Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - исследование инвестиционного климата России.
Задачи:
1. Раскрыть сущность инвестиций и их законодательную основу.
2. Дать понятие инвестиционного климата.
3. Изучить проблемные аспекты инвестиционного климата в России.
4. Предложить мероприятия по улучшению инвестиционного климата в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 6
1.1. Сущность инвестиций и их законодательная основа 6
1.2. Законодательство об инвестициях в Российской Федерации 8
1.3. Понятие инвестиционного климата 10
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 16
2.1. Проблемные аспекты инвестиционного климата в России 16
2.2. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата
в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инвестиционный климат.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Помимо  мер чисто технического характера, необходимо серьезно подумать и поработать над улучшением инвестиционного имиджа страны в целом.

     По  словам главы Минэкономразвития  Эльвиры Набиуллиной, руководимое  ею ведомство уже подготовило  план мероприятий по улучшению инвестиционной работы7. В его основу положены семь направлений. Это улучшение административных процедур с выделением приоритетов по строительству производственных объектов, таможенное администрирование при импорте и экспорте высокотехнологичной продукции и снижение отраслевых административных барьеров. Изменения в миграционном режиме, снижение роли государства, оптимизация процедур по доступу инвесторов к инфраструктуре. Проведение налоговой политики, связанной со льготами для модернизации и инноваций, совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики, а также системная работа по улучшению инвестиционного имиджа России.

     Судя  по некоторым высказываниям, власти устали ждать от бизнеса активных вложений в отечественную экономику  и решили «напугать» его иностранными инвесторами. Государство не станет бесконечно защищать отечественных производителей от иностранных конкурентов.

     Если  все, или хотя бы почти все из намечающихся преобразований удастся провести, то инвестиционный климат в России, безусловно, станет другим. Насколько он станет лучше, сказать сейчас не берется никто. Можно провести реформы законодательства, создать комиссии, что-то упростить, к чему-то расширить доступ, но изменить многие сложившиеся и крайне глубоко засевшие составляющие российского менталитета (в особенности человека с кабинетом и предпринимателя, сжившегося с мыслью, что законопослушность и доходность — разные вещи), тем более за год, будет, мягко говоря, очень сложно.

     Нам нужны не просто инвестиции как таковые, а те из них, что пойдут в высокотехнологичные сектора, и прежде всего прямые инвестиции, то есть реальные капиталовложения, которые будут направлены на развитие отечественных и получение иностранных технологий и инноваций.

     На  сегодняшний день структура идущего  в Россию иностранного капитала, к  сожалению, совсем другая. Основную его часть пока обеспечивают спекулянты. Ключевую роль в некотором увеличении этого притока играет не желание принять деятельное участие в российском промышленно-инвестиционном буме, а быстро и максимально обогатиться, и больше ничего. Основными факторами здесь являются укрепление рубля и подросшие цены на нефть. А спекулятивные деньги биржевых игроков как быстро приходят, так же быстро и уходят. В последнее время на эти деньги скупались акции значительно просевших в период кризиса российских активов.

     Еще одна немаловажная деталь. По словам главы  Минэкономразвития, страновая структура  иностранных инвестиций показывает, что основной их поставщик — это  так называемые офшорные юрисдикции, и среди них около 60% — российские бенефициары8.

     В данный момент в Россию приходит именно спекулятивный капитал, что обусловлено укреплением рубля и впечатляющим ростом фондового рынка, то есть хорошей возможностью заработать.

     Справедливости  ради надо сказать, что в высокотехнологичные  сектора не хотели инвестировать и раньше, причем не только иностранцы. Так, суммарные инвестиции в экономику страны (как внешние, так и внутренние) за период 2000—2006 гг. выросли более чем в четыре раза. Таких темпов Россия не знала в предыдущие 30 лет. Но наибольший их прирост пришелся на транспорт, связь, строительство и торговлю. Самым слабым прирост оказался в машиностроении и высоких технологиях. Эти производства нуждаются в долгосрочных кредитах, поскольку окупаемость проектов в таких сферах составляет минимум семь — десять лет. А желающих вкладывать длинные деньги в быстрорастущие, но нестабильные рынки мало. На эти рынки в основном идут с целью быстрого обогащения. Как следствие, в подобных инвестициях преобладают короткие деньги, спекулятивный капитал. Отечественные инвесторы примера иностранцам тоже не показывали ранее, не показывают и сейчас. Всем нужна быстрая прибыль, а не долгосрочное развитие.

     По-видимому, понимая это, российские власти решили несколько изменить подход и отношение  к инвесторам. Их сформулировал Алексей  Кудрин: «Мы будем в первую очередь давать «зеленый свет» и всячески содействовать привлечению инвестиций и российских, и иностранных, которые готовы принести новые технологии». При этом Кудрин особо подчеркнул, что «это позиция президента, премьера, правительства»9.

     Однако  инвестировать не туда, куда хочется, а туда, куда предлагают, и туда, куда выгодно не только инвестору, но и  стране, принимающей инвестиции, охотников  пока крайне мало. И дело тут даже не столько в климате, о котором  столько говорится, а в прибыли, рисках и нежелании делиться технологиями. Примеров, когда зарубежные инвесторы идут в Россию с передовыми инновациями, создают здесь производства полного цикла, а не цеха по отверточной сборке или отливке титановых деталей для «Боингов», можно пересчитать по пальцам.

     Как считает директор отдела сопровождения  корпоративных сделок и реструктуризации КPMG в России и СНГ Томас Бек, «в реальном секторе экономики особую привлекательность для иностранных  инвесторов имеют богатые природные  ресурсы России. В ряде случаев, однако, возможности для иностранного участия ограничиваются законодательно, в частности, законом об иностранных инвестициях в стратегические отрасли»10. Многих инвесторов привлекает крупный потребительский, а также финансовый рынок России, считает эксперт.

     Возможно, при проработке и подготовке мер, долженствующих улучшить инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность  нашей страны, необходимо уделить  больше внимания именно структуре, назначению и полезности для отечественной  экономики привлекаемых зарубежных капиталов, а не их количеству. Ведь даже долгосрочные прямые инвестиции далеко не всегда идут в те отрасли, которые в них кровно нуждаются, и работают на тот результат, который нам нужен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В связи с тем, что в настоящее время инвестиционная активность является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней практике. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия нашей страны в мировой экономике и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

     Необходимо  отметить, что привлечение иностранных инвестиций будет способствовать ускорению экономического и технического прогресса, обновлению и модернизации основных производственных фондов. Перелив капитала в нашу страну позволит решить вопросы обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям новой экономики, овладения передовыми методами организации производства. Оживление экономики, постепенный выход из кризиса, создание производства, способного предотвратить подобные явления, требуют осуществления комплекса мероприятий.

     И все же реальный выход из сложившийся  ситуации в стране, структурная перестройка, а затем и движение к более высоким рубежам, требуют реконструкции предприятий, их технического перевооружения, расширения их профиля (диверсификации), создания высокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую продукцию.

     Все это означает необходимость инвестиций и инноваций, практически невозможных друг без друга. Это единственный процесс, цель которого – создать предприятия, занимающие твердую нишу на рынке, обеспечивающие (причем на длительный период) конкурентоспособность своего производства и продукции, ее более высокое качество, широкий и постоянно обновляющийся ассортимент и низкие издержки производства.

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918.

     2. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (ред. от 18.07.2005, с изм. от 26.12.2005) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3814.

     3. Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163.

     4. Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3174.

     5. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 03.06.2006) // СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3493.

     6. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (ред. от 05.01.2006, с изм. от 27.07.2006) // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть 1), ст. 3423.

     7. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика, 2006, № 3.

     8. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. – М., 2007. – С. 417.

     9. Пайк Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. – СПб., 2006. – С. 784.

     10. Панкратов П.А. Иностранная инвестиция (поиск формулировок) // Внешнеторговое право, 2006, № 1.

     11. Совещание по проблемам инвестиционного климата в России// Журнал «Профиль». 2010 № 2.

     12. Уильям Ф. ШарпГордон Дж. АлександерДжеффри В. Бейли. Инвестиции. – М., 2003. – С. 812.

Информация о работе Инвестиционный климат в России