Инвестиционная привлекательность регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена исследованию инвестиционной привлекательности Новосибирской области. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие инвестиций и инвестиционной привлекательности;
- выявить основные факторы, влияющие на объем инвестиций;
- рассмотреть управление инвестиционной привлекательности региона;
- проанализировать инвестиционную привлекательность и определить ее пути улучшения в НСО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОГА:
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности регионов
1.2 Факторы инвестиционной привлекательности регионов
1.3 Управление инвестиционной привлекательностью регионов
1.4 Привлечение инвестиций в регионы России
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛОСТИ:
2.1 На региональном уровне
2.2 Тенденции и динамика развития инвестиционного комплекса в НСО
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Галя эк. региона.docx

— 56.56 Кб (Скачать документ)

2.2.Тенденции и  динамика развития инвестиционного  комплекса в Новосибирской области.

На сегодняшний день Новосибирская  область имеет определенную потребность  в усилении и укреплении позитивной динамики экономического роста и  завоевании статуса одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных  регионов России. Одним из основных фактором развития экономики региона  является его инвестиционный климат, определяющий интенсивность и эффективность  капиталовложений со стороны отечественных  и иностранных инвесторов.

По данным Всемирного банка, который определяет инвестиционный климат как «набор факторов, характерных  для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к  активизации и расширению масштабов  деятельности путем осуществления  продуктивных инвестиций, созданию рабочих  мест, активному участию в глобальной конкуренции», основными факторами, негативно влияющими на инвестиционный климат, являются:

- политическая неопределенность (28 %);

- макроэкономическая нестабильность (23 %);

- налоги (19 %);

- правовое регулирование  (10 %);

- коррупция (10 %).

Для определения инвестиционной привлекательности регионов традиционно  оцениваются: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство.

В привлечении иностранного капитала на территорию НСО наблюдается  определенная положительная динамика. Так, по данным Новосибирскстата, в 2006 году в сектор нефинансовых предприятий Новосибирской области поступили инвестиции из 19 стран в размере 80,7 млн. долларов США (с учетом рублевых поступлений, пересчитанных в доллары США), что на 12,5% превысило уровень 2005 года.

Анализ динамики деятельности предприятий с иностранным капиталом  на территории Новосибирской области (НСО) позволяет выделить определенные инвестиционные потоки, определяющиеся отраслевой принадлежностью предприятий. Большая часть средств, поступивших  из-за рубежа в форме иностранных  инвестиций, была использована организациями, осуществляющими деятельность в  сфере оптовой и розничной  торговли (45,3%), добычи полезных ископаемых (29,8%), строительства (20,9%).

Новосибирская область в  целом уступает большинству сибирских  регионов по объемам и разнообразию природных ресурсов. Не смотря на это, даже ограниченность запасов нефти  и угля по сравнению с другими  сибирскими регионами, позволяет организовать здесь производство с выходом  не только на внутрирегиональный, но и на внешний рынок.

Можно выделить ряд преимуществ  НСО для дальнейшего экономического развития:

- выгодное экономико-географическое  положение НСО определяет возможности  создания здесь крупнейшего в  России логистического центра и мультимодального транспортного узла;

- наличие уникального  научно-образовательного комплекса  дает возможность использования  его разработок на предприятиях  области с ориентацией на развитие  высокотехнологичной наукоемкой  продукции (в том числе - на  основе конверсии предприятий  ВПК), а также для функционирования  здесь третьего по масштабам  в России центра подготовки  и переподготовки специалистов  в различных областях знаний;

- реализация предпосылок  для превращения Новосибирска  в межрегиональный финансово-деловой  центр Сибирского федерального  округа;

- интенсификация сельскохозяйственного  производства с ориентацией на  углубленную переработку сельскохозяйственной  продукции и организация новой  системы экономических отношений  «Новосибирск - сельские районы области».

Степень инвестиционного  риска региона определяется степенью согласованности нормативных документов на региональным и федеральном уровнях, а также вероятностью введения изменений  в законодательство, ухудшающих условия  функционирования иностранных инвесторов (законодательный риск), поляризацией политических предпочтений населения (политический риск), тенденциями в  экономическом развитии региона (экономический  риск), способностью региональной экономики  собрать достаточную сумму в иностранной валюте для погашения процентов и основной суммы иностранной задолженности (финансовый риск), уровнем социальной напряженности (социальный риск), уровнем преступности в регионе с учетом тяжести преступлений (криминальный риск), уровнем загрязнения окружающей среды (экологический риск).

Определенно положительным  моментом в улучшении инвестиционного  климата Новосибирской области  является снижение инвестиционного  риска региона, который в прошлые  годы оценивался достаточно высоко (см. табл. 2).

Таблица 2

Инвестиционный риск Новосибирской  области* в 2004-2005 гг. по оценке Рейтингового агентства «Эксперт РА»

Ранг риска  в 2004-2005 гг.

37

Средний ранг интегрального  риска за 10 лет

45,3

Средневзвешенный индекс риска (Россия = 1) в 2004-2005 гг.

1,061

Ранги составляющих инвестиционного риска в 2004-2005 гг.

 

Законодательный

14

Политический

19

Экономический

22

Финансовый

30

Социальный

50

Криминальный

79

Экологический

29


*определен как место Новосибирской области по конкретному показателю из 89 мест – субъектов Российской Федерации

В последние годы НСО входит в состав наиболее динамичных регионов России по изменению инвестиционного  риска.

Состояние инвестиционного  законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне, вызывает тревогу у большинства иностранных инвесторов. В противовес западной многовековой судебной системе, в России наблюдается неоднозначность нормативных документов и наличие множества поправок к ним. Имеют место прецеденты, когда выпущенный одним органом государственной власти документ опротестовывается другим. Для инвестора самое важное – стабильность и соблюдение норм и правил законодательной базы.

Помимо этого, во многих европейских  странах государство дает гарантии земельного титула, защищая права  собственника. В России на настоящий  момент не проведено окончательное  разграничение земли, и существуют участки земли, которые не описаны  Земельным кодексом. Кроме того, иностранные инвесторы дают отрицательную  оценку уровню защиты прав акционеров в России. Изменения в налоговой  системе сводятся к тому, что номинальное  снижение ставок налогообложения на практике означает ужесточение налогово-административного  бремени.

Полномочия по созданию привлекательных  для иностранных инвесторов условий  деятельности в регионе лежат  на плечах региональных органов государственной  власти. В этом направлении сделаны  определенные шаги для увеличения привлекательности  новосибирской экономики в глазах иностранных инвесторов в виде принятия нескольких областных законов:

- Закон о поддержке  инвестиционной деятельности,

- Закон о поддержке  инноваций, 

- Закон о развитии предпринимательства  и промышленного производства,

- Закон о развитии жилищного  строительства.

По оценкам специалистов, результатом этих мероприятий является благоприятная внешняя оценка инвестиционного  рейтинга и инвестиционных рисков НСО  в последние 4 года.

Каждый отдельный регион является гетерогенной системой, включающей в себя такие подсистемы, как техническая, экономическая, информационно- коммуникационная, социальная и управляющая, которые тесно взаимосвязаны и существуют только в единстве. Как экономические системы, регионы являются базой для осуществления капиталовложений для достижения основополагающей цели – реализации стратегического плана экономического и социального развития региона и страны в целом. Для перехода к модели инвестиционного роста необходимо создание определенной региональной политики нового типа, совмещающей государственные стратегии развития и долгосрочные планы национальных и иностранных инвесторов

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути повышения улучшения инвестиционной привлекательности Новосибирской области.

 В мае 1998 года в Новосибирской области началась реализация Программы развития инвестиционного проектирования, цель которой – становление профессиональных стандартов по инвестиционному проектированию и управлению инвестиционными проектами, формирование культуры инвестиционного проектирования в среде российских промышленников и предпринимателей как важнейшее условие привлечения инвестиций. Программа ориентирована на формирование приоритетов и стратегических зон инвестиционной политики региона. Презентация программы состоялась 2 июня 1998 г. в присутствии представителей более 100 предприятий и организаций Новосибирской области. 
Основные этапы Программы развития инвестиционного проектирования:

1. Отбор претендентов  для обучения от региональных  предприятий, имеющих потребность  в разработке и продвижении  инвестиционных проектов (Новосибирск, 24 июня 1998 г).

2. Обучение претендентов  на базе Института Фондового  рынка и Управления по курсу  “Основы инвестиционного проектирования”  (Новосибирск, 29 июня-11 июля 1998 г).

3. Практическая разработка  инвестиционных проектов для  предприятий при консультационной  поддержке Центра инвестиционного  анализа (Москва, 31 августа- 29 сентября 1998 года).

4. Защита проектов перед  авторитетной квалифицированной  региональной комиссией (декабрь 1998 года).

Таким образом, заинтересованным в инвестициях предприятиям нашей  области представилась уникальная возможность получить у себя на предприятии  специалистов по инвестиционному проектированию, которые смогут и составить бизнес - план и защитить его перед инвестором. С момента начала Программы администрация области принимала самое активное участие в ее реализации.

Организационно - методическая база Программы создавалась при поддержке и непосредственном участии ФКЦБ РФ, Института Фондового рынка и управления, Национальной академии оценки, Центра инвестиционного анализа (г. Москва). Преподавателями в данном проекте выступали специалисты Института фондового рынка и другие специалисты. 
Вторым этапом Программы (после презентации), стал отбор претендентов для обучения от предприятий НСО, имеющих потребность в разработке и продвижении инвестиционных проектов (Новосибирск, 24 июня, 1998 г.) 
Для участия в Программе от предприятий и организаций Новосибирской области поступило 47 заявок. Конкурсной комиссией, созданной распоряжением главы администрации от 19.06.98 № 223, на основании результатов тестирования, собеседования, и анализа рефератов инвестиционных проектов претендентов произведен отбор 34 участников для обучения по интенсивному курсу “Основы инвестиционного проектирования”. По результатам письменного экзамена профессиональные сертификаты получили 17 участников. 13 из них приглашены для практической разработки инвестиционных проектов. К четвертому туру Программы - защите перед региональной комиссией рекомендовано 10 инвестиционных проектов .

18 января 1999 г. состоялось  заседание комиссии по защите  и отбору инвестиционных проектов  для региональной поддержки. В  состав комиссии должны вошли  руководители администрации, ответственные  за реализацию инвестиционной  политики, руководители Программы,  а также ряд экспертов.  
Реализация такого проекта, наряду с вышеизложенным, позволит произвести отбор инвестиционных проектов, которые могут стать основой Бюджета развития Новосибирской области на 1999 год. Высокий уровень проработанности и удовлетворительные показатели эффективности проектов гарантируют возврат заемных средств и, следовательно, повышают возможности привлечения инвестиционных ресурсов, снижая их цену. Объем средств, требуемых для реализации проектов, позволит определить размер региональной поддержки в виде предоставления гарантий при формировании Бюджета развития Новосибирской области на 1999 год. 
Главным экономическим управлением администрации Новосибирской области в рамках программы, инициированной Агентством деловых связей (далее АДС) (г. Москва) и журналом “Рынок ценных бумаг” с 1999 года проводится формирования перечня предприятий области, имеющих потребности в инвестициях.

Многочисленные контакты экспертов “АДС” с российскими  и зарубежными инвесторами позволяют  сделать однозначный вывод: первым шагом для привлечения инвестиций в регион является кампания по созданию благоприятного инвестиционного имиджа и раскрытию информации о финансово-экономическом  состоянии, как всего региона, так  и компаний-эмитентов, работающих на его территории.

Информация о компаниях  и регионе должна быть не просто раскрыта - она должна быть профессионально  разработана, структурирована и  подана инвесторам в удобном виде, не вызывающем сомнений в достоверности  источника. Очевидно, что чем лучше  инвестиционный имидж всего региона  в целом. Тем легче привлечь инвестиции и разместить займы.

В специальных номерах  журналов “Рынок ценных бумаг” и “Investing in Russia”, которые планируется выпустить в мае, будут представляться российские предприятия, имеющие конкретные бизнес-планы для привлечения инвестиций и руководство которых действительно готово предпринимать реальные шаги по поиску инвестора.  
Как правило, в журналах будут представлены основные параметры инвестиционных проектов предприятий, удовлетворяющих следующим требованиям:

1. Наличие бизнес-плана по инвестиционному проекту;

2. Минимальный размер  требуемых инвестиций - не менее 1 млн. долл.

3. Наличие пакета документов  для представления предприятия потенциальным инвесторам;

Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов