Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание

Актуальность данной работы состоит в том, что для России значение иностранных инвестиций очень велико. Несмотря на очевидный рост объема иностранных инвестиций, неоднородной остается отраслевая и региональная структура инвестирования. Это можно объяснить тем, что иностранным инвесторам не выгодно создавать конкурентоспособные производства в России. Также в реальных инвестициях нуждаются основные производственные фонды, в связи с изношенностью оборудования, отставанием технологий.
Цель работы - определить экономическую сущность инвестиций, их правовое регулирование, проследить динамику иностранных инвестиций и их роль и место в экономике России.

Работа состоит из  1 файл

111423_КГТЭИ_Макроэкономика_33_Иностранные инвестиции в России_м750РОА_доработка.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

- осуществление операций  но финансовому лизингу;

- реинвестирование прибыли;

- предоставление прав па использование новой технологии, ноухау и др.

После отмены с начала 1995 г. Закона о предприятии в законодательных  актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) — объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом).4 В соответствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организационно правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:

- полного товарищества;

- товарищества на вере (коммандитного товарищества);

- общества с ограниченной  ответственностью;

- общества с дополнительной  ответственностью;

- акционерного общества (открытого или закрытого типа).

Если в коммерческой организации участвуют российские и иностранные партнеры, то это — совместное предприятие. Если в коммерческой организации представлен один или несколько иностранных партнеров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и считается предприятием со 100% иностранными инвестициями.

В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в основные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной собственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и других документальных подтверждений вносимых имущественных прав.

Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной собственности, может принимать форму:

1) документального  подтверждения вносимых прав (патентов, лицензий и др.);

2) оценки интеллектуального  потенциала инвестора;

3) оценки творческих  возможностей инвестора;

4) оценки лицензионного  вознаграждения.

Лицензионное  вознаграждение, выступающее в роли цены технологии — это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование технологического преимущества обеспечивает предпринимателю получение сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти. При расчете ставки роялти обязательно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные ставки, он мог бы получить доход, равный роялти.

В качестве оплаты прав на использование технологии может  использоваться передача цепных бумаг (акций и облигаций). Данная форма  вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с другими формами примерно в 15% лицензионных соглашений. Чаще всего при этом лицензиар получает от 5 до 20% акций лицензиата, в отдельных случаях эта доля доходит до 40%.

Закон «Об иностранных инвестициях» 1999 г. определяет, что в качестве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут выступать:

- иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии е законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

- лицо без  гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ; гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;

- международная  организация, причем не любая  организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Как и любое  другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия.

Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

- увеличение  объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического  развития и улучшение состояния  платежного баланса страны;

- поступление  передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта; результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноухау и т.д.;

- использование  местных сбережений для реализации  прибыльных проектов;

- привлечение  местных капиталов и укрепление  местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

- более полное  использование местных природных  ресурсов;

- повышение  уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей  силы;

- расширение  ассортимента выпускаемой продукции;

- развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов па оплату импорта;

- расширение  экспорта поступления иностранной валюты;

- увеличение  объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ; 
повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

- использование  более высоких стандартов качества  окружающей среды, расширение  доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения  окружающей среды;

- развитие инфраструктуры и сферы услуг;

- повышение  доверия к стране, что позволит  привлечь новых иностранных инвесторов;

- усиление конкуренции  в национальной экономике и  снижение уровня ее монополизации;

- оздоровление  социально-культурной обстановки  в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным  последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:

- репатриация  капитала и перевод прибыли  в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что  ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;

- увеличение  импорта оборудования, материалов  и комплектующих, требующее дополнительных  валютных расходов;

- подавление  местных производителей и ограничение  конкуренции;

- усиление зависимости  национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

- игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

- возможная  деформация структуры национальной  экономики;

- упадок традиционных  отраслей национальной экономики;

- усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

- ослабление  стимулов для проведения национальных  НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

- ухудшение  состояния окружающей среды в  результате перевода в страну  «грязных» производств и хищнической  эксплуатации местных ресурсов;

- негативное  воздействие на социально-культурные  условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Разумеется, все  перечисленные выше положительные  и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

 

  1. Регулирование иностранных инвестиций

 

Формы международного движения капитала определяются каждой страной  в соответствии с установленным  законодательством. Правовая основа для  привлечения иностранных инвестиций постепенно развивается и совершенствуется в РФ, хотя достаточно много правовых положений все еще тормозят формирование здорового инвестиционного климата.

Советский Союз длительное время остерегался открывать  границы иностранному частному капиталу. Только в 1987 г. был принят закон о совместных предприятиях с участием в них советских и иностранных экономических субъектов. В октябре 1990 г. Президент СССР издал Указ "Об иностранных инвестициях в СССР", а в декабре того же года Верховный Совет принял "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР", которые расширили правовую базу для принятия самостоятельных законов об иностранных инвестициях в ряде бывших союзных республик, в том числе российского закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991г. В законе иностранным инвесторам впервые было разрешено иметь 100% капитала в российских компаниях и полностью их контролировать.

Следующим шагом стало  принятие в 1996 г. второй части Гражданского кодекса РФ, которая включала гражданско-правовое регулирование договоров с иностранными инвесторами. В Кодексе были закреплены различные договорно-правовые формы привлечения иностранных инвестиций: договор коммерческой концессиаренда и др. Тем не менее, их практической реализации препятствовало отсутствие конкретного нормативно-правового механизма, которое особенно ощущалось в добывающих отраслях и прежде всего и нефтяной промышленности

Создать па практике необходимый  правовой механизм оказалось непросто. Только в январе 1996 г. после двухлетней проработки иступил в силу закон "О соглашениях о разделе продукции". Сторонами соглашения о разделе продукции (СРП) являются инвесторы (российские или иностранные) и Российская Федерация, от имени которой и соглашении выступают правительство и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. Право пользования участками недр па условиях раздела продукции на конкурсной основе предоставляется инвестору па базе заключенного соглашения. Лицензия выдается па срок действия соглашения, который устанавливается сторонами в соответствии с действующим законодательством РФ и может быть продлен в целях завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья.

Данный закон был  направлен па привлечение крупномасштабных инвестиции в освоение минеральных ресурсов России, в первую очередь месторождении па шельфе полярных н дальневосточных морен, Восточной Сибири, имеющих сложные горно-геологические и суровые природно-климатические условия. Принятие закона, хотя и способствовало оживлению инвестиционного климата, не сопровождалось в последующие годы интенсивным притоком прямых капиталовложений в нефтегазовую отрасль. Одной из причин явилась сложность процедуры утверждения проектов, осуществляемых в режиме СРП, в частности, необходимость их одобрения Государственной думой.

В июле 1999 г. Думой был  принят закон "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации". Этот закон  содержит ряд расплывчатых формулировок, позволяющих по-разному интерпретировать важные положения закона и вызывающих у иностранных инвесторов настороженность и неуверенность. В законе перечислен ряд инвестиционных гарантий, предоставляемых иностранным компаниям: возмещение убытков, защита от принудительного изъятия имущества, право на использование доходов и прибыли, право на приобретение цепных бумаг и многое другое. Что же касается наиболее важной гарантии – гарантии от неблагоприятных изменений российского законодательства (стабилизационная оговорка), то она носит селективный характер и распространяется только па крупные проекты, инвестиции в которые эквивалентны не менее 1 млрд. руб. Она действует па протяжении всего срока окупаемости инвестиционного проекта, по не более 7 лет с начала его финансирования.5

Характеризуя состояние правового регулирования иностранных инвестиций в России на начало XXI в., большинство российских специалистов оценивают его как неудовлетворительное. Несмотря па отдельные прорывы в отдельных звеньях, законодательство в целом является рыхлым, незавершенным, требующим кардинальной доработки. Представляется весьма актуальным проведение новой инвестиционной политики, которая дала бы новый импульс к эффективному использованию прямых иностранных инвестиций.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России