Облигации: характеристика и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:15, курсовая работа

Описание

В отличие от дивиденда по акциям, процент по облигациям является фиксированным. В отличие от инвестиций в акции, инвестиции в облигации не делают инвестора собственником выпустившей их компании. Процент по облигации выплачивают как минимум один раз в год независимо от финансового состояния эмитента.

Инвестиции в облигации — наиболее надежное вложение средств на рынке ценных бумаг.

В последнее время среди российских инвесторов стали особенно популярны корпоративные, муниципальные и субфедеральные облигации. Они имеют более высокую, по сравнению с федеральными облигациями, доходность и дают достаточно высокие гарантии инвесторам. Облигации могут иметь существенные различия в условиях их обращения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и классификация облигаций 3
1.1 Характеристика облигаций. 3
1.2 Срок погашения. 5
1.3 Оговорки об отзыве. 6
1.4 Выкупной фонд. 7
1.5 Классификация облигаций. 7
Глава 2. Корпоративные облигации. Экономическое содержание. 9
2.1 Сущность корпоративной облигации. 9
2.2 Классификация корпоративных облигаций. 12
Глава 3. Государственные и муниципальные облигации. 13
3.1. Виды государственных облигаций. 13
3.2 Государственные Краткосрочные Облигации. Функционирование рынка ГКО. 16
3.3 Порядок обращения ГКО. 17
Глава 4. Обзор рынка облигаций за 2006-2009 гг. 18
4.1 Дефолты и реструктуризация долгов 22
4.2. Расширение спектра инструментов 25
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

К.р по бирже.doc

— 502.00 Кб (Скачать документ)

На рынке различные  облигации предлагают и различные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и срока, на который выпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем более высокий уровень купона он долен предоставить по облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается облигация, тем более высокий купон она должна нести, поскольку для инвестора растет риск, связанный с владением такой бумагой.

Крупная компания, если она стремится сделать свои облигации привлекательными для  инвесторов, должна обеспечить более высокий уровень купона, чтобы компенсировать риск вложения денег в эти бумаги. Кроме того, она столкнется с более жесткими ограничениями срока, на который могут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлением жизни облигации возрастает и риск возможных потерь для инвестора. Какой бы крупной и надежной ни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе для нее, увеличивается риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому она вряд ли сможет разместить на рынке долгосрочный займ, хотя в каждом конкретном случае такая возможность будет зависеть от складывающейся конъюнктуры рынка.

Небольшая, стабильно  работающая фирма выпустит облигации  под еще больший процент и  на более короткий срок. Поскольку  риск приобретения бумаг такой компании довольно высок, вкладчики вряд ли согласятся приобретать ее бумаги на период более года. Конечно, данная компания могла бы привлечь средства вкладчиков, например, на 5 лет, однако в этом случае ей пришлось бы предложить купон порядка 40%, но подобное финансовое бремя оказалось бы для нее чрезмерным. Крупная компания в кризисном состоянии может рассчитывать на реализацию своего займа только под высокий процент и на непродолжительное время.

Приобретая корпоративные  облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

      1.Экономические  факторы.

    • Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.)
    • Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента
    • Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции
    • Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента
    • Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

      2. Политические факторы

    -     изменение законодательства РФ

 Оценка инвестиционных  качеств облигаций производится  по следующим направлениям.:

Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода, получаемого компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Величина дохода в 2—3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии корпорации. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.

Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анализа, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснованных решений.

2.2 Классификация корпоративных облигаций.

 

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить  на три основные группы:

  • среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);
  • краткосрочные (3-9- месяцев);
  • небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавющую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставакм по депозитным счетам Сбербанка РФ.

    Первая  группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, , Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг,  как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара.

    Валютно-индексируемые облигации не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в своем большинсве куплены узкой группой нерезидентов, пока риск девальвации рубля был существенным. Основная доля этих бумаг была размещена с июня 1999 года до начала президентских выборов.

    Вторичный рынок по этим облигациям фактически отсутствует, на смотря на то, что их подавляющее количество было введено  в листинг ММВБ. Единственными  эпизодически торгуемыми бумагами из этой группы являются облигации Газпрома и ТНК, однако и по ним сделки в настоящее время проходят крайне редко.

    Наиболее  крупные облигационные займы  по подобной схеме сделали ТНК (9 млрд. руб.), ОАО “Газпром”, ОАО “ЛУКОЙЛ” .Сам факт того, что облигации со сроком погашения 5 лет были размещены под достаточно низкую доходность (около 10% в долларах). Однозначно свидетельствовал о том, что новый рынок стартовал весьма успешно. К первой группе облигаций условно можно отнести и обязятельства компании. Вторичный рынок этих бумаг организован в РТС. Несмотря на то, что облигации данного эмитента имеют довольно высокую (15-18% годовых) валютную доходность, их ликвидность также очень низка.

    Вторая  группа облигаций со втрого квартала 2000 г. была самым быстрорастущим сегментом рынка корпоративных облигаций.

    Первыми среди облигаций данного вида были бумаги компании “АЛРОСА”, консультантом  по размещению которх стала ИГ “Русские фонды”. Потом были размещены краткосрочные  облигации (6 траншей) Магнитогорского  металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигаций АЛРОСы. По сходной схеме были размещены облигации МДМ-Банка.

    Наиболее  совершенной схемой в размещении облигаций воспользовался Внешторгбанк РФ (ВТБ), консультантом которого в  вопросе размещения облигаий стал ИБ “Флеминг”. Облигации ВТБ, формально имея двухгодичный срок погашения, позволяют инвесторам определять сроки заимствования самостоятельно, так как в проспекте эмиссии облигаций ВТБ предусмотрены схема погашения с периодом в три месяца, а также возможность реинвестирования средств под доходность, предлагаемую эмитентом.

    Именно  на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы наиболее активно торгуются облигации ВТБ. В 2000 году на долю бумаг Внешторгбанка России пришлось около 60% числа всех сделок с корпоративными облигациями в фондовой секции ММВБ, среденедневной оборот этих облтгаций на бирже превышал 10 млн рублей. 

    К третьей группе облигационных займов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА”, “Таттелеком”, “Каравай”, “Морион”  и ряда других.

    Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов – жителей соответсвующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам.

    Вторичного  рынка по таким облигациям обычно нет (единственным

исключением является Таттелеком, облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения.

Глава 3. Государственные и муниципальные облигации.

3.1.  Виды государственных  облигаций.

Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти, а муниципальные — местными органами власти.

Государственные облигации подразделяются на облигации  рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка.

Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками. Решение об эмиссии может подразумевать  деление выпуска на транши. Транш  — это часть ценных бумаг данного  выпуска, которые размещаются в  любой момент времени в течение периода его обращения после даты первого размещения в рамках заявленного объема эмиссии этого выпуска.

Обычно  считается, что самыми безопасными  инвестициями (с точки зрения невозврата средств эмитентом) являются вложения в государственные облигации. Таким образом, эти инструменты являются особенно привлекательными для инвесторов, которые стремятся получать регулярный надежный доход и относительно небольшой прирост капитала в течение достаточно длительных периодов времени.

Хотя  по своей экономической сути все виды государственных ценных бумаг есть долговые обязательства, на практике каждая самостоятельная государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других облигаций.

Рынок государственных облигаций, выпущенных Министерством финансов РФ и обращающихся на биржевом рынке (ММВБ), представлен следующими видами облигаций:  
 
1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)  
2. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)  
3. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)  
4. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)  
5. Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)  
 
 
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО
 
Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.  
 
Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)  
 
ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.  
 
ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.  
 
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 
 
В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.  
 
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)  
 
В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.  
 
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 
 
Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей. 
 
Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода. 
 

Информация о работе Облигации: характеристика и классификация