Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства - исторически сложившимся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.
Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченной стран накопленными запасами материальных средств для производства товаров, но и в различных исторических традиций и опыта производства и уровней развития товарного производства, рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………..…….5
1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация и формы ………….………...6
1.1.Сущность иностранных инвестиций………………………………..…….…..……….6
1.2.Классификация и формы иностранных инвестиций ….…….……………..9
2. Иностранные инвестиции: мировой опыт……………………………..………….......14
2.1. Влияние прямых иностранных инвестиций на страны в современной экономике ……….14
2.2. Зарубежный опыт привлечение иностранных инвестиций на примере Республики Хорватии ………16
3. Привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь и его динамика. ……………...…….…19
3.1 Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь. …………………………….…...19
3.2. Анализ показателей динамики иностранных инвестиций в Республику Беларусь. ……………………………..22
3.3. Направления совершенствования механизма привлечения инвестиций в Республику Беларусь………….………26
Заключение………………………………………………………...……………....……....32
Список использованных источников…………………...……………..…………………33
Приложения………………………………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Иностанные Инвестиции.docx

— 167.98 Кб (Скачать документ)

    В рамках государств-участниц ЕврАзЭС  подписан проект Соглашения о поощрении  и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества. Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику [10]. 

 

    

3.2 Анализ  показателей динамики иностранных  инвестиций в Республику Беларусь 

    Переход на инновационный тип развития и  усиление конкурентных позиций на внешних  рынках требует привлечения значительных капиталовложений в экономику нашей  страны. Для Республики Беларусь это  означает, что ряд ее экспорт ориентированных  предприятий уже в близкой  перспективе не сможет эффективно работать на внешних рынках без установления долгосрочных инвестиционных отношений  с ТНК. Поскольку внутренние финансовые ресурсы весьма ограничены, то жизненно важным источником экономического роста  становится увеличение масштабов зарубежного инвестирования, другими словами, без современной эффективной инвестиционной политики трудно обеспечить стабильный экономический рост [10, с.10].

    Для того чтобы более наглядно оценить уровень инвестиционной привлекательности Беларуси, необходимо произвести анализ динамики привлечения иностранных инвестиций, способствующих развитию широко распространенных форм международного бизнеса.

    Приложения  А и Б представляют собой показатели динамики поступления ИИ по основным инвесторам и областям их инвестирования в Республику Беларусь. Исходя из данных, основными инвесторами в Республику Беларусь являются: Австрия, Россия, Нидерланды, Кипр, Соединенное королевство. Необходимо отметить положительную динамику инвестиций в целом и увеличение валового притока более чем в 2 раза за рассматриваемый период. Можно также отметить снижение инвестиционной активности со стороны Швейцарии, Латвии и Германии на фоне увеличившегося притока со стороны России за 5 лет более чем в 15 раз, что отражает её огромный стратегический экономический интерес к Беларуси.

    Что касается распределения привлеченных иностранных инвестиций по областям и г. Минску, получен следующий результат: больше всего иностранных инвестиций поступило в г. Минск (это составило 57,3% от всех поступивших иностранных инвестиций). Практически во всех областях, кроме г. Минска, с 2008 по 2009 г. произошел спад в привлечении ИИ, возможно, по причине экономического кризиса, который повлиял на экономическую стабильность в стране, и тем самым повлиял на инвестиционный климат.

    Приложение  В демонстрирует поступление ИИ в реальный сектор экономики по отраслям. Здесь необходимо отметить существенный рост вложений в транспортную отрасль (в первую очередь – трансграничную («Белгазпром»)), составивший более чем 4 млрд. $ США с 2006 по 2010 г. Также стоит подчеркнуть рост вложений в сектор торговли и общественного питания, который составил около 1 млрд. $ США с 2006 по 2010 г. Как видно, основная доля инвестиций приходится на сектор услуг (более 67 %), что можно объяснить нежеланием инвесторов вкладывать в отрасли с длительным оборотом капитала.

    Данные (рис.1) иллюстрируют структуру и  динамику привлечения иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь за 2005 – 2010 гг. Как видно на графике, Беларусь постоянно совершенствует свое инвестиционное законодательство, что обусловило положительную динамику притока. Необходимо отметить, что до 2009 г. основную долю инвестиций составляли прочие инвестиции (более 60 % от общего объема), однако в 2009 г. произошло резкое структурное изменение валового притока, которое характеризуется резким скачком роста ПИИ и увеличением их удельного веса в общем притоке до  около 50 % в 2009 г. и более половины в 2010 г. Столь существенный приток ПИИ объясняется принятием в 2009 г.Декрета Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указа Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 413, что позволило существенно улучшить инвестиционный климат в стране.

    Проводя анализ данных приложения Г, относящихся непосредственно к 2011 г., сразу необходимо отметить рост притока ИИ по сравнению с 2010 г. в 2 раза. Удельный вес ПИИ в общем притоке на январь – сентябрь составил 70 %. Наблюдается также существенный приток торговую отрасль, в которой и стоит отметить высокий процент ПИИ. Отмечу стабильно высокий приток в транспортную отрасль (4 255 053,9 тыс. $ США) и обрабатывающую промышленность, в которой основная доля приходится на прочие инвестиции.

    В общем объеме привлеченных средств  доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составила 70%, или млрд. $ 8,82, увеличившись в 2,3 раза. В общем объеме ПИИ доля долговых инструментов составила 88,5%. В том числе задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления ПИИ за январь-сентябрь 2011 года составила $ 7,5 млрд. (85% долга перед прямыми инвесторами), что в 2,1 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 года. Наибольшие объемы ПИИ с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (56% от общего объема прямых инвестиций), Великобритании (27,5%), Украины (3,3%), Кипра (3,1%).

      За январь-сентябрь 2011 года наибольшие  суммы иностранные инвесторы  вложили в организации г. Минска (78%). На организации Гомельской  области приходилось 7,8% валового  поступления иностранных инвестиций, Минской области - 5,2%.

    Обращаясь к структуре инвестиций, следует  отметить, что основной формой привлечения  прямых инвестиций были долговые инструменты (88,5% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за январь - сентябрь 2011 года составила $ 7,5 млрд., что  в 2,1 раза больше, чем за аналогичный  период 2010-го.

      Таким образом, источником роста  белорусской экономики по-прежнему  остается внутреннее финансирование.

    Что же касается программы по привлечению  иностранных инвестиций с 2011 по 2015 год, то Правительство Республики Беларусь поставило следующие задачи:

    - увеличение объема инвестиций  в основной капитал в 2015 году  в 1,9 – 1,97 раза к 2010 году, кардинальное  изменение структуры инвестиционного  портфеля в пользу средств  производства (машин, оборудования, технологий);

    - рост объема привлечения прямых  иностранных инвестиций на чистой  основе (без учета задолженности  прямому инвестору за товары, услуги) до 7-7,5 млрд. долларов США  в 2015 году;

    Таким образом, анализ динамики за 2006 --- январь - сентябрь 2011 показал увеличение вложения инвестиций в Республику Беларусь. Самым крупным инвестором Республику Беларусь является Россия (72% от всех ИИ). Наиболее привлекаемой отраслью для иностранных инвесторов является транспортная, промышленная и торговая отрасль. Однако в структуре привлечения ПИИ преобладают долговые инструменты, что является неутешительным результатом.

 

3. 3  Направления совершенствования  механизма привлечения инвестиций  в Республику Беларусь 

    Приведенная выше статистика и анализ параметров привлечения ПИИ, оценка их влияния  на экономику Беларуси и её развитие, свидетельствуют о необходимости  стимулирования притока прямых иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь. Несмотря на постоянные попытки  улучшения инвестиционного климата в стране со стороны правительства, активность иностранных инвесторов остается относительно низкой, как справедливо отмечает Т.В. Шабаловская [18].

    Согласно  Е. Петрушкевич, Республика Беларусь является единственной страной из стран с  переходной экономикой, у которой  существует серьезный разрыв между  двумя показателями: индексом потенциального притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и индексом их реального притока, что свидетельствует об упущенных  возможностях привлечения ПИИ в  экономику по сравнению со странами-конкурентами [11].

    Например, Республика Беларусь недополучает новейшие технологии с притоком ПИИ. В стране в 2008 г. из 4 880 коммерческих организаций с иностранными инвестициями насчитывалось только 71 из организаций, которые представляют собой филиалы ТНК. Транснациональные компании, обладающие 80 % патентов на изобретение, распространяют новые технологии в странах с транзитивной экономикой и развивающихся только в рамках своих филиалов, находящихся в 100 %-ной собственности.

    Оценка  тенденций динамики международных  ПИИ в условиях мирового экономического кризиса показывает, что в ближайшие  годы прогнозируется привлечение их в страны с благоприятными институциональными факторами, наиболее привлекательными ресурсами, емким рынком  и активной политикой продвижения инвестиций. Об этом свидетельствуют исследования ЮНКТАД, Лозаннского Института развития менеджмента (IMD), компании «Эй. Ти. Кёрни Инк.» (США), агентства «Зе Экономист Интеллидженс Юнит». Среди стран с транзитивной экономикой особо привлекательными для ТНК будут крупные рынки с дешевой рабочей силой (Россия, Украина и др.). Наиболее успешными в привлечении ПИИ в 2011 г. будут и станут те страны с дешевой рабочей силой, которые сумеют воспользоваться снижением активности глобальных ПИИ для улучшения бизнес-среды, продемонстрируют склонность к технологической абсорбции и созданию комплекса инструментов привлечения ПИИ.

    Следовательно, Республика Беларусь столкнется в ближайшие  годы с очень жесткой конкуренцией за свободные международные инвестиционные ресурсы и в связи с этим будет подвержена риску значительного  притока более конкурентоспособного импорта товаров и услуг из России, Украины и Польши, т.е. стран  наиболее привлекательных для ПИИ. По фактору благоприятности деловой  среды у Республики Беларусь появились новые конкуренты за приток свободных международных инвестиционных ресурсов, а именно, Азербайджан, Грузия и Армения[19]. В связи с обозначенной ситуацией республика нуждается в последовательном и решительном реформировании экономики.

    Существует  немало  преград, которые усложняют  и тормозят возможность привлечения  средств белорусскими компаниями иностранных инвестиций:

  • нечеткость и запутанность законодательства и регулирующих мер;
  • неясность в вопросах собственности;
  • нехватка достоверной информации о стране;
  • низкая ликвидность финансовых инструментов;
  • достаточно высокие издержки вступления на белорусский рынок;
  • негативное отношение ряда стран-участниц Европейского Союза и США к построению в Республике Беларусь собственной модели развития;
  • резкое ухудшение экономической ситуации в 2011г. и возникновение макроэкономических дисбалансов.

    В настоящее время ключевыми препятствиями  для инвестиций в Беларуси являются:

  • законодательная нестабильность;
  • недостаточный уровень поддержки со стороны органов исполнительной власти;
  • низкая производительность труда;
  • отсутствие развитой сети сбыта и ненадежность поставщиков;
  • значительные затраты времени на получение необходимых разрешительных документов [15].

    На  протяжении последних лет в государственной  инвестиционной политике делался акцент на привлечении иностранных стратегических  инвесторов и приватизации крупных  инвестиционно привлекательных  предприятий путем преференций. Однако крупный институциональный  инвестор, в первую очередь ТНК, не может быть привлечен только за счет льгот. Для привлечения ТНК необходимо сместить акценты в инвестиционной политике от создания системы преференций  к созданию универсальных благоприятных  общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды.

    Для форсирования привлечения инвестиций основополагающим моментом должно быть решение вопроса собственности. Преобладающие в обществе формы  собственности влияют на общественно-политическое и экономическое развитие, на интересы разных социальных прослоек. Они формируют  экономическую систему страны и  сеть институций, поддерживающих ее функционирование. Проблема собственности является одной  из центральных в рыночной трансформации  экономики, ведь в ней одновременно концентрируются и переплетаются  вопросы экономического, финансового, социального и политического  характера.

    В целях привлечения иностранных  инвестиций государством в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь установлены  равные условия для ведения бизнеса  национальных и иностранных инвесторов. Однако процессы приватизации и разгосударствления в нашей стране в отличие от ряда стран с переходной экономикой, например России и Украины, протекали  крайне медленно. Например, Н. Ульянова отмечает, что для повышения инвестиционной привлекательности республики Беларусь следует ускорить процесс разгосударствления и приватизации. Но процесс перехода из унитарной формы собственности в открытое акционерное общество (при сохранении преобладающей собственности государства в акционерном капитале) фактически не оказывал влияния на хозяйственную деятельность предприятий. Обращает на себя внимание и тот факт, что приватизация в Беларуси проводилась при фактическом отсутствии фондового рынка [15].

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики РБ