Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - исследование инвестиционного климата России.
Задачи:
1. Раскрыть сущность инвестиций и их законодательную основу.
2. Дать понятие инвестиционного климата.
3. Изучить проблемные аспекты инвестиционного климата в России.
4. Предложить мероприятия по улучшению инвестиционного климата в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 6
1.1. Сущность инвестиций и их законодательная основа 6
1.2. Законодательство об инвестициях в Российской Федерации 8
1.3. Понятие инвестиционного климата 10
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 16
2.1. Проблемные аспекты инвестиционного климата в России 16
2.2. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата
в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инвестиционный климат.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Россия  в рейтинге опустилась на 120-е место  с прошлогодней 118-й позиции. За прошедший период в нашей стране не было проведено значительных реформ, облегчающих развитие бизнеса, в отличие от соседей, которые обогнали нас в рейтинге.

     Вопрос улучшения инвестиционного климата является достаточно острым, поскольку мировая экономическая ситуация не позволяет России, если говорить о формировании бюджета, и далее полагаться на нефтегазовые доходы. Поэтому наряду с этими доходами, если говорить о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость, и нужны инвестиции. При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата. Текущий уровень инвестиций по отношению к ВВП сегодня составляет около 20%, и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно, данный показатель должен быть на уровне не менее 30%.

     Министр финансов Алексей Кудрин на инвестиционном форуме «Россия 2010» 3 февраля 2010 года привел цифры, согласно которым в период кризиса ПИИ сократились на 30 млрд. долларов. При этом чистый отток капитала составил 52 млрд. Хотя до кризиса, в процентах к ВВП, по иностранным инвестициям мы вышли на уровень Китая.

     Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику.

     Особое  место для благоприятного инвестиционного  климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.

     Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно – с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

     Весьма  негативное влияние на инвестиционный климат в России оказали финансовые кризисы 1998 г. и 2008 г., которые подорвали доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с тяжелым материальным положением значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.

     Поэтому целесообразным было бы эффективное  продолжение реформ в социально-экономической, финансовой, налоговой и других сферах, проводимых государством в течение  последних двух-трех лет, в результате которых повышается уровень жизни населения.

     На  динамику притока инвестиций отрицательное  влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система  телекоммуникаций, транспорт и гостиничное  хозяйство. То есть отсутствие условий, привычных для большинства инвесторов.

     Весьма  существенным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие сектора  экономики России.

     Оценивая  инвестиционный климат России по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и другие, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня своим конкурентам Китаю и Индии.

     Однако  оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

     Развитие  процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского  инвестиционного законодательства по стандартам международного инвестиционного  сотрудничества. Таким образом, требования к благоприятности ИК в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.

     К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных  инвестиций. Существуют Федеральные  законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.

     Однако  Федеральный закон «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения ИК и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер.

     В целом новый закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

     Главной проблемой для иностранных инвесторов в России остается правоприменительная политика, начиная искусственно инициированными банкротствами и заканчивая неисполнением судебных решений.

     Существует  ряд важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности является и необъективность правоприменительной практики, при которой допускается возможность отъема собственности противозаконными способами, а также неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей.

     Потенциальные инвестиционные преимущества – природные  ресурсы, емкость внутреннего рынка  – не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия с популярными брэндами.

     Новые предприятия иностранные инвесторы, за исключением пищевой промышленности, производства строительных материалов, почти не строят. На сегодня иностранный бизнес в России предстает все же, как бизнес героев-одиночек, выпестованных транснациональными компаниями. Их филиалы, которых уже почти 700, напоминают передовой отряд морской пехоты, захвативший прочный плацдарм для дальнейшего продвижения. Средний по размерам западный капитал все еще присматривается к России, а ведь именно он мог бы обеспечить массовость инвестиционных вложений. 

     Среди главных сложностей на пути дальнейшего  расширения деловой активности зарубежных предпринимателей в РФ – недостаточно полное обеспечение интересов акционеров, имеющих долю собственности в акциях российских компаний.

     Кроме того, неблагоприятное состояние  инвестиционного климата предопределяется: значительными размерами неплатежей; высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток ПИИ; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

     Таким образом, несмотря на определенное улучшение  макроэкономической обстановки в стране, инвестиционный климат в России, по мнению иностранных инвесторов, в  основном остается неблагоприятным  из-за правовой нестабильности. Характеризуя нынешний этап во взаимоотношениях между долгосрочными инвесторами и Россией, западные эксперты отмечают, что у кредиторов определенно есть причины для положительного настроя. В частности, положительные тенденции выражаются  начавшейся подготовкой кредитных рейтинговых агентств к пересмотру в сторону повышения параметров финансовой надежности России как заемщика, что привело уже к резкому взлету цен на российские еврооблигации и акции. 

      2.2. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата в России 

     Несмотря  на весьма неприглядную картину с  инвестиционным климатом и отношением иностранцев к состоянию и  перспективам отечественной экономики, руководство страны оптимизма не теряет. России удалось избежать панического бегства капитала из страны. По словам Дмитрия Медведева, благодаря антикризисным действиям и ранее принятым решениям, в РФ удалось создать «базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность»5.

     По  словам Алексея Кудрина, «в ближайшие  два-три года мы восстановим прямые иностранные инвестиции до 60—70 млрд. долларов». Именно столько ПИИ заходило в Россию в последние докризисные годы. Глава Минфина также сообщил, что, несмотря на трудности, Россия «сохраняется как привлекательная для иностранных инвестиций страна» 6.

     Оптимизм  и вера в светлое будущее России как инвестиционно привлекательной  державы — это, конечно, хорошо, но ухудшение положения налицо, и  исправлять его, как и проводить  экономическую модернизацию, необходимо, причем и то, и другое в кратчайшие сроки. В этой связи президент заявил о необходимости разработки мер, направленных на увеличение развивающих инвестиций и качественные изменения в экономике: в частности, предполагается освободить от налогообложения доходы от прироста капитала, освободить от налога на прибыль организации, работающие в сфере образования и здравоохранения. Кроме того, должен быть выработан эффективный механизм применения налогового законодательства в части учета при исчислении налога на прибыль организаций расходов на НИОКР в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, а также механизм своевременного возмещения НДС при экспорте несырьевой высокотехнологичной продукции и осуществлении капитального строительства объектов.

     Необходимо  подготовить и внести в Государственную думу законопроект, облегчающий отечественным компаниям и организациям, реализующим инвестиционные, научные и высокотехнологичные проекты на территории РФ, возможность привлекать для своей деятельности зарубежных специалистов. Либерализация миграционного законодательства в данном направлении должна предусмотреть в том числе упрощение порядка выдачи виз и разрешений на работу для данных категорий иностранцев, сокращение сроков рассмотрения документов, увеличение продолжительности их действия до трех лет. Кроме того, согласно законопроекту, должен быть упрощен миграционный учет при перемещениях внутри страны.

     Необходимо  рассмотреть возможность снять квоты в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов, подготовить и ввести облегченный порядок таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичные товары, разработаь комплекса мер, направленных на сокращение сроков реализации инвестпроектов. Среди них предусматривается ускорение прохождения всех этапов администрирования, в частности связанных с землей, документооборотом, доступом к объектам инфраструктуры и т.д.

Информация о работе Инвестиционный климат в России