Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание

бомбовая работа

Работа состоит из  1 файл

заказ 325.doc

— 561.50 Кб (Скачать документ)

Указанные инвестиции необходимо отличать от инвестиций с аналогичным  названием при классификации  инвестиций по совместимости их осуществления. Поданному признаку выделяют независимые (автономные) инвестиции, которые могут  быть реализованы как независящие от других объектов инвестирования в общей инвестиционной программе предприятия, взаимозависимые, очередность реализации или последующая эксплуатация которых зависит от других объектов инвестирования, и взаимоисключающие, которые требуют альтернативного выбора1.

Инвестиции (капитальные  вложения) в основной капитан классифицируются также по отраслевому назначению строящихся объектов:

- объекты производственного назначения;

- объекты сельскохозяйственного назначения;

- объекты транспорта и связи;

- жилищное строительство;

- геолого-разведочные работы;

- объекты социальной сферы (учреждения здравоохранения, образования, культуры, торговли и др.).

В международной практике в составе инвестиций выделяются: венчурные, прямые, портфельные и  аннуитет. К венчурным относятся инвестиции, направляемые в ИП. имеющие высокую степень риска: к прямым — вложения в основной капитал предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы. Понятие портфельных инвестиций нами уже ранее рассмотрено. Аннуитет включает инвестиции, которые приносят вкладчику доход через равные промежутки времени.

1.3. Инвестиционная деятельность в России

 

 

Определение инвестиционной деятельности е содержится в ФЗ «Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно данному Закону инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.3

Таким образом, под инвестиционной деятельностью можно понимать целенаправленную деятельность одного лица или совокупности лиц (субъектов инвестиций - инвесторов) по подготовке, планированию и осуществлению вложений имущественных и неимущественных ценностей (средств инвестиций) в любое иное имущество (активы), неимущественные ценности, новые виды предпринимательской и другой деятельности, капиталы и доли участия в юридических лицах, другие объекты для достижения социально полезных целей и создания общественно значимого потенциала (объекты инвестиций) за счет соответствующих источников.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказ-чики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельно-сти, а еще поставщики, юридические лица( банковские, страховые и по-среднические организации, инвестиционные фонды) и остальные участники инвестиционного процесса. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в разных формах и обеспечивают их целевое использование.

Объектами инвестиционной деятельности в России являются:

- вновь формируемые  и модернизируемые основные фонды  и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;

- ценные бумаги (акции, облигации и др.);

- целевые денежные  вклады;

- научно-техническая  продукция и другие виды собственности;

- имущественные права  и права на интеллектуальную  собственность.

В состав инвестиционной сферы включаются:

- сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды предприятий различных отраслей народного хозяйства. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству и других объектов инвестиционной деятельности;

- инновационная  сфера, где реализуются научно-техническая  продукция и интеллектуальный  потенциал;

- сфера обращения финансового  капитала (денежного, ссудного и  финансовых обязательств в различных  формах).

 

 


 

 

 

 

 

Рис 1.3. Состав инвестиционной сферы

 

Необходимо отметить, то принципами инвестиционной деятельности являются добровольности инвестирования, равноправия участников, защищенности инвестиций, а также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а еще общества, страны и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.  

Отличительные особенности  инвестиционной деятельности заключаются в том, что:

-   для инвестиционной деятельности законодатель установил двуединую цель (прибыль и достижение положительного социального эффекта);

- предоставил инвестору  возможность извлекать прибыль  (доход) от использования средств в экономическом, хозяйственном обороте не от собственного имени, а от имени хозяйствующего субъекта;

-   не требует поэтому от инвестора регистрации в качестве предпринимателя.4

Россия принимает прямое участие в  инвестиционной деятельности:

1) Российская Федерация с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;

2) из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов России финансируются приоритетные инвестиционные проекты;

3) Правительство России формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;

4) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов России;

5) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

7) защита организаций России от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;

8) выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др.

 

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

2.1. Инвестиционная деятельность в России на современном этапе и ее основные проблемы

 

Россия переживает переходное состояние между неблагоприятным  инвестиционным климатом и благоприятным. Теперь действия российского правительства  определяют в судьбу создания первой в России полноценной экономики свободного рынка.

Большинство статистических данных говорят в пользу улучшения  инвестиционного комплекса России, однако некоторые сферы остаются проблемными. В их числе иностранные  эксперты отмечают высокую степень коррупционности чиновников, повышение инфляций, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожную сеть).

Тем не менее, рассмотрение темы инвестиционного комплекса  и потенциала России является актуальной в настоящее время. Актуальность этой проблемы стала особенно очевидной в последние несколько лет, когда в российской экономике появились признаки так называемой «голландской болезни», для которой характерна гипертрофированная роль сырьевого сектора национальной экономики. Одним из решений данной проблемы может стать развитие экспорта российских высоких технологий и промышленных товаров, произведенных на базе этих технологий.

Потенциал страны или  региона в своей  основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др. ситуаций.

В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к  России, «общефедеральный» законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.

Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде  всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ, в том числе совместно с  иностранными инвесторами.

Кроме непосредственного  выделения средств из бюджета  для финансирования инвестиционных проектов, государство может также:

- осуществлять выпуск  целевых облигационных и иных  аналогичных инвестиционных займов;

- предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам  торгов (конкурсов и аукционов);

-  обеспечивать государственные  гарантии по  проектам, реализуемых  за счет средств федерального  и региональных  бюджетов.

Формирование перечня  строек и объектов технического  перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их  за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В зависимости от реального  и прогнозируемого состояния  экономики (уровня инфляции, дефицита (профицита) бюджетной системы, отраслевой структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) могут применяться различные концепции регулирования инвестиционного рынка, однако любая выбранная концепция должна обеспечивать баланс между достижением стратегических целевых установок (рост ВВП и национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции и т.п.) и поддержанием нормальных параметров текущей экономической ситуации (равновесие между спросом и предложением, оптимальные процентные ставки на кредитные ресурсы, стабильность денежной массы и др.).

Для достижения поставленных целей государство принимает  непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей легализации сферы  негосударственного инвестирования, функционирующей  на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.

Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в  области инвестирования предполагает создание благоприятных условий  и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов.

В последние годы в  России, хотя и наблюдалась постепенная  активизация инвестиционных процессов, в то же время в абсолютном выражении  суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности  российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:

- высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса  от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

- избыточные административные  барьеры для предпринимателей;

- недостаточная правовая  защита отечественных и иностранных  инвесторов, слабая правоприменительная  практика;

- достаточно высокая  цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

- отсутствие эффективных  механизмов трансформации сбережений  населения в инвестиции;

- недостаточный уровень  развития фондового рынка. 

Наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития