестно, когда  и как будут погашаться ГКО  и ОФЗ, пока они не торговались  и не котировались, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в интересах  инвесторов с 2008 г. приостановила работу с пайщиками тех фондов, у которых по состоянию на 1 сентября не менее 10% стоимости чистых активов составляли ГКО и ОФЗ. Причина в том, что в таких условиях управляющие компании не могли определять подлинную стоимость чистых активов фонда и на их основе - стоимость пая.

      Процедура приостановки работы управляющей компании с пайщиками прописана в законодательстве и не означает закрытия фонда или  банкротства компании. Управляющие  компании, приостановив куплю-продажу  паев, продолжают работать с ликвидными активами и регулярно обнародуют стоимость чистых активов фонда. Для увеличения их возможностей ФКЦБ сделала более гибкими требования к структуре активов ПИФа, расширила перечень объектов инвестирования.

      Для инвесторов приобретение паев новых  ПИФов может оказаться весьма перспективным: ведь они не отягощены  неликвидными активами в виде ГКО/ОФЗ, не связаны обязательствами вкладывать средства пайщиков исключительно в государственные ценные бумаги, имеют возможность приобрести "голубые фишки" практически по бросовой цене. Правда, тех, кто уже оглядывается по сторонам и ищет, на чем бы "отыграть" свои потери в коммерческих банках, или кто руководствуется старинным правилом поведения на рынке - продавать на его взлете и покупать на спаде, не так много.

Информация о работе Основные направления инвестиционной активности в ЮФО