Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы.

Содержание

1. Теоретические основы инвестиционной политики и экономического роста
1.1 Сущность инвестиционной политики и её составляющие…………...7
1.2 Цели инвестиционной политики ………….……………………………9
1.3 Типы экономического роста …………………………………………..11
1.4 Показатели экономического роста……………………………………11
1.5 Факторы экономического роста ……………………………………...13
1.5.1 Природные ресурсы………………………………………………………...13
1.5.2 Трудовые ресурсы…………………………………………………………..14
1.5.3 Капитальные ресурсы………………………………………………………15
1.5.4 Социально-экономическая система как ресурс…………………………...16
2.Анализ реализации экономического роста и инвестиционной политики в Республике Беларусь.……………….………………………………..…………….

Работа состоит из  1 файл

5основа.docx

— 324.98 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

    Инвестиции  играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы.

      Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с  международными рынками. В начале ХХI столетия торговать с внешним миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в любом городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.

      Без глубокого знания макроэкономики в  современных условиях нельзя сознательно  и компетентно, осмысленно и творчески  воспринимать действительность, разбираться  в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные  задачи хозяйственной практики, знать  объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.

      Реформаторская  деятельность по преобразованию  неэффективной  белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с  крайне слабой подготовленностью большинства  членов нашего общества к работе в  новых, рыночных условиях.

    Для успешного развития страны необходима четко сформулированная стратегия  устойчивого развития. Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды  для нынешних и будущих поколений. 
Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - "высокий интеллект - инновации - благосостояние".

    Важнейшими  задачами обеспечения устойчивого  развития Беларуси являются переход  на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния. 

    Основополагающие  принципы перехода к устойчивому  развитию:

  • человек - цель прогресса, уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства;
  • повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
  • приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
  • улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
  • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
  • усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование экологоориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
  • рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
  • развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
  • ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества. [3]

      Республика  Беларусь - это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов  пришла пора строже судить о том, как  государство богатеет и чем живёт.

      Важной  составной частью политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы  услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.

    Помочь  государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения   его   мощностей,   технологического уровня. Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой,  неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством,  ни о какой прибыли не может быть и речи,  а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в белорусскую экономику, без чего, в свою   очередь,   невозможен   подъём производства,   то   есть возрождение экономики. 

    Тема  моей курсовой работы очень актуальна  на сегодняшний день. Актуальность и острота проблемы инвестиций для  Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых  объемах средств в воспроизводственный процесс  не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.

    При написании данной курсовой работы я  опиралась на такие основные литературные источники как: Шуляк П.Н. Финансы предприятий, Румянцева Е.Е. Финансы организаций, Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций, Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции. http://www.neg.by/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические  основы инвестиционной  политики и экономического  роста

1.1Сущность  инвестиционной политики  и её  составляющие

Инвестиции - совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов в целях увеличения активов  и прибыли. Это понятие охватывает и реальные инвестиции (капитальные  вложения), и финансовые (портфельные) инвестиции. [2]

Инвестиционная  политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства  капитальных ресурсов в регионе.

В качестве инвестиций могут выступать:

1) денежные  средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие  ценные бумаги;

2) движимое  и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование и  др.);

3) объекты  авторского права, лицензии, патенты,  ноу-хау, программные продукты, технологии  и другие интеллектуальные ценности;

4) права  пользования землей, природными  ресурсами, а также любым другим  имуществом.

Любые инвестиции связаны с инвестиционной деятельностью предприятия, которая  представляет собой процесс обоснования  и реализации наиболее эффективных  форм вложений капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия. Для осуществления  инвестиционной деятельности предприятия  вырабатывают инвестиционную политику. Эта политика является частью стратегии  развития предприятия и общей  политики управления прибылью. Она  заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема операционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли.

Уровень развития инвестиционной политики организации  зависит от особенностей инвестиционной политики государства, поэтому на ее формирование оказывают влияние  факторы, сдерживающие инвестиционную активность российской экономики. К  ним относятся:

· относительно высокий уровень инфляции;

· достаточно высокий уровень налогов;

· неполное финансирование государственных инвестиционных программ;

· низкая эффективность инвестиционных вложений;

· недостаток собственных средств у организаций  для обновления основного капитала и трудности в получении коммерческих кредитов из-за неустойчивого их финансового  положения и высоких процентов  ставок кредита;

· высокий  инвестиционный риск. [7]

Сущность  инвестиционной политики заключается  в обеспечении воспроизводства  основных фондов производственных и  непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер  инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства  в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию.

По наличию  и характеру правовой базы можно  выделить формализованную и неформализованную  государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной  правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая  степень государственного участия  в экономике. Неформализованная  инвестиционная политика характеризуется  сравнительно низкой долей государственных  капиталовложений (до 30%), большим объемом  частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих  субъектов и объемов промышленного  производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной  правовой базой.

По форме  управления можно выделить следующие  типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор — государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя  из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую в Беларуси, можно оценить как  формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства  значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени  регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного  бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения  крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее  время происходит постепенный переход  от формализованного централизованного  типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу. 

1.2Цели  инвестиционной политики.

 В  осуществлении собственной инвестиционной  политики каждый район может  преследовать самые разнообразные  цели. Главная проблема состоит  в том, что локальные инвестиционные  устремления не должны противоречить  установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны [11].

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста