Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание

Актуальность данной работы состоит в том, что для России значение иностранных инвестиций очень велико. Несмотря на очевидный рост объема иностранных инвестиций, неоднородной остается отраслевая и региональная структура инвестирования. Это можно объяснить тем, что иностранным инвесторам не выгодно создавать конкурентоспособные производства в России. Также в реальных инвестициях нуждаются основные производственные фонды, в связи с изношенностью оборудования, отставанием технологий.
Цель работы - определить экономическую сущность инвестиций, их правовое регулирование, проследить динамику иностранных инвестиций и их роль и место в экономике России.

Работа состоит из  1 файл

111423_КГТЭИ_Макроэкономика_33_Иностранные инвестиции в России_м750РОА_доработка.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

Из положительного можно отметить, что в этот период формируется законодательная база, в 1991 г. принят закон «Об иностранных  инвестициях в РСФСР», согласно которому для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим [3]. Создается Консультативный Совет по иностранным инвестициям. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» разрабатываются меры, способствующие привлечению иностранных капиталов.

Формирование  более цивилизованных отношений  с иностранными инвесторами связано  с восстановительным периодом российской экономики. Условно этот период датируют 2000-ми годами и настоящим временем. Постепенно формируется нормативно-правовая база. Правительством Российской Федерации разработаны меры по улучшению инвестиционного климата, предполагающие снижение административных барьеров, упрощение порядка получения разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и ряд других. 
На 25 заседании Консультативного Совета по иностранным инвестициям Премьер-министр России Владимир Путин отметил важность конструктивного диалога между правительством России и сообществом иностранных инвесторов в разработке и совершенствовании нормативных, налоговых, административных условий и правил для улучшения климата в России.

Тем не менее, Правительством выдвигаются более жесткие требования по отношению к иностранным инвесторам. Так закон 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает правила, огранивающие участие иностранцев в уставном капитале российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение. Премьер-министр В. Путин высказывает точку зрения о «необходимости сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права» , что повышает требования к иностранной рабочей силе, необходимой для реализации иностранных инвестиционных проектов.

Современный этап развития отношений с иностранными инвесторами показывает более зрелые позиции российского правительства в отношениях с иностранными инвесторами. С одной стороны, предпринимаются меры по улучшению инвестиционного климата, с другой, — создаются некоторые ограничения в деятельности иностранных инвесторов, отчасти направленные на формирование собственных позиций в отношениях с иностранными инвесторами.

Отчасти эти  меры способствуют привлечению иностранного капитала и улучшению с его  помощью структуры экономики. Так  величина привлеченного иностранного капитала в экономику России в 2010 г. составила 114,8 млрд. долл. По сравнению с 2009 г. поступление иностранных капиталов увеличилось на 40%. Если говорить о поступлении иностранных инвестиций в разрезе видов экономической деятельности, то на долю обрабатывающей промышленности приходится около 29%, на долю добывающей промышленности -12%.

Но все-таки иностранный инвестор не в полной мере «работает» на интересы государства. Так, если рассматривать структуру  поступления в обрабатывающие производства, то здесь основная доля приходится на производство кокса и нефтепродуктов (11,6%), металлургическое производство (6,7%), то есть на продукцию переделов ресурсных отраслей. Значительные поступления отмечены в такую статью, как «финансовая деятельность», в 2010 г. на неё пришлось 33,1% всех иностранных вложений. При поступлении всех иностранных инвестиций основная их часть — 87% приходится на «прочие» — 99,9 млрд долл. (2010 г.). Размер прямых инвестиций составляет 13,8 млрд долл. (12%), портфельных инвестиций — 1,1 млрд долл. (1%).11

Рассматривая  отношение к иностранным инвесторам на различных этапах экономического развития России можно увидеть неоднозначные  мнения по поводу привлечения иностранных  капиталов. Они менялись в зависимости  от существовавшей политической системы, от целей экономического развития. Однако из каждого периода времени можно взять определенные позитивные последствия, извлекать необходимые уроки и применять их в соответствии со складывающимися современными тенденциями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Иностранный капитал использовался для развития экономики, её диверсификации. С его помощью в середине XIX и начале XX вв. развивались металлургическая, энергетическая, электротехническая промышленность, в страну привлекалась передовая техника. Важным моментом было то, что государству удалось создать условия, при которых иностранные капиталы не вытесняли отечественные, а служили дополнением. Правительством пресекалась и исключалась возможность решающей роли иностранцев в хозяйственном развитии России.

Исторический  опыт показал, что нельзя категорически  отрицать возможность присутствия  иностранных инвесторов. Отчасти  это можно видеть в советском  периоде экономического развития. Если у страны отсутствует свой собственный опыт налаживания высокотехнологичных производств и создания конкурентоспособной продукции, необходимый управленческий опыт, то страна может оказаться далеко не на передовых позициях в мировом экономическом развитии. Более развитые в этом отношении иностранные инвесторы могут привнести в экономику новые технологии, опыт ведения и организации производства. Но нельзя при этом забывать, и о том, что непродуманная политика по отношению к иностранному инвестору привела к развитию «однобокой» экономики в сторону сырьевой специализации, характерной в 90-е гг. ХХ века. Чтобы не допускать подобных ситуаций, надо иметь ясные, более жесткие и четкие позиции по отношению к деятельности иностранных инвесторов. Это показал современный опыт. Подобная политика будет способствовать и притоку иностранных капиталов, но с другой стороны, будет достигнута главная цель — осуществление диверсификации экономики.

 

  1. Динамика иностранных  инвестиций в экономику России

По данным Федеральной  службы государственной статистики (Росстат) общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010г. составил 300,1 млрд. долл., что на 11,9% больше, чем на конец предыдущего года (в 2009г. прирост за год составил 1,4%). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных инвестиций - 3,0% (3,8%).

          В 2010г. в экономику России  поступило 114,7 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. В 2010г. отмечен рост поступления иностранных инвестиций в экономику России. В 2006г. объем поступления иностранных инвестиций за год увеличился на 2,7% и составил 55,1 млрд.долларов США, в 2007г. - в 2,2 раза (120,9 млрд. дол.), а в 2008г. он снизился на 14,2% (103,8 млрд. долл.), в 2009г. - на 21,0% (81,9 млрд. долл.).

 

Рисунок 1. Динамика иностранных инвестиций 2007 – 2011 гг.

       

          Структура иностранного капитала, поступившего в Россию, за 2010г. изменилась. При снижении доли прямых инвестиций с 19,4% в 2009г. до 12,1% в 2010г. (в основном, за счет снижения доли взносов в капитал - с 9,8% до 6,7%) и доли портфельных инвестиций - с 1,1% до 0,9%, отмечен рост доли прочих инвестиций - с 79,5% до 87,0% соответственно (в основном, за счет роста доли кредитов на срок до 180 дней - с 8,1% до 36,0%).

        В 2010г. по сравнению с предыдущим  годом поступление прямых инвестиции  снизилось на 13,2% (в 2009г. по сравнению  с 2008г. - снижение на 41,1%), что вызвано снижением объемов прямых иностранных инвестиций из основных стран-инвесторов: из Виргинскихостровов - на 395 млн.долл. (на 56,3%), Финляндии - на 286 млн.долл. (на 42,4%), Кипра - на 253 млн.долл. (на 6,8%), Швейцарии на 231 млн.долл. (на 68,2%), Китая - на 180 млн.долл. (на 59,8%).

        Наибольшее снижение объемов  прямых иностранных инвестиций  в 2010г. по сравнению с 2009 г. отмечено в организациях, осуществляющих  оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - на 1,6 млрд.долл. (на 45,6%), в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - на 1,0 млрд.долл. (на 37,3%), в строительстве - на 318 млн.долл. (на 42,7%).

        Значительный рост прямых инвестиций наблюдался в производстве транспортных средств и оборудования - на 468 млн. долл. (в 2,0 раза), машин и оборудования - на 268 млн. долл. (на 60%), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 228 млн.долл. (на 61,1%).

        Портфельные инвестиции в 2010г.  возросли по сравнению с 2009г.  на 21,9% (в 2009г. по сравнению с  2008г. было отмечено снижение  на 37,7%). Структура портфельных инвестиций  изменилась. При снижении доли  акций и паев в общем объеме  портфельных инвестиций с 42,9% в 2009г. до 32,0% в 2010г., доля долговых ценных бумаг возросла соответственно с 56,2% до 63,2%.

        Иностранные портфельные инвестиции  поступали, в основном, в акции  и паи организаций по производству  и распределению электроэнергии, газа и воды - 50,2% от общего объема данного вида поступления, организаций связи - 29,5%; в долговые ценные бумаги организаций строительства - 50,3% от общего объема данного вида поступления, организаций, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 18,6%.

         Портфельные инвестиции в 2010г.  поступили, в основном, из Виргинских  островов - 49,5% их общего объема  поступления и Кипра - 29,0%.

        Прочие иностранные инвестиции  возросли в 2010г. по сравнению с предыдущим годом на 53,3% (в 2009г. по сравнению с 2008г. отмечено снижение на 13,5%). В структуре прочих инвестиций произошли некоторые изменения. При снижении доли торговых кредитов в общем объеме прочих инвестиций с 21,4% в 2009г. до 17,6% в 2010г., доля прочих кредитов возросла соответственно - с 78,0% до 79,3%.

        Объемы прочих кредитов увеличились  за 2010г. на 55,7%, из них кредиты  на срок свыше 180 дней - в 6,2 раза. Прочие кредиты поступили, в  основном, из Соединенного королевства (Великобритании) - 38,2 млрд.долл., или 48,3% от их общего объема.

        Среди видов экономической деятельности  наиболее привлекательными для  вложения иностранного капитала  в 2010г. была финансовая деятельность, обрабатывающие производства; добыча  полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь. В 2010г. в финансовую деятельность поступило 37,9 млрд. долл., или 33,1% от общего объема поступивших иностранных инвестиций.

         Значительное снижение объемов  поступления иностранных инвестиций  за 2010г. было отмечено в организациях  рыболовства, рыбоводства - на 64,2%, транспорта и связи - на 52,2%, здравоохранения  и предоставления социальных услуг - на 50,5%.

        Среди организаций, получающих  инвестиции из-за рубежа, наиболее  устойчивое финансовое состояние  имеют организации, осуществляющие  деятельность в добыче полезных  ископаемых, производстве кокса  и нефтепродуктов.

        Так, в 2010г. по сравнению с 2009г. в организациях, осуществляющих деятельность в добыче полезных ископаемых доля убыточных организаций в общем числе организаций снизилась на 11,3 процентного пункта и составила 32,4%, в производстве кокса и нефтепродуктов - на 11,3 процентного пункта (19,0%), при снижении данного показателя в среднем по России на 4,2 процентного пункта (27,8%).

        Организации указанных видов  деятельности являются платежеспособными,  о чем говорит коэффициент  текущей ликвидности, который  в 2010г. составил соответственно 203,3% (в 2009г. - 160,2%), 253,9% (160,8%), (в среднем по России - 186,8% (129,4%).

       Иностранные инвестиции в расчете  на душу населения Российской  Федерации в 2010г. составили  803 долл. (в 2009г. - 577 долл.), в том  числе прямые - 97 долл. (112 долл.). Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения отмечен в Ненецком автономном округе - 9050 долл., Сахалинской области - 1592 долл..

        В 2010г. иностранные инвестиции  поступили в 77 субъектов Российской Федерации. Поступление по субъектам Российской Федерации происходило неравномерно, так на 13 из них приходилось 87,0% общего объема поступления, в том числе на Москву - 57,7%.

        В 2010г. по сравнению с 2009г.  наибольший рост доли поступления иностранных инвестиций в общем их объеме наблюдался в Вологодской области - с 0,1% до 0,9%, Республике Хакасия - с 0,0% до 0,5%, Республике Татарстан - с 2,7% до 3,6%, Москве - с 50,4% до 57,7%; значительное ее снижение имело место в Сахалинской области - с 7,0% до 4,4%, Санкт-Петербурге - с 6,8% до 4,5%, Ленинградской области - с 1,5% до 0,6%, Чукотском автономном округе - с 0,6% до 0,0%.

        В 2-3 раза выросли объемы поступления  иностранных инвестиций в Республику  Адыгея, Липецкую область, Республику Башкортостан, Красноярский край, Ульяновскую область; в 5 раз - Еврейскую автономную область, Тамбовскую область; Курскую - в 7,1 раза; Вологодскую область - в 15,6 раза; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - в 18,2 раза; Республику Хакасия - в 19,4 раза; Орловскую область - в 24,9 раза.

         В то же время в ряде территорий  наблюдается значительное сокращение  поступления иностранных инвестиций. Так, в Республике Марий Эл  поступление иностранного капитала  составило 8,1% от уровня 2009г., Республике Дагестан - 6,5%, Магаданской области - 6,2%, Чукотском автономном округе - 5,4% .

         В 8 субъектов Российской Федерации  прямые иностранные инвестиции  не поступали.

        Поступление портфельных инвестиций  в 2010г. было отмечено в 54 субъектах Российской Федерации.  Наиболее привлекательными для  иностранных инвесторов были  Красноярский край, Москва, Ленинградская  область, Свердловская область,  Тюменская область, Приморский край, Саратовская область, Пермский край. Объем поступления портфельных иностранных инвестиций в эти субъекты Российской Федерации составил 1,0 млрд.долларов США, или 92,9% от общего объема поступления портфельных инвестиций.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России