Инвестиционная деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым

Автор работы: Ольга Иванова, 09 Августа 2010 в 03:04, курсовая работа

Описание

Развитие рекреационного комплекса в АРК требует привлечения инвестиционных ресурсов, обоснования инвестиционных проектов, разработки путей привлечения инвесторов, т.е. формирования инвестиционной привлекательности региона является наиболее важным для региона, что и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Анализ последних публикаций свидетельствует о том, что ряд работ посвящены вопросам изучения рекреационного потенциала на примере Крымского предгорья [3, с. 8], оценке рекреационных ресурсов [13, с.165]. Однако проблемы эффективного использования рекреационных ресурсов в комплексе изучены недостаточно и требуют наиболее полного рассмотрения, что и обуславливает актуальность темы.
Целью данной работы является характеристика инвестиционной привлекательности полуострова Крым для развития на его территории курортного, санаторного, оздоровительного, туристического бизнеса, оценка рекреационных ресурсов, изучение путей повышения их эффективного использования.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
• дать характеристику рекреационным ресурсам и их классификацию:
• раскрыть основные проблемы по использованию рекреационных ресурсов;
• определить пути повышения эффективного использования рекреационных ресурсов Крыма.
Объектом данной работы является изучение инвестиционной деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым.
Предметом данной работы является инвестиционной деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Рекреационные ресурсы Крыма………...
Характеристика региона…………………………………..
1.2. Анализ рекреационно-туристического потенциала ……
ВЫВОДЫ к разделу 1……………………………………….
Раздел 2. Анализ организационно-экономической характеристики и инвестиционной привлекательности рекреационно-туристического потенциала АР Крым……………………………………………………………..
2.1. Инвестиционная привлекательность рекреационного комплекса…………………………………………………………
2.2. Анализ рекреационно-туристического потенциала ………
ВЫВОДЫ к разделу 2……………………………………….
Раздел 3. Инвестиционная деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым……………..
3.1 Инвестиционная деятельность в рекреационных районах..
3.2. Положительный опыт привлечения инвестиций………….
3.3. Инвестиционные проекты республиканского значения….
ВЫВОДЫ к разделу 3……………………………………….
Выводы….……………………………………………………………… 48
Список литературы……………………………………………………... 53
Приложения……………………………………………………………... 55

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 671.00 Кб (Скачать документ)

     Также одним из приоритетных направлений  в привлечении иностранных инвестиций в туризм в Украине может стать  формирование свободных зон рекреационного предпринимательства.

     Создание  туристических и курортно - рекреационных  СЭЗ наряду с дополнительным привлечением иностранной валюты позволит решить комплекс экономических, экологических, социальных, научных и других проблем, связанных с кардинальным улучшением данного вида деятельности, в т.ч.: реконструкции материально-технической базы курортов, расширение набора рекреационных услуг и видов досуга, повышения квалификации и заработной платы обслуживающего персонала.

    Согласно официальной статистике Министерства курортов и туризма АРК, в здравницах автономии за январь-август т.г. отдохнули 800 тысяч человек - на 181 тысячу меньше (на 18%), чем за аналогичный период прошлого года. А в 2008 году количество отдыхающих сократилось на 12% в сравнении с 2007 годом. В целом, с начала года в Крыму отдохнули 4 млн. 300 тысяч человек, что на 619 тысяч, или на 12,5% меньше соответствующего показателя 2008 года. Интересно, что количество санаторно-курортных учреждений и туристских предприятий в Крыму практически не изменилось, как и в прошлом году их около 280.

 

       Раздел 3. Инвестиционная деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым 

       3.1 Инвестиционная деятельность в рекреационных районах  

     Решение актуальной проблемы реструктуризации туристско-рекреацнонного сектора экономики Украины и ее регионов может быть достигнуто лишь на основе динамичного и планомерного инвестиционного процесса. В Государственной программе развития туризма в Украине на 2002-2010 гт. [7] отмечается, что дальнейшее развитие туризма в стране тормозится медленными темпами роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма, а также поставлена задача разработки и выполнения инвестиционной программы создания инфраструктуры туризма в туристско-рекреашюнных зонах по направлениям национальной сети международных транспортных коридоров. Научное обоснование инвестиционных программ должно строиться на принципах территориальной дифференциации и учете географической специфики региона. Вместе с тем географические аспекты инвестиционной деятельности в сфере отдыха и туризма крайне редко выступают объектом специального исследования [1, с. 56].

     Анализ  основных показателей инвестиционной деятельности в туристско-рекреационном  комплексе Крыма позволил выявить  несоответствие масштабов и качественной структуры инвестиций статусу рекреации как приоритетного сектора региональной экономики. По данным Главного управления статистики в АРК [9, с. 8]. инвестиции в основной капитал гостиничного и ресторанного хозяйства в 2009 г. составили 168863 тыс. грн.. что составляет всего 6,9% общего объема инвестиций в АР Крым. Из Государственного бюджета централизованные средства на развитие гостиничного хозяйства не выделяются, и основным источником финансирования для предприятий и организаций всех форм собственности являются собственные средства. В структуре освоенных капитальных вложений 99.9% приходится на предприятия негосударственной формы собственности, а предприятиями государственной формы собственности освоено лишь 89 тыс. грн. Особенностью последних лет является преимущественное направление капиталовложений на строительство новых гостиничных объектов (93,9%); на цели технического перевооружения и реконструкции, на приобретение машин и оборудования используется лишь 5,8% инвестиций. Территориальная структура инвестиций в основной капитал отличается гипертрофированно высокой долей Ялты (94.3%).

     Представление о региональных различиях в инвестиционной привлекательности Крыма может  дать таблица 1.

Таблица 1. Инвестиции в рекреационное хозяйство Крыма в 2008 г.

Районы Южный Юго-Восточный Западный Юго-Западный Северо-Западный Восточный Центральный Северный
Параметры\
Инвестиции  в санаторно-курортное хозяйство, тыс. грн. 57259 12960 - 2151   3195 - - -4- 12675
в т.ч. в санатории. % 19.1 80.8 - 4.7 - 100.0 62.9 0.001
Инвестиции  в туристское хозяйство. тыс. грн. 134532 4956 4432 11627 380 8 5165 12670
в т.ч. в гостиницы, % 60.3 76.3 100.0 58,2 100.0 100.0 0.05 100.0
Удельный  вес инвестиций в рекреационное  хозяйство от общего объема инвестирования, % 100,0 23,5 3,1 4,3 2,6 12,2 28,8 31,4
Инвестиции  в рекреационное хозяйство в  расчете на 1000 отдыхающих, тыс. грн. 396,1 185,3 75,4 270,6 20,0 140,5 86,8 -
Инвестиции  в рекреационное хозяйство на 1 кв. км, тыс. грн. 217,2 20,2 5,1 2,6 0.2 1.2 6.9 2.3
 

     В расчете на 1000 отдыхающих объем инвестиций составляет от менее 100 тыс. грн. в районах  Северного. Центрального Крыма, Сакско-Евпаторийской  группы курортов и Керченского полуострова  до 400 тыс. грн. в Б. Ялте и Б. Алуште. При этом удельный вес инвестиций в рекреационное хозяйство в большинстве районов не превышает 10-30% от общего объема инвестирования в основной капитал, и лишь на ЮБК его значения колеблются от 70 до 100%. Таким образом, наиболее высокий рейтинг инвестиционной привлекательности по-прежнему сохраняют староосвоенные рекреационные районы, а развитие материально-технической базы рекреации альтернативных районов тормозится вялыми темпами финансирования и отсутствием крупных инвестиционных проектов.

     Заметное  место среди инвестиционных предложении занимают ооьекты незавершенного санаторно-курортного и туристского строительства. В их составе 13 объектов государственной собственности Украины (суммарная проектная стоимость строительства — 67 млн. долл.; сумма освоенных средств - 40,7 млн. долл.); 20 объектов государственной собственности Украины, отнесенных в сферу государственного управления делами при президенте Украины (193.4 и 60.8 млн. долл.); 13 объектов предприятии АР К (233 и 113, 8 млн. долл. соответственно) [8, с. 60]. Большая часть объектов незавершенного строительства размешается в староссвсенных рекреационных районах, в т.ч. 19 - в Б. Ялте, 14 — в Б. Алуште, 7 — в Евпатории. Из районов нового освоения выделяются Черноморский и Ленинский районы. В структуре предприятий преобладают объекты гостиничного хозяйства и базы отдыха.

     Специальный режим инвестирования был введен в АР Крым с целью привлечения  капитала и повышения экономического потенциала регионов автономии. Реализация первого инвестиционного проекта  на территориях приоритетного развития - «Реконструкция гостиничного комплекса «Ореакда» была начата в 2000 г. По состоянию на 01.01.2009 г. из общего объема инвестиций, предусмотренных инвестиционными проектами, на развитие гостиничного хозяйства приходится 71818 тыс. грн. [9, с.8]. В целом организация в Крыму семи территорий приоритетного развития пока не принесла ожидаемого эффекта оживления рекреационной деятельности. Из 27 крымских проектов, действовавших в 2008 г.. лишь 6 были связаны с развитием санаторно-курортного и гостиничного хозяйства, турагентской деятельностью и созданием аттракционов. В то же время отмена статуса территории приоритетного развития, вероятно, отрицательно скажется на степени благоприятности инвестиционного климата и может привести к сворачиванию многих проектов.

     Важным  направлением инвестиционной деятельности является привлечение и использование  прямых иностранных инвестиций. На 01.01.2009 г. В гостиничном и ресторанном хозяйстве АРК размешено 63,2 млн. долл. США [9, с. 8]. Более половины инвестиционного потока приходится на капитал из Швейцарии. Российской Федерации и Латвии. На староосвоенкые районы Южного, Юго-Восточного и Западного Крыма (особенно Ялту-. Феодосию и Саки) приходится более 70% инвестиционной активности, в т.ч. почти 100% прямых иностранных инвестиций, в то время как из новых районов инвестирования можно выделить только Черноморский административный район (7.5% от общего объема ннвестирования). Разгрузка южного побережья, имеющего на сегодняшний день чрезмерную концентрацию рекреационных потоков и основных фондов рекреационного назначения, может достигаться лишь путем переориентации движения инвестиций в основной капитал санаторно-курортной и туристской отраслей. Необходимо существенно улучшить инвестиционный климат районов стратегического освоения в Северо-Западном. Восточном и Центральном Крыму путем ввода специального экономического режима. В инвестировании нуждается ряд проектов — на Тархаккуте (Черноморсксе-Межводное-Стерегушее), на азовском побережье (Каменское-Щелкино). на западе Крыма (Никол а евка-Песчаное), в Горно-Предгорном Крыму (Бахчисарай, Чатырдаг, Соколиное), в Юго-Восточном Крыму (Солнечногорское-Рыбачье-Морское), в Севастопольском горсовете. Новое строительство в этих районах будет способствовать улучшению материально-технической составляющей качества рекреационной среды и в сочетании с продуманной рекламой может позитивно влиять на переориентацию рекреационных потоков. В традиционных курортных районах инвестиции должны направляться на расширение строительства высококлассных инфраструктурных объектов, реконструкцию и модернизацию существующих средств размещения, наподдержание качества природно-рекре анионных ресурсов.

     Кроме того, необходима межгосударственная поддержка социально важных лечебно-рекреационных  программ (отмена налогов, дополнительные инвестиции, создание свободных экономических зон -курортополисов). Так. расчеты показывают, что создание бальнео-грязе-клнмэтического курортополиса у оз. Чокрак при стоимости инвестиции 90 млн. грн., мощности коечного фонда в 2 млн. коек и посещаемости 300 дней в году окупится в течение двух лет [12, с.100].

     С экономической точки зрения целесообразно  развитие в Крыму индустрии развлечений  как наиболее прибыльной формы услуг  туризма, что, однако, повлечет за собой  рост уровня урбанизации рекреационных территорий с вытекающими социально-экономическими и экологическими проблемами. В связи с этим необходима продуманная система дальнейшего наращивания соответствующей инфраструктуры в районах с экологическими ограничениями, в частности, в Горно-Предгорнсм Крыму.

     Рекомендации  относительно инвестиционной поддержки  материально-технического обеспечения  туристско-рекреационного комплекса  в Крыму должны разрабатываться  на основе выявленных проблем в размещении и функционировании приемной базы рекреационного хозяйства, общехозяйственной и специализированной инфраструктуры рекреационных районов. Для всех районов без исключения актуальными являются следующие мероприятия:

     • расширение приемной базы и ее дифференциация с учетом потребностей и финансовых возможностей всех групп потребителей рекреационного продукта, значительное расширение спектра дополнительных услуг;

     • развитие гостиничного и туристского  сервиса, повышение комфортности объектов;

     • ликвидация незавершенного строительства  санаторно-курортных, гостиничных и инфраструктурных объектов;

     • качественное обновление дорожно-транспортной сети, парка машин, строительство  дорожно-сервисных объектов;

     • достижение бесперебойного обеспечения  курортных местностей электрической  и тепловой энергией, водой; централизация котельных, канализационных и водопроводных систем;

     • оснащение рекреационных предприятий средствами современной связи, расширение зоны покрытия мобильной связью, особенно в горных районах:

     • расширение сети культурно-просветительных, зрелищных и физкультурных объектов в поселениях с градообразующей функцией рекреации.

     Отмечается  нарастание степени злободневности указанных мероприятий с юга  на северо-запад и северо-восток, что совпадает с общим направлением снижения рекреационной и, в целом, хозяйственной освоенности территории.

     Итак, анализ основных показателей инвестиционной деятельности в туристско-рекреационном комплексе Крыма позволил выявить несоответствие масштабов и качественной структуры инвестиций статусу рекреации как приоритетного сектора региональной экономики. По данным Главного управления статистики в АРК [9, с. 8]. инвестиции в основной капитал гостиничного и ресторанного хозяйства в 2009 г. составили 168863 тыс. грн.. что составляет всего 6,9% общего объема инвестиций в АР Крым. Из Государственного бюджета централизованные средства на развитие гостиничного хозяйства не выделяются, и основным источником финансирования для предприятий и организаций всех форм собственности являются собственные средства. В структуре освоенных капитальных вложений 99.9% приходится на предприятия негосударственной формы собственности, а предприятиями государственной формы собственности освоено лишь 89 тыс. грн. Особенностью последних лет является преимущественное направление капиталовложений на строительство новых гостиничных объектов (93,9%); на цели технического перевооружения и реконструкции, на приобретение машин и оборудования используется лишь 5,8% инвестиций. Территориальная структура инвестиций в основной капитал отличается гипертрофированно высокой долей Ялты (94.3%). 

Информация о работе Инвестиционная деятельность в курортно-рекреационной сфере в АР Крым