Инвестиционная привлекательность регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена исследованию инвестиционной привлекательности Новосибирской области. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие инвестиций и инвестиционной привлекательности;
- выявить основные факторы, влияющие на объем инвестиций;
- рассмотреть управление инвестиционной привлекательности региона;
- проанализировать инвестиционную привлекательность и определить ее пути улучшения в НСО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОГА:
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности регионов
1.2 Факторы инвестиционной привлекательности регионов
1.3 Управление инвестиционной привлекательностью регионов
1.4 Привлечение инвестиций в регионы России
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛОСТИ:
2.1 На региональном уровне
2.2 Тенденции и динамика развития инвестиционного комплекса в НСО
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Галя эк. региона.docx

— 56.56 Кб (Скачать документ)

На практике это означает следующее. Контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичность деятельности, устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство - целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя  целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию  доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию  в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности - это не одно и то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность  в любой момент проверить достоверность  представляемой информации. Именно поэтому  прозрачная деятельность на порядок  привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить  появление негативных факторов, чтобы  вовремя вмешаться или уйти. С  другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе  инвестор просто не придет: слишком  велик риск потерь) фактически и  будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах  региона - это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной  базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат  такого масштаба, который позволяет  говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным  для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение  этих свойств по объектам реального  сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие  региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению  к эффективным инвесторам - все  это и будет тем самым управлением  инвестиционной привлекательностью реального  сектора экономики региона.

Предпочтения - категория  сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциал региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью: то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и  эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная  на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и  в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием  региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов  общества с интересами инвесторов выводит  задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно  значимых, а специфика текущего момента  делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной.

1.4. Привлечение инвестиций в регионы России.

В кризисный период наиболее остро внешние макроэкономические факторы повлияли на показатели привлечения  в субъекты РФ прямых иностранных инвестиций, отток которых был неминуем как в части планируемых инвестиционных проектов, так и в отношении уже действующих проектных соглашений. Но ряду регионов даже в такой сложнейшей ситуации удалось убедить иностранных инвесторов сохранить свое участие в реализуемых проектах, а также продемонстрировать уверенный инвестиционный потенциал на ближайшую перспективу. Об этом свидетельствует соответствующее исследование Международной Организации Кредиторов (WOC), основанное на региональных экономических показателях по итогам переломного 2009 года.

Если еще в начале прошлого десятилетия в числе субъектов  РФ, интересующих иностранных инвесторов, сложно было найти несырьевой регион, то за последние годы ситуация существенно изменилась. На условной инвестиционной карте России появился целый ряд регионов, в экономике которых преобладает производство с иностранным участием в капитале и при этом нередко даже отсутствуют какие-либо природные ресурсы. Особого внимания заслуживает так называемый калужский феномен. Руководство Калужской области за сравнительно небольшой период сумело реализовать сразу несколько крупных промышленных проектов на средства зарубежных инвесторов. В частности, именно с Калугой принято связывать приход в Россию таких всемирно известных машиностроительных брэндов как Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Вслед за именитыми автоконцернами в Калужскую область также подтянулись иностранные производители различных сопутствующих компонентов машиностроения. Впрочем, автопромом дело далеко не ограничилось, и уже сегодня Калуга уверенно рапортует о первых результатах интеграции зарубежного капитала даже в объективно проблемный агропромышленный комплекс.

Если же говорить о сугубо сырьевых регионах, то наиболее положительные  показатели по иностранным инвестициям  в 2009 году продемонстрировал специализирующийся на добыче углеводородов Ненецкий автономный округ (НАО). И поскольку НАО также является и частью другого субъекта РФ – Архангельской области, то и показатели последней выглядят довольно уверенно по сравнению с другими регионами. Впрочем, руководство округа не ограничивается привлечением иностранных инвестиций только в нефтедобычу и довольно интенсивно работает над диверсификацией экономики региона. В качестве альтернативных направлений развития округа фигурируют энергетика, строительство и даже столь трудное в условиях Крайнего Севера сельское хозяйство.

Другой сырьевой регион, вышедший на лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций, - Амурская область, традиционно специализирующийся на золотодобыче и лесной промышленности. Не смотря на очевидную сырьевую доминанту  в экономике данного субъекта РФ, территориальная близость Амурской области к Китаю делает вполне перспективной и отраслевую диверсификацию. Китайские партнеры активно выражают готовность финансировать не только собственно добычу леса, но и предприятия  по его глубокой переработке. И именно это направление является ключевым в процессе дальнейшего развития региона.

Таблица 1.

Доля прямых иностранных  инвестиций в объеме экономики регионов РФ в 2009 г.:

Субъект Федерации

Доля ПИИ в объеме экономики

1

Ненецкий авт.округ

13,03%

2

Сахалинская область

12,04%

3

Калужская область

11,97%

4

Амурская область

4,77%

5

Новгородская область

4,54%

6

Архангельская область

4,53%

7

Московская область

4,34%

8

Владимирская область

3,99%

9

Тульская область

3,29%

10

г. Санкт-Петербург

2,82%

11

Ленинградская область

2,74%

12

Республика Карелия

2,31%

13

Томская область

2,28%

14

Республика Коми

2,20%

15

г. Москва

2,19%

16

Тверская область

1,81%

17

Кировская область

1,76%

18

Рязанская область

1,70%

19

Иркутская область

1,61%

20

Республика Адыгея

1,37%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Инвестиционная  политика региона в Новосибирской области.  
 
2.1. Инвестиционная политика на региональном уровне.

Изучая инвестиционный процесс  в регионе можно отметить его  сложность и существенное отличие  от инвестиционного процесса на государственном. На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они как с масштабами деятельности, особенностями хозяйствующих субъектов, их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.

Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой  степени уникален. Хотя некоторые  закономерности направлений инвестирования по различным секторам экономики  прослеживаются достаточно четко.

В настоящее время, органы государственного управления субъектов  РФ осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим  основным направлениям: а) финансирование капитальных вложений органов государственного управления для осуществления и  поддержания своей деятельности, б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора  экономики на возвратной и безвозвратной  основе (субсидии, дотации и т.п.), в) целевое финансирование некоммерческого  сектора экономики в соответствии с региональными программами  развития.

Таким образом, государственные  органы осуществляют целевое финансирование как производственной, так и непроизводственной сферы. На региональном уровне целевое  финансирование находит место как в федеральных, так и в региональных программах.

Наиболее известными федеральными программами, реализуемые на территории Новосибирской области являются: “Дети России”, “Онкология”, “Сохранение  и развитие культуры и искусства”, “Социальная поддержка инвалидов”, “Молодежь России”,“Дороги России”, “Жилище”, “Топливо и энергия”.

Предприятия коммерческого  сектора экономики, также как  и некоммерческого находятся  сейчас в очень тяжелом финансово-экономическом  положении. У многих не хватает средств  не только для расширенного, но и  даже для простого воспроизводства  основных фондов. Во многом этим определяется инвестиционная стратегия большинства  из них. Таким образом, направления  инвестирования ориентированы не на количественное увеличение основных фондов, а по возможности на их качественное перевооружение, даже с получением такого результата как суженное воспроизводство в стоимостном выражении.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов